Всё, что нужно знать родителям о семейном обучении

Если вы решили учить ребёнка вне школы, возникает масса вопросов. Что представляет собой семейное обучение? Куда обращаться? Стоит ли переходить на новую образовательную форму? Рассмотрим подробно суть понятия, плюсы и минусы в этой статье.

Содержание:

  • Что такое семейное образование?
    • Семейное и домашнее обучение: в чём разница?
    • Закон о семейном образовании в России
  • Особенности семейного образования
    • Достоинства
    • Недостатки
    • Проблема социализации
  • Как перейти на семейное обучение?
    • Этапы перехода на семейное обучение
    • Какие нужны документы?
  • Организация процесса
    • Как проводить урок?
    • Расписание для старшеклассников — рекомендация эксперта
    • Распорядок дня
    • Репетиторы
    • Экзамены
  • В каких случаях точно стоит перейти на семейное образование? Советы родителям
  • Как принять окончательное решение? Совет от коуча по СО
  • Выводы

Что такое семейное образование?

Семейное обучение – нетрадиционная модель, которая набирает популярность в России. Оно подразумевает, что ребёнок осваивает образовательную программу самостоятельно, вне школьных стен. Ответственность полностью перекладывается на родителей. Они сами контролируют процесс и результат. Для подтверждения усвоенных знаний ребёнок ежегодно проходит аттестацию в школе. Тестирование можно сдать онлайн.

Министерство образования РФ представило данные, по которым в 2016-2017 году на семейном обучении состояло 8,5 тысячи детей. Согласно исследованию образовательной конференции EdCrunch, их количество в 2019 году возросло до 100 тысяч. Эксперты прогнозируют ежегодный прирост учеников на 100% в год.

Семейное и домашнее обучение: в чём разница?

Многие путают понятия семейного и домашнего обучения. Действительно, в обоих случаях ребёнок не посещает школу. На практике эти образовательные модели имеют мало общего. Сравнительная таблица поможет наглядно увидеть разницу.

Вопрос Семейное образование Домашнее (надомное) образование
Причина перехода? Желание родителей Состояние здоровья
Кто учит? Родители, наёмные репетиторы, онлайн-сервисы и онлайн-школы Школьные учителя
На ком ответственность? На родителях На школе

Закон о семейном образовании в России

Статья 44 закона РФ «Об образовании» гарантирует родителям свободу выбора, как обучать детей. Решение может быть принято в соответствии с потребностями ребёнка или семейными обстоятельствами. Не требуются справки от врача или другие уважительные причины. После окончания 9 класса подросток вправе выбрать тип обучения самостоятельно, по согласию родителей.

Статья 17 федерального закона «Об образовании в РФ» фиксирует форму семейного образования с правом последующего прохождения промежуточных и итоговых аттестаций.

Положение закона о семейном обучении предусматривает:

  • написание родителями заявления о переходе на новую образовательную форму;
  • уведомление органов самоуправления в сфере образования по месту проживания.

Никто не имеет права отказать родителям/законным представителям в выборе формы обучения (ФЗ №273 от 29.12.2012 г.).

«Уйти из школы на СО и вернуться в школу обратно можно в любое время по желанию родителей. Это прямо прописано в законе – никто не может вас остановить или принудить. Поэтому если вы выбрали семейную форму образования, и вам она по какой-то причине не подошла, спокойно возвращаетесь в школу. Семейное обучение можно попробовать без официального расторжения связей со школой, например, на пару недель «заболеть» или уйти на месяц на заочку «по семейным обстоятельствам»,

– Руслан Ткаченко, эксперт в области образования, воспитания, работы с молодёжью; двое детей на семейном образовании.

Особенности семейного образования

Несмотря на то, что родители вольны в выборе типа образования, этот вопрос желательно согласовать с ребёнком. Отсутствие необходимости посещать школу не освобождает от учёбы. Напротив, малыш должен понимать всю серьёзность происходящего. На него ложится большая ответственность. Нужно поговорить ребёнком и объяснить, что учиться придётся не меньше.

«Если мы говорим именно о переходе на семейное образование, когда ребёнок уходит из школы, очень часто случается так называемый период «расшколивания». Когда ребёнок адаптируется, переходя на новую систему.

Школьная система построена на внешней мотивации, то есть ребёнок учится за оценки, за шоколадку, за поход в аквапарк и так далее. Он учится, не потому что ему хочется это делать. При переходе на семейную форму образования большинство родители хотят уйти от такой оценочной системы внешней мотивации, хотят пробудить в ребёнке истинный интерес к образованию и изучению нового материала. С этим возникают определённые сложности, потому что система обучения у ребёнка уже неверно «настроена».

Родителям следует быть готовыми к тому, что при переходе из школы домой такой период может занять определённое время. В моей практике были случаи, когда адаптационный период длился в течение года – ребёнок просто ложился на пол, говорил «я не хочу ничего делать и не буду». Здесь выбор за родителями: или настоять, сломать, заставить или всё-таки вспомнить, зачем они ушли из школы. Дать возможность ребёнку мягко адаптироваться, довериться, поверить своему ребёнку и дождаться момента, когда он сам захочет заниматься»,

– Екатерина Беседина, эксперт по семейному образованию, региональный представитель НАСО в Краснодарском крае, мама троих домашних детей.

У любой системы есть свои плюсы и минусы. Стоит ли давать ребёнку семейное образование? Зная преимущества и недостатки, можно принять обдуманное решение.

Достоинства

Свобода в выборе времени

При домашнем обучении ребёнку нет необходимости каждый день вставать в 7 утра. Когда человек просыпается в удобное время, его организм не испытывает стресс. Можно подстроиться под естественные биоритмы. Родителям также не нужно вставать за несколько часов до работы, собирать завтрак в школу и провожать ребёнка. Особенно вопрос актуален для жителей мегаполисов, где на дорогу уходит по несколько часов в день.

«Ограничение движения, которое существует в школе, ужасает — дети не двигаются вообще. Если для вас важно физическое развитие и вы хотите выделить время на занятие спортом, посещение лекций, прогулки – семейное образование здесь тоже в огромном плюсе,

– Екатерина Беседина, эксперт по семейному образованию, мама троих домашних детей.

Возможность корректировать программу

Все дети разные, с индивидуальными чертами характера и склонностями. Семейное образование предоставляет родителям возможность углубленно обучать ребёнка тому, к чему у него талант. Есть обязательные предметы, но степень их изучения может варьироваться. Если ребёнок хорошо справляется с математическими науками, стоит сделать упор на них. Случается, что некоторые предметы даются с трудом. В таком случае можно отрегулировать количество часов, чтобы досконально объяснить маленькому ученику сложные моменты. Школьная программа, напротив, строго регламентирована, поэтому дети часто не успевают понять выборочные дисциплины.

Экономия. Комфортные условия.

Сбор средств на «школьные нужды» вызывает негодование родителей. Кажется, эти деньги идут «в никуда».

«Семейное образование реализуется в тысячах разных вариантах, приглашать по каждому предмету репетиторов за большие деньги вовсе не обязательно. Признаться, я о таких случаях вообще не слышал. Теоретически, можно организовать семейное образование вообще без денежных расходов, хотя таких случаев тоже не встречал, поскольку, как правило, родители которые взяли на себя ответственность за образование ребёнка, хотят предоставить ему лучшие возможности. А лучшие возможности, это, например, лучшие учебники, которых нет в библиотеках, и которые приходится покупать. Но в общем, учиться дома – вполне себе бюджетное удовольствие,

– Руслан Ткаченко, эксперт в области образования и воспитания, двое детей на семейном образовании.

Дома можно обеспечить детей всем необходимым. В комфортных условиях ученик сможет лучше концентрироваться на уроках.

Отсутствие дискриминации. Защита от буллинга.

Она проявляется в разных формах: по материальному положению, статусу, полу. Из ребёнка могут сделать изгоя. Унижения поступают не только со стороны сверстников, но и от учителей. Болезни, врождённые патологии тоже способны стать причиной того, что ребёнок будет чувствовать себя не таким, как все. При семейном образовании можно избежать детских психологических травм.

Сверстники бывают жестоки. Неприятие коллективом навсегда остается в памяти ребёнка. В подростковом возрасте формируется восприятие себя и окружающего мира. Ребёнок пытается найти своё место в социуме. Если в этот период коллектив сделает его изгоем, ему будет сложнее стать успешным человеком.

Свобода вероисповедания

Религиоведение должны преподавать теологи. Однако зачастую в школах этим занимаются представители Православной Церкви. При семейном обучении подача предмета будет непредвзятой.

Правильное питание

Родители не способны проследить, что ест ребёнок в школе. Столовские блюда далеки от идеала. Вкусная домашняя еда, приготовленная с любовью, однозначно лучше. Правильное питание – залог крепкого здоровья.

Недостатки

Отсутствие типового договора

Чтобы оформить семейное обучение, лучше заключить договор со школой. Так как чётких требований по его содержанию не предусмотрено, желательно проконсультироваться с юристом. На изучение правовых вопросов потребуется дополнительное время.

«Особенные трудности при переходе возникают в небольших городах, далёких от мегаполисов. Это трудности юридического характера, связанные с тем, что чиновники, сотрудники школы и Департамент образования зачастую просто не знают законов, не знают как правильно оформлять документы, не приветствуют семейную форму образования и относятся к ней с негативом. Они вводят родителей в заблуждение, обязывают прикрепляться к школе, сдавать там каждую четверть аттестации, всячески ущемляют права ребёнка. Связано это с тем, что в нашей стране законодательство имеет очень расплывчатые формулировки относительно семейного образования»,

– Екатерина Беседина, эксперт по семейному образованию, мама троих домашних детей.

Сложность адаптации

Если ребёнок уже учился в школе, ему будет трудно перестроиться. Многие родители ошибочно пытаются выстроить дома такой же порядок, как в школе. В этом нет необходимости. Создавать такую же среду дома нелогично.

Неуверенность родителей в своих силах

Члены семьи должны быть морально готовы к повышенной ответственности. Многих пугает то, что они не справятся. Возможны проблемы с авторитетом, если ребёнок ранее потерял уважение к взрослым.

«Опыт показывает, что в семьях, где родители приняли решение обучать ребёнка с помощью онлайн-школы, процесс адаптации проходит спокойнее, а уровень тревожности снижается. На протяжении всего процесса адаптации поддерживает персональный куратор, который помогает организовать учебный процесс и отвечает на все вопросы родителей и ребёнка. Родители находятся на связи с куратором постоянно и и получают помощь в самых сложных ситуациях, которые, конечно, бывают, в разные моменты обучения»,

– Кира Гольдштейн, штатный психолог Онлайн-Школы №1.

Проблема социализации

Главный вопрос, занимающий родителей. В коллективе ребёнок учится проявлять себя, излагать и отстаивать собственное мнение. Нельзя держать детей в изоляции. Семейное образование не предполагает ограничений в общении со сверстниками. Эта проблема легко решается:

  • посещение кружков, секций;
  • времяпровождение на детских площадках;
  • общение с родственниками.

Семьи, выбравшие самообразование для детей, часто объединяются для совместного досуга. Ребёнку будет намного проще находиться в кругу людей, с которыми есть много общего. На секциях и мероприятиях он сможет общаться с теми детьми, которые ему по душе.

«Пресловутая социализация, на самом деле, в школе представлена в извращённом виде. Общество, которое создано в школе, повторяется только в тюрьме или в армии, где люди собраны по одному признаку. Школьный класс — это дети одного возраста, живущие рядом. Никого не волнует, нравится ли ребёнку одноклассники, хочется ли ему с ними общаться, сидеть за одной партой. На семейном образовании у детей не вырабатывается привычка терпеть коллектив, в котором ему не комфортно находиться. В будущем такой человек просто не будет работать на работе, которая не приносит удовольствие, не будет находится в коллективе, который ему неприятен»,

– Екатерина Беседина, эксперт по семейному образованию, мама троих домашних детей.

Как перейти на семейное обучение?

Решение о переходе на семейное обучение должно быть обдуманным. Родителям следует быть готовыми к тому, что придется принимать активное участие в образовании ребёнка. На это требуется время и немалые усилия. Ребёнок тоже должен быть в курсе предстоящих изменений.

«При принятии решения, обязательно нужно посоветоваться с ребёнком, обсудить ситуацию. Даже в законодательстве написано, что родители могут забрать ребёнка на семейную форму образования только с учётом его мнения.

Но если мы говорим о начальной школе, то здесь, конечно, мнение родителей превалирует над мнением ребёнка. Родители могут предоставить ребёнку аргументы, которые «перетянут» будущего ученика на родительскую точку зрения.

Если мы говорим о средней и старшей школе, то решение о семейном обучении принадлежит именно ребёнку: ему тяжело дается материал, у него не сложились отношения в коллективе или он подвергся травле (буллингу) со стороны сверстников — причины самые разнообразные. Чаще всего, просьба исходит от ребёнка, а родители просто на неё откликаются»,

– Екатерина Беседина, эксперт по семейному образованию, мама троих домашних детей.

Этапы перехода на семейное обучение

Чтобы перейти на семейное обучение, необходимо выполнить 7 шагов:

  1. Поставить в известность органы управления образованием. Ребёнок не может просто бросить школу, тогда семьей заинтересуются органы опеки. Требование регламентируется статьей 63 закона «Об образовании РФ».
  2. Отчислиться из школы. Ребёнок должен быть отчислен, даже если планируется прохождение аттестаций в той же школе.
  3. Выбрать общеобразовательное учреждение для прохождения аттестаций, в уставе которого зафиксирована возможность принимать экстернов.
  4. Обсудить детали с администрацией учебного заведения. Будет лучше, если в школе уже есть другие дети на домашнем обучении.
  5. Подать заявление. Оптимальное время обращения – перед началом учебного года, когда составляется программа.
  6. Составить договор. Благодаря этому документу можно избежать недоразумений с экзаменами.
  7. Организовать учебный процесс. На данном этапе составляется программа обучения, график консультаций, берутся учебники из библиотеки.

«Трудности перехода на СО начинаются с выработки новой привычки: работать в отсутствие жесткой патриархальной руки учителя, мыслить и искать решения самостоятельно, не вовлекаться в суету классных дежурств и внеплановых собраний. Побуждение к самодисциплине может первоначально повергнуть в культурный шок. К тому же кому-то может показаться тяжелым столкновение с новыми технологиями обучения.

Однако умение учиться новому — это не только бездушные строчки в ФГОС, но и вполне жизненная необходимость, которую просто осмыслить на примере современных форм образования, в том числе семейной формы. Фортуна любит храбрых, как и в любом деле»,

– Денис Хныкин, учитель истории домашней школы InternetUrok.

Какие нужны документы?

Уведомление о смене формы обучения

Составляется в двух экземплярах. Форму можно получить в соответствующем учреждении или написать по собственному усмотрению. В ней указывается, что родители осведомлены о своих правах, а решение принято с учетом согласия ребёнка. Документ можно отправить почтой, онлайн или передать лично.

«Обычно вопрос, как поговорить с ребёнком и что ему сказать — не стоит. Родители легко договариваются с ребёнком. Единственная ситуация, при которой может возникнуть реальная проблема — когда ребёнок сомневается и настаивает, что хочет ходить в школу. На мой взгляд, это желание быть причастным «к стае», то есть нежелание быть белой вороной. Ребёнку кажется, что все ходят в школу, он не знает вообще такую ситуацию, что можно в школу не ходить, его одолевает страх, что «я буду такой один». Отличнейшее решение в этом случае – найти сообщество хоумскулеров у себя в городе, пообщаться, походить на какие-то встречи или в гости, подружить ребёнка с такими же детьми. Показать ему других детей, которые не ходят в школу – очень важно»,

– Екатерина Беседина, эксперт по семейному образованию, мама троих домашних детей.

Заявление об отчислении

Составляется на имя директора школы, в которой учится ребёнок. Шаблон можно получить у администрации.

Заявление на прохождение аттестаций

В документе указывается просьба о зачислении ребёнка в качестве экстерна с возможностью посещать лабораторные и практические работы, пользоваться библиотекой, проходить промежуточные аттестации.

Договор с учебным заведением

Заключается между родителями и директором. Подается одновременно с заявлением. Содержит права и обязанности сторон. Крайне желательно указать в нём график консультаций, в каком виде будут проходить аттестации, перечень предметов. Родители могут дополнить договор другими пунктами по желанию, например, какие будут билеты на экзамен.

Заявление на материальную компенсацию

Для школьников Московской, Свердловской, Ульяновской областей, Пермского края предусмотрено получение денег в качестве возмещения затрат на домашнее обучение. В зависимости от региона заявление подается в органы управления или образовательное заведение.

 

Организация процесса

После того, как документы оформлены, можно приступать к семейному обучению. Перед проведением уроков родителям нужно будет дополнительно подготовиться:

  1. Уточнить образовательную программу. К концу года ученику необходимо сдать экзамены, однако чётких требований, какие знания и навыки он должен приобрести за время обучения, не прописано. Желательно обсудить этот вопрос с учителями, которые будут принимать аттестации.
  2. Продумать календарный план. Обозначить учебные и выходные дни, время каникул.
  3. Составить расписание. Родители могут поделить предметы на своё усмотрение. Некоторые из них требуют практических занятий, например, математика. Оптимальным вариантом будет чередование теории с практикой.

«Все учебные программы сейчас дополнены материалами для учителей (обычно это отдельная книга), также можно использовать рабочие программы по предмету (есть на сайте любой школы), чтобы распределить темы на учебный год.

Приучить ребёнка не сложнее, чем приучить себя к определённому распорядку дня. Расписание и тайм менеджмент в помощь»,

– Татьяна Турецкая, детский психолог, старшая дочь с 1 класса на семейном обучении.

Ученик имеет право пользоваться школьной библиотекой. Взять книги можно в начале года или по мере необходимости. Учителя, которые будут принимать экзамены, могут подсказать список литературы. Возможно, некоторые издания придется докупить или скачать электронную версию.

Как проводить урок?

Начинать лучше с чтения учебника. Родитель и ребёнок могут делать это по очереди. Затем обсуждаются непонятные слова, выделяются главные идеи. Главное, чтобы ребёнок понял суть. Если в процессе возникают вопросы, можно поискать ответы на них в интернете. Основные моменты следует конспектировать.

«Мы учимся по программе Русской классической школы: вся грамматика по Ушинскому, арифметика по советским учебникам. В конце года дочка допроходит темы для сдачи аттестаций. Программа полностью платная. Это наш выбор. Можно было выбрать программу по ФГОС и тогда в РОНО обещали помочь с учебниками. Также я видела в интернете электронные версии учебников и тетрадей, книг для учителей»,

– Татьяна Турецкая, детский психолог, старшая дочь с 1 класса на семейном обучении.

Разнообразить обычные уроки можно с помощью видео. В интернете есть много обучающих материалов. Запись легко остановить для конспектирования, удобно перемотать непонятные моменты. Желательно, чтобы ученик начальных классов смотрел онлайн-уроки вместе с родителем, в средней школе — ребёнок вполне может справиться самостоятельно.

Узнать, усвоил ли ребёнок урок, помогут проверки. Можно дать самостоятельное задание, состоящее из вопросов или провести тест. По предметам, которые требуют практических занятий, нужны письменные контрольные работы. В качестве домашнего задания ребёнку можно задать прочесть определённый материал, найти ответы на вопросы, решить задачи.

«Домашние задания должны быть направлены не на проверку, а на получение знаний. Поэтому в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» если ученик не знает, как подступиться к задаче, он может взять подсказку, которая, возможно, покажет ему один из путей к решению. При этом он не боится допустить ошибку, ведь любое его действие, направленное на решение задачи, приведёт не к снижению оценки, а к получению нового опыта. И если выбранный путь привёл к неудаче — это не менее (а иногда и более) важно, чем попадание «в яблочко». Так постепенно усваивается материал, а ребёнок перестаёт бояться сложных задач. Расширяется горизонт собственных возможностей, и ученик достигает большего, чем в ситуациях, когда над ним висит угроза снижения балла. Контроль знаний же в нашей школе проходит во время контрольных и проверочных работ. В тестах подсказок нет»,

– Ирина Фомичёва, руководитель по учебной работе «Экстерната и домашней школы Фоксфорда».

Расписание уроков на семейном обучении для старшеклассников — рекомендация эксперта

Виталий Лебедев, репетитор по истории и обществознанию, уверен, что школа тратит драгоценное время. Педагог рекомендует родителям старшеклассников присмотреться к семейному образованию и советует, как правильно распределить нагрузку на день.

В 10-11 классе родителям действительно стоит задуматься о переводе своих детей на семейное обучение. Когда уже идет специализация, когда человек определил, какие предметы точно будет сдавать, а какие точно не будет – очень не хочется тратить свое время на множество отвлекающих факторов.

И тут на помощь приходит семейное обучение. Школьник на такой форме получает самое драгоценное – время. Есть вопрос с тем, как этим временем распоряжаться. И в этом плане родители должны помогать своим детям.

1. Составьте расписание подготовки к определённым предметам – теоретическая часть, практическая часть, подготовка к сочинениям.

2. На подготовку к одному предмету можно выделить 60-90 минут и сделать перерыв. Например, первые 45 минут полуторачасового занятия работаем над теоретическими вопросами, а другие 45 минут работаем над практическими заданиями.

3. После такого занятия определите время на отдых. Небольшая прогулка, обед, выпуск любимого шоу на YouTube, социальные сети. 30 минут дайте мозгу перезагрузиться. Не воспринимайте это как трату времени. Отдых – это точно такая же часть подготовки к экзаменам, как и решение задач. Не забывайте правило: побеждает не тот, кто тренируется много, а тот, кто тренируется правильно.

4. После перерыва поставьте в расписание другой предмет. Например, первые 90 минут ребенок занимался математикой, вторые можно посвятить английскому. Т.е. смените направление деятельности.

Таким образом в день можно поставить 3-4 занятия с перерывами на отдых. Конечно, есть индивидуальные особенности учеников, поэтому в каждом конкретном случае решать нужно индивидуально.

Распорядок дня

Жесткие рамки и ограничения не нужны. Нет смысла превращать дом в школу. Ребёнок сам способен решить, когда ему просыпаться, завтракать, приступать к урокам. Мотивировать изучение программы можно тем, что пока задание на день не выполнено, нельзя заниматься любимым хобби или идти на прогулку. Перерывы между уроками родители согласовывают с потребностями ученика. Их длительность можно корректировать.

«На мой взгляд, всё даже проще, чем организовать обучение ребёнка в школе. Необходимо каждый день водить ребёнка в школу, забирать днём, делать домашнее задание (которое не всегда понятно), поддерживать отношения с учителем и родителями одноклассников, мотивировать ребёнка ходить в школу, чтобы он там учился! И всё это не тогда, когда нужно семье, а когда требуют окружающие. Выбор учебного материала отдан учителю: не всегда понятно зачем, как… Известно лишь, что надо уложиться в некие рамки, за которые ставят положительную оценку. Похоже на рулетку: угадал – молодец, не угадал – ты плохой…

Стоит также добавить, что для меня семейное обучение – это обучение ребёнка в семье, одним из членов семьи. Сейчас часто встречается вариант, когда ребёнка забирают из школы и отдают репетиторам. Это скорее похоже на суррогат частной школы, индивидуальное обучение: есть передача знаний, но нет усвоения семейных ценностей»,

– Татьяна Турецкая, детский психолог, старшая дочь с 1 класса на семейном обучении.

Репетиторы

Есть предметы, с которыми родители не в силах справиться. Для одних это математика, для других – иностранные языки. Можно нанять репетитора или отдать ребёнка на курсы. Одному родителю сложно ежедневно вести все уроки. В качестве помощников можно привлечь других членов семьи, родственников.

Экзамены

Перед экзаменами необходимо пройти консультации в школе с учителями. Это не занимает много времени. Там расскажут, как будет проводиться экзамен, какие главные вопросы нужно знать. Случается, что оценка не отображает реальные знания ученика. Если экзамен провален, его можно пересдать.

«Нет смысла бояться, что вы не успеете пройти учебную программу. В этом вопросе всё ровно наоборот. При работе дома (точнее вне школы) ребёнок проходит материалы по всем предметом сильно быстрее, чем все остальные. Отсюда основная проблема семейников – чем занять свободное время. Поэтому сразу готовьтесь расширить списки посещаемых кружков и секций. Собственно, первый поток семейников, которые появились ещё в прошлом веке, это те случаи, когда ребёнок посвятил себя спорту или искусству. Частые тренировки или репетиции, соревнования и концерты, плохо совмещались с учёбой в школе. Уже тогда стало очевидно, что школьную программу можно проходить в два раза быстрее»,

– Руслан Ткаченко, эксперт в области образования и воспитания, двое детей на семейном образовании.

В каких случаях точно стоит перейти на семейное образование? Советы родителям

Идея о домашнем обучении приходит в голову родителям не просто так. Возможно, вы просто хотите дать ребёнку более качественное образование, развить его таланты для достижения успехов в будущем. Однако есть признаки, на которые стоит ориентироваться, принимая судьбоносное решение.

Семейное образование рекомендуется выбирать, если:

  1. Ребёнок вундеркинд. Школьнику, который значительно опережает в развитии сверстников, попросту скучно обучаться по стандартной программе. Он начинает баловаться, капризничать, затем и вовсе лишается интереса к учёбе. Дома он сможет реализовать свои возможности без ограничений.
  2. У ребёнка много дополнительных кружков. Общеобразовательная программа – это необходимость, а хобби – для души. Чтобы ребёнок был успешным в разных сферах, можно смело выбирать семейное обучение.
  3. Семья часто переезжает. Сложно каждый раз адаптироваться к новому классу, ученикам и обстановке. Обучение в домашних условиях снизит стресс от регулярной смены места жительства.

«Задуматься о переходе на семейное образование стоит в том случае, если ребёнок профессионально занимается искусством или спортом, т.к. совмещение частых тренировок с занятиями в школе станет проблематичным по причине пропусков уроков и невозможности ознакомиться с пропущенным материалом в урочное время.

Частые путешествия, особенности здоровья, выдающиеся способности — все эти ситуации также можно рассматривать как серьёзные основания для перехода на СО»,

– Анастасия Чистякова, методист по химии домашней школы InternetUrok.

Как принять окончательное решение? Совет от коуча по СО

Екатерина Беседина, эксперт по семейному образованию, региональный представитель НАСО в Краснодарском крае, мама троих домашних детей.

Я постоянно говорю родителям – самое главное, когда вы начинаете заниматься образованием своего ребёнка, подумайте, зачем вы это делаете, какая конечная цель перед вами стоит? Если это цель получить «хоть какой-нибудь» аттестат, спокойно доучиться и выпуститься из школы — тогда школьная система вам подходит.

Однако если вы ставите перед собой целью не столько получение школьных знаний, сколько воспитание личности, воспитание таких качеств как целеустремлённость, способность слышать себя, понимать свои желания, стоит присмотреться к семейной форме образования. Если для вас важно, чтобы ребёнок начал «находить себя» с юного возраста, чтобы он понимал свои таланты, максимально раскрыл свой потенциал. Чтобы ребёнок не проснулся в 30-40 лет и не задумался о том, кем же он хочет стать и чем хочет заниматься на самом деле.

Школа воспитывает терпение. Лично я стараюсь в своих детях воспитывать умение слышать себя, делать то, что нравится и отказываться от того, чего делать не хочется. Эта привычка переворачивает жизнь!

Однако всё индивидуально. Не существует идеальной формы образования, идеальных методик, систем, подходов. Важно найти своё, а для этого нужно правильно поставить цель, определить свои ценности и соотнести их с потребностями ребёнка.

Мой совет: определите свои ценности, пропишите цели образования и подумайте, каким путём можно этих целей добиться. Если инструментом достижения является семейное образование – тогда стоит без страха и сомнений переходить на новую систему обучения.

Выводы

Семейное обучение становится популярнее с каждым годом. Причиной тому служит неудовлетворительное школьное образование, плохие условия, хулиганство. Родители имеет право перевести ребёнка на новую форму по своему усмотрению, но с его согласием.

У домашнего обучения есть множество достоинств. Ребёнку обеспечены комфортные условия, внимательное отношение, забота. Благодаря контролю питания и активностей можно вырастить здорового сильного человека. Однако есть и недостатки, которые, в основном связаны с новизной данного типа образования в российском обществе. Родителям необходимо брать на себя ответственность в полной мере. Кроме того, семье придётся потратить время на изучение правовых вопросов и нюансов, связанных с переходом на семейное образование.

 

Елена Пасичнюк

Источник