Программы воспитания в дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях
Институт воспитания РАО разработал Примерные рабочие программы воспитания. 24 ноября в Москве в ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления» прошёл межрегиональный семинар Центрального федерального округа «Программирование воспитания в образовательных организациях» по вопросам организационно-методического сопровождения внедрения рабочих программ воспитания. Специалисты обсудили инновационный образовательный проект.
Программы воспитания – обязательная часть основной образовательной программы, регламентирующая воспитательный процесс в дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях.
Программы помогают образовательным организациям решить проблему личностного развития обучающихся, создания условий для самоопределения и социализации. Результатом реализации программ является приобщение учеников к традиционным культурным и духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, нормам поведения в российском обществе.
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» разработал Примерные рабочие программы воспитания, на основе которых образовательные организации создают свои документы, корректируя разделы в соответствии с культурными, географическими, социальными и другими особенностями региона или организации.
Примерные рабочие программы воспитания одобрены Федеральным учебно-методическим объединением.
Познакомиться с программами воспитания можно по ссылке.
На пленарном заседании участников поприветствовала Наталья Агре, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». В своём выступлении она акцентировала внимание на едином подходе к разработке методических материалов, а также пригласила к сотрудничеству все научные коллективы образовательных организаций России:
«Институт воспитания на сегодняшний день — это организационная структура, которая сохраняет важные смыслы в системе воспитания, но при этом открыта к тому, чтобы ретранслировать эффективные подходы и методики в образовательных организациях нашей страны, и мы приглашаем к сотрудничеству все научные коллективы. Объединив усилия, мы создадим единое воспитательное пространство, которое будет слаженно работать во благо счастливого будущего подрастающего поколения.
Сегодня мы с огромным удовольствием представим вам и наши подходы к организации воспитательной работы, и я очень надеюсь, что сегодняшнее обсуждение и та информация, которую мы вам представим, будет полезна в вашей работе», — сказала Наталья Валентиновна.
Илья Цветков, проректор по учебно-методической работе и контролю качества образования Академии социального управления (АСОУ), отметил, что во всех образовательных организациях Московской области с 1 сентября 2021 года были введены программы воспитания. А уже в текущем году они были актуализированы в соответствии с примерной программой, разработанной Институтом воспитания.
«Сегодня воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных ведомств и институтов гражданского общества. Именно поэтому в каждом федеральном округе проходят такие масштабные встречи специалистов в области воспитания, призванные способствовать обновлению содержания воспитания, внедрению новых форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания», — добавил он.
Михаил Нечаев, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики воспитания и дополнительного образования АСОУ, подробно рассказал о том, как проходит работа региона по внедрению программы воспитания и её актуализации во всех образовательных организациях.
АСОУ осуществляет тьюторское сопровождение реализации программ воспитания в дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях.
Перед созданием системы по разработке и внедрению программ воспитания было проведено исследование профессиональной компетентности педагогов образовательных организаций. Результаты этого анкетирования помогли организовать систему повышения квалификации на региональном уровне.
Для специалистов дошкольных образовательных организаций была разработана программа повышения квалификации «Воспитательная деятельность в дошкольной образовательной организации: от проектирования к успешной реализации», по которой Академия социального управления обучила более 3000 человек. В 2021 году была открыта линия консультационной поддержки педагогов по вопросам проектирования и реализации рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы.
В Московской области проводятся мероприятия для специалистов дошкольных образовательных организаций: Международная научно-практическая конференция по дошкольному образованию, региональный интернет-форум «Воспитательный потенциал дошкольной образовательной организации: теория и практика», цикл вебинаров в рамках научно-методического сопровождения проекта «Подмосковный Preschool: стандарт детского сада», Международная научно-практическая интернет-конференция «Дошкольное образование: проблемы, тенденции развития и инновации».
Сегодня в Московской области программы воспитания реализуют 1222 общеобразовательные организации. В рамках сопровождения внедрения рабочих программ воспитания для специалистов из школ проведены 4 целевые программы дополнительного профессионального образования, 9 проблемно-тематических и научно-методических семинаров и 6 вебинаров по актуальным проблемам проектирования и реализации рабочих программ воспитания. Кроме того, на Первом региональном форуме классных руководителей Московской области и Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Развитие социокультурной среды образовательной организации в условиях реализации национального проекта «Образование» были представлены эффективные практики реализации программ воспитания. Раз в неделю проводится областной методический вебинар «Час завуча 5».
Для специалистов средних профессиональных организаций проводятся региональные вебинары: «Актуальные вопросы реализации воспитательной работы в ПОО в современных условиях», «Воспитательная деятельность ПОО: первые итоги внедрения рабочих программ воспитания в СПО МО» и другие. После еженедельных классных часов «Разговоры о важном» осуществляется мониторинг для выявления лучших практик.
АСОУ публикует методические статьи и рекомендации для специалистов образовательных организаций всех уровней.
«В Московской области сложилась целостная региональная система сопровождения, которая позволяет нам выстроить эффективную логическую линию движения от развития профессиональных компетенций руководящих и педагогических работников в проектировании и реализации рабочих программ воспитания до реализация государственной политики в сфере воспитания и социализации обучающихся. Всё это ведёт к личностному развитию и успешной социализации обучающихся в едином гражданском обществе России», – подвёл итоги Михаил Нечаев.
На семинаре в Москве Институт воспитания представили:
- Оксана Шестакова, кандидат технических наук, заместитель директора Института воспитания по научной работе;
- Анна Теплова, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института воспитания;
- Светлана Лобынцева, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института воспитания;
- Прасковья Прокина, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института воспитания;
- Надежда Новикова, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института воспитания.
На мероприятии специалисты работали по трём секциям:
- для дошкольных образовательных организаций;
- для общеобразовательных организаций;
- для профессиональных образовательных организаций.
В конце мероприятия специалистам презентовали журнал для родителей и педагогов «Семья и школа», который выпускает Институт воспитания при поддержке Министерства просвещения РФ. Издание выходит один раз в три месяца. Журнал доступен в цифровой и аудиоверсии на сайте семьяишкола.рф. Кроме того, его можно послушать и посмотреть, переходя по QR-кодам на страницах.
Программы воспитания – обязательная часть основной образовательной программы, регламентирующая воспитательный процесс в дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях.
Программы помогают образовательным организациям решить проблему личностного развития обучающихся, создания условий для самоопределения и социализации. Результатом реализации программ является приобщение учеников к традиционным культурным и духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, нормам поведения в российском обществе.
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» разработал Примерные рабочие программы воспитания, на основе которых образовательные организации создают свои документы, корректируя разделы в соответствии с культурными, географическими, социальными и другими особенностями региона или организации.
Примерные рабочие программы воспитания одобрены Федеральным учебно-методическим объединением.
Познакомиться с программами воспитания можно по ссылке.
Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования занимается научно-исследовательской деятельностью по изучению актуальных проблем воспитания и развития детей в современном обществе. Это ведущее научное учреждение, определяющее стратегические приоритеты развития воспитания в России. В числе проектов Института такие как: разработка программ воспитания и методических рекомендаций по их внедрению, Всероссийский конкурс педагогических работников «Воспитать человека», Всероссийские проекты «Открытые уроки» и «Открытые родительские собрания», журнал для родителей и педагогов «Семья и школа» и другие. Институт реализует и поддерживает программы в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».
Пресс-служба Института воспитания