Понятнее, динамичнее, ярче: как разнообразить уроки с помощью бесплатных цифровых сервисов

С переходом на онлайн-обучение стало очевидно, что классические методы преподавания отходят на второй план. Задача педагогов — найти подход к ученикам, которым интереснее листать ленту в TikTok и Instagram, чем читать параграфы в учебнике. О том, как разнообразить уроки с помощью бесплатных сервисов, рассказывает Игорь Зорихин, учитель географии МБОУ «СОШ № 3» города Верхняя Салда, победитель конкурса «Учитель года-2021» в номинации «Эффективность использования интерактивных средств обучения».

Оживляем Zoom

Самоизоляция осталась в прошлом, но ни один эксперт не может с уверенностью заявить, что прошлогодний карантин не повторится. Инфекция ежедневно вносит свои коррективы, и классы заболевших по-прежнему переходят на дистант. В таких условиях ученикам особенно нужен личный контакт с преподавателем, и просто монотонного общения в Zoom для «цифровых» детей не достаточно.

Забудьте про привычный PowerPoint — «стандартными» презентациями школьников уже не впечатлить. Клиповое мышление подростков требует разнообразия цифрового контента.

Поэтому параллельно демонстрируйте в Zoom не один, а несколько экранов. Так течение одного урока вы сможете посмотреть тематический сюжет, показать скан документов или кроссворд, запустить аудиофайл.

Будьте ярче. Измените виртуальный фон в программе, чтобы позади Вас во время урока была не стена комнаты или школьного кабинета, а привлекающие внимание иллюстрации. Например, географическая карта или изображения литературных персонаже.

Не забывайте о любви школьников к сетевому общению. В чате просите писать ответы на вопросы и делиться впечатлениями от урока. Дети оценят удобство онлайн-работы с письменными заданиями, а вам будет гораздо легче проверять ответы.

Google-формы в помощь

Ицнформация гораздо лучше усваивается в игровой форме. Просто и бесплатно воплотить edutainment-подход (от «education» и «entertainment» — образование и развлечение) помогут Google-формы.

Этот сервис позволяет провести опрос учеников, сэкономив время на создание quiz’а. Тест можно провести во время онлайн-занятия, запустить на интерактивной доске в классе или отправить ученикам в качестве домашнего задания. Если вы никогда не пользовались Google-формами, на сайте есть подробная инструкция, а готовые шаблоны помогут быстро выбрать привлекательный дизайн.

Попробуйте создать викторину, чтобы у ученика было ограниченное время для ответа на каждый вопрос. Тот, кто лучше всех ориентируется в теме и закончит быстрее остальных, получит призовое место приз.

От меловой доски к интерактивной

Еще один удобный изнструмент, который пригодится и после дистанта — интерактивыные доски. Они отлично подходят для мозговых штурмов, построения ассоциативных рядов и для рисования онлайн. Попробуйте предложить ученикам так проиллюстрировать основные тезисы и выводы после урока.

Тройка подходящих сервисов:

  1. Miro — онлайн-доска с большим запасом стикеров и шаблонов, которые пригодятся поклонникам метода поиска причинно-следственных взаимосвязей «фишбоун».
  2. Ginzy — интерактивная доска, подходящая не только для брейнстормов, но и для создания анимированных онлайн-уроков.
  3. Limnu — белая доска, напоминающая привычную классную, — облегчает работу в командах, особенно в ограниченном пространстве класса. Отличным инструмент для скрайбинга — освоения материала через визуальные ассоциации).

У этих онлайн-ресурсов есть один минус — они доступны только на английском языке (хотя доски Miro и Limnu поддерживают русский алфавит). Впрочем, учителя английского смогут легко обратить этот минус в плюс.

Материал подготовлен совместно с благотворительным фондом «Эмпатия». Вместе с Высшей технической школой города Тулы фонд организовал курсы по цифровым инструментам в работе педагога для преподавателей школ Верхней и Нижней Салды в Свердловской области. Игорь Зорихин стал одним из первых выпускников программы и получил грант от Фонда для дальнейшего обучения.


Источник