Песня – душа народа
Мастер-класс для школьных учителей музыки
Карамышева Светлана Юрьевна, учитель музыки МОУ СОШ №3, г.Красный Кут, Саратовская область
Цель: донести ценность русских народных песен.
Задачи:
— показать метапредметность данного занятия;
— разучить образцы русских народных песен;
— мотивировать аудиторию к овладению универсальными учебными действиями.
Ожидаемые результаты:
— практическое освоение нетрадиционных приемов в преподавании музыки, направленных на развитие интереса к музыке и формирование УУД;
— приобщение педагогов к творческой идее, раскрытие личного потенциала и роста мастерства;
— повышение уровня профессиональной компетентности.
Материалы и оборудование для педагогов: брусок красного пластилина; две киянки; пластиковая подставка — доска под пластилин; «зёрна» из жёлтого пластилина; «зёрна» из чёрного пластилина; рабочие листы №1, №2
Ход мастер-класса:
— Коллеги! Прошу вас обратить внимание на рабочий лист №1. (рабочий лист №1, 2)
— Знакомы ли вам эти тексты? (Это русские народные песни)
Как бы вы озаглавили эти куплеты? (Жанры народных песен). Запишите.
Предлагаю вам послушать фрагменты русских народных песен и дать волю своим эмоциям и чувствам
Звучит попурри русских народных песен (р.н.п.)
Вот я за вами внимательно наблюдала, когда звучала музыка, и заметила, что сначала вы воодушевились, потом задумались, затем даже кто-то притоптывал…
— Почему вы хотели петь, грустить, танцевать? (по характеру песен)
— На что воздействовали народные песни? (на чувства, на душу)
Песня – душа народа. Это факт. В процессе нашего занятия нам предстоит выяснить, почему же р.н.п. называют душой народа? Для начала давайте попробуем угадать названия жанров народных песен. Я пою, вы называете жанр. Подписываете названия.
Исполнение, угадывание жанров р.н.п. (2 слайд: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные)
— Почему эти жанры возникли на Руси? (Что людей окружало, о том они и пели)
Вдумаемся в смысл таких выражений (на слайде добавляются цитаты)
«С песней на Руси родились»
«С доброй песней и жизнь хороша»
«Вся Россия просится в песню»
«Песня русская в хлебах…»
— Можно ли эти выражения использовать в качестве эпиграфа для каждого жанра?
Попробуйте подобрать эпиграф к каждому куплету.
3 слайд «С песней на Руси родились» (колыбельные)
Объясните свой выбор. (Ребёнок рождается, слышит колыбельную матери, получает первый жизненный опыт добра, любви)
4 слайд: «С доброй песней и жизнь хороша» (игровые; хороводные; лирические, потому что о любви)
Поразмышляйте над своим предположением. (Человек вырастает, видит окружающий мир, радуется жизни – играет, в праздники водит хороводы, наслаждается природой).
Обратите внимание! Эту информацию вы не читали?!
— А как же вы сделали правильный выбор? (На основе размышлений из собственного жизненного опыта и наблюдений)
— Кто-нибудь знает, почему на Руси стали водить хороводы? Когда? (Ответы) Это древнейший русский народный танец-песня культового происхождения.
— От какого слова произошло слово «хоровод»? (Водить хором).
Но хор ни с того ни с сего не запоёт и не затанцует. Должен быть зачинщик, водящий, который направлялся к соседней избе. Брал с собой соседа. Шли к другой избе. По цепочке, от избы к избе к хороводу присоединяются все новые и новые участники, пока он не замкнётся в круг. Движение по кругу осуществлялось слева направо
По очереди все участники мастер-класса образуют хороводную цепочку, которая замыкается в круг
— Вам это что-то напоминает? Ваши ассоциации? (Солнце, вертится земля).
Язычники веровали в бога Ярила – солнца, как источника жизни.
— Какие же праздники не могли обойтись без хоровода? (Связанные с весенним равноденствием — проводы масленицы). Кроме того, в хороводе люди социализировались. Во время танца обсуждались насущные проблемы, заводились знакомства, завязывались романтические отношения.
5 слайд «Вся Россия просится в песню» с картинкой-подсказкой карта России – протяжные
Почему вы так решили? Даю подсказку! Что это? Карта России. (География России отличается большой протяжённостью, ширь полей, лесов, длинные реки отражаются, как в зеркале, в мелодии русской песни)
Давайте сравним географическую линию Волги на карте и мелодическую линии.
Исполнение с показом на карте Волги «Вниз по матушке по Волге»
Мелодическая и географическая линии во многом совпадают. Обратите внимание на рабочий лист №2 с графической схемой этой песни с чёрточками. Это звуки в пространстве. Попробуйте их спеть со мной со словами (лучше по слайду).
Исполнение по чёрточкам-звукам
А теперь соедините звуки единой плавной линией.
— Что получилось? (Кривая, волна).
— На что она похожа? (Получился фрагмент Волги, кардиограмма сердца)
Не зря Волгу называют сердцем России, матушкой, которая приносит экономическую пользу стране (рыболовство, транспортировка, туризм, ГЭС).
Каждый народ складывает песни исходя из климатического пояса своего края. Например, народные песни Севера России простые, неторопливые. Там складывали былины о богатырях — защитниках Родины. И музыка проникнута холодным ровным спокойствием и степенностью. Климат влияет на характер людей. Поэтому южные казачьи песни более подвижные, танцевального характера.
— Догадайтесь, где родилась песня «Вниз по матушке по Волге»? (В северной части России, где начинается Волга)
6 слайд: осталось последнее выражение «Песня русская в хлебах…» картинка — трудовые).
— Почему они так называются? (Их сочиняли в труде) Для чего? Проведем игру-исследование.
Вызвать 2 участника
Игра-исследование
Горстка шариков из пластилина — это условно зёрна льна. Ваша задача – посадить лён в ряд через одинаковые расстояния. А поскольку поле огромное, работа рутинная, долгая, то поможем сами себе песней.
Инсценировка песни «Уж мы сеяли ленок»…
РЕФЛЕКСИЯ. Посмотрим, кто качественнее засадил поле? (сравнивают)
— Значит, как трудовые песни помогали людям во время работы? (Качественно делать работу, психологически разгружаться)
А теперь отправляемся в кузню (7 слайд: картинка — кузня). Мне нужен 1 помощник. Брусок пластилина – это раскалённый металл, который имеет свойство быстро остывать. Нам нужно успеть выковать симметричную деталь с двух сторон, пока металл не остыл (используются две киянки, брусок красного пластилина и пластиковая подставка)
Инсценировка песни «Во кузнице»
РЕФЛЕКСИЯ. Посмотрим, что получилось (Деталь одинаково сплющена с обоих концов). Что помогла вам понять песня, когда её инсценировали в диалоге? (Понять смысл музыки, её ритм)
ВЫВОД. Вы обратили внимание, что в процессе знакомства с жанрами русских народных песен мы коснулись целой системы знаний из разных предметных областей? Каких? (География, история, изобразительное искусство, математика, литература и т.д.).
ИТОГ. И теперь наверняка вы можете ответить на проблемный вопрос занятия: почему русская песня – душа народа?
Что такое душа? (Жизнь, которая динамична, переменчива). В песне отражается вся жизнь народа, с его характером, традициями, историей, культурой.
Русский человек прожить без песни не может. Это не моё открытие. Об этом свидетельствуют строки из песни Дунаевского и Лебедева-Кумача «Нам песня строить и жить помогает».
— А в наше время сочиняют народные песни? (Быт обустроен, ритм жизни другой, темп технологичности ускоряется). Но душа русского человека осталась прежней. И в настоящее время уже композиторы и поэты создают песни, которые получили всенародное признание.
Исполнение песни А. Островского, Л. Ошанина «Песня остаётся с человеком»
— Я желаю вам найти такую песню, которая бы сопровождала вас по жизни и помогла добиться успехов, стать счастливыми. Считайте это пожелание вашим домашним заданием.