Первый раз в первый класс: поговорим о психологической готовности ребенка сесть за парту
Это нам, взрослым, кажется, что ничего страшного не происходит. Для ребенка перемена в жизни — стресс. Будет он со знаком «плюс» или со знаком «минус», во многом зависит от родителей. Об этом расскажет сегодня психолог, логопед, специалист по раннему развитию детей Анастасия Миллер.
Что можно успеть сделать, показать, рассказать ребенку за оставшиеся недели до того, как малыш впервые сядет за парту?
Адаптация первоклассника длится от 10 дней до нескольких месяцев. На это влияют многие факторы: специфика школы, характер ребёнка и его уровень готовности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса и внеурочной деятельности, а также атмосфера в семье.
Обычно в последний месяц перед школой родители бросают все силы, чтобы научить ребенка тому, на что отводится целый учебный год, — читать лучше всех в классе или красиво выводить буквы в прописи. На самом деле это не самое главное, на что стоит обратить внимание перед началом занятий.
Что важно
1. Отрегулируйте режим дня. Чтобы школа не вызывала стресс, обязательно соблюдайте это правило. Режим можно составить вместе с ребенком и обращать внимание будущего первоклассника на указанные в нем дела. Составляйте чек-листы, используйте планеры. Вместе проверяйте, что сделано, а что нет. Этот прием подходит и для развития ответственности, чувства времени.
2. Научите ребенка следовать инструкциям. Школьная жизнь для первоклашки — это новые правила и инструкции. Научите ребенка лучше понимать просьбы и задачи. Просите его выполнять несложные домашние обязанности. Давайте ему простые и понятные инструкции. Важно за это хвалить.
3. Позаботьтесь о безопасности. В оставшиеся недели почаще говорите ребенку о правилах безопасности на улице: как переходить дорогу, как реагировать, если к нему обращается незнакомец. Во время прогулок объясняйте детям, как переходить дорогу, какой путь в школу выбрать и чем отличается безопасный путь от опасного, показывайте, как следует себя вести. Проходите путь от дома до школы и обратно, закрепляйте навыки безопасного поведения. Потренируйтесь: пусть ребенок самостоятельно пройдёт путь от дома до школы. Сопровождайте его на некотором отдалении и посмотрите, как он ведет себя. Понаблюдайте, как ваши дошколята действуют на улице: останавливаются ли перед тем, как ступить на проезжую часть, смотрят ли по сторонам при переходе дороги, не отвлекаются ли от пути на проходящую мимо собачку.
Не забудьте купить
Помимо школьной формы, ранца, канцелярии и учебников, важно обратить внимание на необходимые вещи для организации учебного процесса и дома. Домашние задания составляют очень большую часть всего обучения. Важно, чтобы мебель, которую использует ребенок для выполнения домашней работы была комфортной, эргономичной, удобной и красивой, что немаловажно. Ведь так много зависит от атмосферы, в которой ученику приходится справляться с домашними заданиями.
Также, приобретая товары для школы, помните, что канцелярия должна быть качественной, удобной и приятной для ребенка. Ведь от этого во многом зависит желание вашего ребенка учиться, а значит, и его успехи в учебе.
Кому будет сложнее на первых порах – непоседе или медлительному ребенку? К чему в таких случаях быть готовым мамам и папам?
Психоэмоциональный стресс испытывают все дети без исключения.
Первые две-три недели – самые сложные для первоклассников. В этот период перенапряжение нервной и других систем и органов ребенка может быть причиной повышенной утомляемости, головных болей и других недомоганий, ухудшения аппетита, проблем со сном, ослабления иммунитета. Так проявляет себя синдром 7 сентября. В группе риска дети-астеники и медлительные детки. Для них особенно важно соблюдение режима дня, полноценный ночной сон, по желанию ребенка – дневной сон, сбалансированное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, посильная физическая нагрузка, спокойная обстановка дома».
Непоседы испытывают сложности с концентрацией внимания: рассеянность, суетливость, неусидчивость, моторная неловкость – с такими проблемами сталкиваются до трети первоклассников. Расторможенные дети не понимают роли учителя, не способны объяснить, для чего они ходят в школу – как говорят психологи, у них не сформирована учебная мотивация.
Устранить признаки синдрома двигательной расторможенности помогут уравновешенный режим дня, ежедневные прогулки, успокаивающие ванны, спокойное времяпрепровождение перед сном. Для развития внимания и произвольности необходимо приобщать ребенка к интеллектуальным играм с правилами (шашки, шахматы, нарды, го и др.).
Так же к новому укладу жизни с большим трудом привыкают несамостоятельные и неуверенные в себе дети, которые не посещали детский сад и стали жертвой материнской гиперопеки. Таких первоклассников мучит страх нового и неизвестного (т.н. неофобия). Для того чтобы избавить малыша от этого страха, требуется работа — и ребенка, и родителей — с психологом.
Дети с эмоциональной незрелостью тяжело переживают длительное ограничение двигательной активности, настоящей пыткой для них становится выполнение школьных новых обязанностей – иногда трудных, скучных и неинтересных. Родителям следует сосредоточиться на развитии у ребенка волевых качеств. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего школьника были посильные обязанности по дому, а непривлекательную для него работу превратите в увлекательную игру.
«Вдруг у меня не получится!». Первые неудачи в учебе, реальные и мнимые.
Страх перед неуспехом возникает у ребенка, если излишне требовательные родители внушают ему: «Ты всегда должен быть первым!», расстраиваются или наказывают из-за низких отметок. Отсутствие поддержки со стороны самых близких людей он переживает очень болезненно – начинает сомневаться, любят ли его родители, чувствует себя виноватым из-за того, что не оправдывает их ожиданий.
Для того чтобы не допустить подобных ситуаций, следует помочь маленькому ученику. Если ребенок испытывает сложности с учебой, прежде всего убедите его в том, что вы любите его просто потому, что он есть, а вовсе не за успехи в школе. После возвращения ребенка из школы не торопитесь удовлетворять свое любопытство вопросом: «Какую отметку ты сегодня получил(а)?», – лучше расскажите о том, как прошел ваш день, потом ненавязчиво поинтересуйтесь: «А у тебя что интересного произошло?», чуть позже – «Что нового и интересного ты узнал(а) сегодня в школе?».
Когда ваш школьник корпит над домашним заданием, не критикуйте! Находите повод похвалить его – даже в том случае, если он допускает огрехи и ошибки. Например: «Этот крючок у тебя сегодня здорово получился – гораздо аккуратнее, чем вчера!». Не отказывайте в помощи, если ребенок обращается к вам с такой просьбой, но не поддавайтесь искушению сделать домашнее задание целиком – позвольте ребенку испытать удовлетворение от того, что он сам справился с трудной задачей. Ни в коем случае не сравнивайте своего первоклассника с другими детьми – это негативно сказывается на его самооценке.
Какие родительские ошибки в воспитании приводят к тому, что у ребенка 6-7 лет низкая самооценка?
Недостаток внимания, завышенные требования, частые наказания и унижения, низкий уровень притязаний у родителей. Если маленький человек часто слышит в свой адрес от самых значимых взрослых: «Ты не умеешь!», «Ты плохой!», «У тебя не получится!», он верит им и вырастает с негативными убеждениями о самом себе. Поэтому родителям следует быть щедрыми на похвалу, искренне радоваться даже скромным достижениям ребенка, стимулировать его самостоятельность в разных видах деятельности.
Как настраивать ребенка на выполнение домашних заданий?
Если вы хотите сохранить учебную мотивацию вашего ребенка, не делайте с ним уроки от начала и до конца, лучше научите его учиться и предоставьте ему самому справляться со школьной программой. Свою-то вы когда-то уже прошли, дайте пройти и ему, он справится.
Никогда не отказывайте в просьбе о помощи и не требуйте безошибочного выполнения всех заданий. Верьте сами в своего ребенка и учите верить в себя и его самого.
Если ребенка критикует учитель. Конфликт с учителем.
Как правило, конфликт не возникает на пустом месте. В его основе всегда лежит столкновение интересов и противоположных позиций.
Особенность школьных конфликтов состоит в том, что педагог не всегда может понять глубину переживаний ребенка, а сам школьник – справиться со своими эмоциями.
Когда случился конфликт, последовало замечание и недовольство. Не важно — за дело ругают и делают замечания ребенку или незаслуженно, обязательно надо заступиться. Вряд ли ребёнок сознательно совершил нечто возмутительное.
Выясните все возможные обстоятельства, поймите суть претензий, уясните сначала для себя причины недоразумения. Внимательно выслушайте рекомендации учителя, подумайте, задайте вопросы — спокойно, чтобы сразу стало понятно: вас интересует истинное благополучие вашего ребенка. Не надо ругаться в ответ, будьте вежливыми: от нашего с вами поведения во многом зависит положение ребенка в классе.
Потом терпеливо объясняйте ребенку, что в его поведении не понравилось учителю, но никогда не сомневайтесь в своем чаде, не принимайтесь ругать заодно, громко рассказывать о неудачах: ему и так страшно. Чаще хвалите детей, чтобы они не потеряли веру в себя, не испугались и не замкнулись.
Главная рекомендация для всех родителей, не только первоклашек
Школа не должна занимать центральное место в жизни ребенка и всей семьи. У ребенка в школе, на протяжении всех лет его учебы, будет много напряженных и тяжелых моментов. С первого дня ученик должен быть уверен: что бы ни случалось вне, дома у него самый надежный тыл, где никто не обидит, где настоящая зона комфорта и поддержки.
Анастасия Миллер – основатель и директор сети детских центров развития и фитнеса «ТипТоп», автор развивающих пособий для детей, дважды победитель всероссийского конкурса имени Выготского, победитель конкурса «Бизнес-успех», «Лучший предприниматель 2014 года. Бизнесстарт года», «Лучший социальный предприниматель» 2020, включена в «ТОП-100 лучших психологов РФ», мама троих сыновей.
Первый раз в первый класс… Учимся учиться!
Во что поиграть с ребенком перед школой
Полезные статьи для родителей