Психологи МГУ определили основные факторы учебной мотивации ребенка
Представители научно-образовательной школы МГУ «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект» показали, что саморегуляция и рабочая память оказывают значительное влияние на уровень учебной мотивации у детей.
Результаты исследования представлены в журнале Acta Psychologica.
Маленькие дети демонстрируют индивидуальные различия в учебной мотивации еще до того, как они пойдут в школу. Это говорит о том, что на мотивацию влияют различные факторы, включая индивидуальные особенности ребенка и домашнюю обстановку.
До недавнего времени считалось, что маленькие дети не реагируют на успехи и неудачи так же, как дети старшего возраста. Однако исследования показали, что уже в раннем возрасте дети обращают внимание на то, как другие оценивают их результаты, и демонстрируют положительные эмоциональные реакции на успех и отрицательные эмоции, когда они терпят неудачу. С трехлетнего возраста дети переживают успехи и неудачи более ярко, чем дети младшего возраста.
Мотивация ребенка к обучению играет важную роль в вовлечении в учебу и влияет на траектории академического роста ребенка на разных этапах обучения. Достижение любой поставленной цели предполагает сочетание устойчивой мотивации и навыков саморегуляции. Дефицит хотя бы одного из этих компонентов существенно сокращает вероятность реализовать задуманное.
«О работе мотивации и саморегуляции в детском возрасте известно гораздо меньше, чем у подростков и взрослых. Одной из причин чему является трудность в их различении. Например, настойчивость ребенка в выполнении задания может рассматриваться и как показатель мотивации, и как поведенческое проявление саморегуляции. Именно здесь рождается педагогическая дилемма о том, как можно помочь ребенку, который бросает начатое на полпути: тренировать навыки саморегуляции или любыми способами поддерживать его интерес?» – рассказал заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александр Веракса.
В результате проведенного исследования ученым удалось показать, что навыки саморегуляции способствуют формированию более устойчивой и надежной учебной мотивации ребенка. Так, интерес и удовольствие от участия в организованных педагогом занятиях возрастает вместе с объемом визуальной и речевой информации, который ребенок способен удерживать в рабочей памяти. А умение сдерживать импульсивные реакции прямо связано с тем, насколько ребенок лично вовлечен в образовательный процесс. Сложности с самоконтролем приводят к тому, что дети либо совсем избегают занятий, либо отвлекаются в процессе и необдуманно повторяют действия за сверстниками.