Познание себя – важнейшая задача образования
О роли педагога в жизни детей и подростков делится директор Ютановской школы (село Ютановка, Белгородская область) Александр Жменя.
Школа для ребенка, а не против него
Я часто думаю о том, насколько важна сейчас потребность человека, особенно молодого, познать себя. Наверное, удовлетворение этой потребности возможно совместить с предметными целями. Но это сложная задача для школы, потому что многие педагоги пока не прониклись ее значимостью.
Дети меняются очень быстро, а мы за ними не успеваем, плохо понимаем ребенка. К тому же результат обучения засчитывается в конечном итоге по предметным знаниям.
Согласитесь, это странно. Мы одиннадцать лет стараемся научить ребенка излагать свои мысли, вести диалог, а на ЕГЭ все это не востребовано. Листок, ручка и строгий регламент по поводу ответов. И от того, как ты заполнишь этот листок, в большой степени зависит твое будущее.
Дети это прекрасно понимают. Если у ученика условно 13 предметов, а сдавать ему 3–4, на них-то он и сосредоточится, а на остальные махнет рукой. Но учителя по этим предметам не ослабляют требований, что создает эмоциональное напряжение у выпускников. Поэтому я стараюсь как учитель свести эти требования к минимуму, понимая реальное положение вещей: с 10 класса все концентрируются на подготовке к ЕГЭ.
Управленческие трудности
Тяжело в школе со сменяемостью кадров, и этим никто не занимается. А вопрос важный, ведь в давно сложившемся коллективе вряд ли могут возникнуть новые идеи, желание перемен. При таком положении вещей ничего не сдвинешь с привычной точки.
Управленцы же фактически считаются муниципальными служащими, поэтому львиная доля времени уходит на исполнение дикого количества поручений чиновников. В таком режиме я, например, практически не могу даже ходить к учителям на уроки – нет времени, да и телефон трезвонит постоянно.
Отчетность управленцев и педагогов нарастает просто на глазах. Причем чем больше говорят об этой проблеме, тем острее она становится. Только это не называется «отчётность» – опросы, регистрации на сайтах, порталах, различные диктанты, голосования и т. д.
Закономерно, что при этом учителя стали тратить меньше времени на качественную подготовку, например, к праздникам. Вместо того чтобы украсить класс, создать настроение, просто включают презентацию. И так происходит не только в моей школе.
Мы сами не заметили, как стали пренебрегать важными мелочами, которые могут существенно повлиять на взрослеющего человека. Слово, заставляющее задуматься, образ, традиция блекнут и отступают перед бессодержательной суетой.
Противостоять этой нарастающей обезличенности может уровень межличностных отношений, порождающий доверие. Иногда, глядя на ребенка, думаешь, что он настолько вызывающе или отстраненно ведет себя, что его ни за что не удастся вовлечь в какую-то общую работу. Но учитель или классный руководитель поговорит по-человечески – и даже уговаривать не надо, ребенок просто на глазах меняется.
Глядя, к примеру, на выпускной класс, я всегда могу сказать, работал ли классный руководитель на установление доверительных отношений. Чем больше работал, тем лучше результаты у класса. Не знаю, как это работает, но подтверждается всегда.
Тем не менее большинство педагогов не готовы нормально говорить с ребенком на его языке, ведь это непросто, эмоционально затратно, приходится отвечать на трудные вопросы. К тому же, подготовка педагогов не предусматривает изучение способов помощи детям в самопознании. Как они справятся с такой задачей? Многие с собою до сих пор не разобрались.
А детям внимание и участие в их жизни взрослых очень нужно. Когда у меня выпадает возможность уделять 5–10 минут на разговор с детьми, и буквально через несколько минут после этой беседы ученик заходит ко мне в кабинет просто потому, что у него есть потребность продолжить разговор тет-а-тет, я бросаю все и с ним разговариваю. Темы разговоров бывают самые разные: мировоззренческие вопросы, сложности в отношениях, музыкальные пристрастия. Ученик приходит и говорит: «Я слушаю такую-то музыку. Что вы об этом думаете?» Я рассказываю, что думаю, подчеркивая, что это мое личное мнение, а у него может быть другое, и это нормально. И подросток уходит удовлетворенный, с ощущением, что его мысли заслуживают внимания.
Дефицит значимых взрослых
Педагог должен быть готов к доверительному диалогу, к поддержке еще и потому, что родители перестают разговаривать с детьми: все силы и время уходят на зарабатывание денег. Я однажды спросил родителей одиннадцатиклассников, знают ли они, куда их дети подают документы. Большинство промолчали, а один папа сказал: сын взрослый, сам разберется. А ведь там очень запутанная схема подачи документов, не разобравшись с ней, можно лишиться возможности поступить в вуз. Но родители не обсуждают даже эту критическую ситуацию. Бывает, что нам с классными руководителями приходится помогать выпускникам подать документы.
То есть дети тусуются в своей среде, в соцсетях, но испытывают серьезный дефицит общения с заинтересованными, доброжелательными взрослыми. Школа же редко считает это своей задачей, к сожалению. А значит, не работает на улучшение атмосферы, на укрепление доверия.
Возможно, решению проблемы поможет введение курса «Человекознание», который предлагает Э. Слабунова. Думаю, что готов даже лично попробовать реализовывать этот курс. У меня получается выстроить доверительные отношения со старшими школьниками (не со всеми, конечно). Они говорят мне то, что никому больше в школе не рассказывают, приходят, когда хотят разобраться в себе. А я стараюсь соответствовать этому уровню доверия.