Портрет в музыке: в каждой интонации спрятан человек
Урок музыки в 3 классе
Митрофанова Александра Васильевна, учитель музыки МАОУ СОШ № 67, г. Тюмень
Цели:
Образовательная: дать понятие о выразительных и изобразительных возможностях музыки на примере попевки «Разные ребята», С.С. Прокофьева «Болтунья»; объяснить смысл и значение музыкальной интонации на примере музыки Прокофьева «Золушка».
Воспитательная: воспитывать интерес к музыке Прокофьева, внимание при звучании музыки, желание исполнять и слушать музыку.
Развивающая: развивать умение вслушиваться и анализировать музыкальное произведение, умение передавать характер музыки голосом, мимикой, жестами.
Оборудование: музыкальный инструмент, диски, ноутбук, проектор, экран, книга «Золушка», иллюстрации к «Разным ребятам», «Болтунье», портрет С.С. Прокофьева, портрет А.Л.Барто.
Ход урока:
I. Орг. момент
Вход учащихся под музыку. Музыкальное приветствие (пение)
II. Актуализация знаний
— Может ли художник передать время года, суток? При помощи чего?
— Может ли поэт и писатель? При помощи чего? (слов и интонации)
— А композитор? При помощи чего?
Художник показывает лишь отдельный момент, но не может показать действие в движении. А музыкант может передать утреннее настроение…
Я знаю, что вы на прошлом уроке разучили песню, которая передает настроение. Сейчас я сыграю два разных варианта мелодии этой песни, а вы должны понять, какое настроение… (грустное, веселое), т.к. это будет разное утро.
— Какое настроение у вас было, когда вы шли сегодня в школу?
Исполнение песни 2 раза
III. Изучение нового материала
Сегодня мы понаблюдаем, может ли композитор передать портрет человека. (Показ портрета А.Барто)
Сейчас я вам прочитаю стихотворение замечательной русской писательницы А. Барто, послушайте его внимательно… (Чтение «Болтунья Лида»)
Подберите портрет девочки из представленных иллюстраций.
— Почему? За счет чего? Как вы определили?
— Ребята, как называется быстрый темп прочтения, говорения? (скороговоркой)
А смог ли композитор передать это, мы сейчас узнаем… (Слушание музыки)
— Итак, смог ли композитор передать? При помощи чего? (Быстрый темп, веселый характер)
У меня есть еще одни ребята, а кто они — я вам спою… (Попевка «Разные ребята»)
— Какие ребята оказались у меня? (Разучивание попевки)
— Смогли ли мы с вами пением передать характер?
Да, мы можем, как и художник, писатель и композитор передать характер произведения. Я вам приготовила сюрприз, а что это будет за сюрприз, вы узнаете в конце урока.
Посмотрите, какую замечательную книгу я принесла вам сегодня на урок!
— Что это за книга? (Книга «Золушка»)
Когда я была маленькая, я всегда просила родителей прочитать эту сказку. Она мне так нравится, что я решила поделиться с вами впечатлениями.
— А вы читали эту сказку? Что произошло с бедной Золушкой?
Попав однажды на бал, она почувствовала себя счастливой, но убегая, она потеряла туфельку…
— Что же было дальше?…
Вот и настал мой сюрприз, сейчас мы с вами увидим продолжение сказки в исполнении балета на льду. (Просмотр)
— Что на ногах у артистов?
— Что такое балет? (Балет — музыкально-драматическое произведение, где действие передается при помощи музыки, танца, костюмов, декораций)
— Где и что происходило? Какая Золушка? Какой танец она танцевала? (Вальс)
— Что же произойдет дальше? Как музыка передает образ сестер, Золушки и принца?
Источник: конспекты-уроков.рф