Педагогическая этика или о чем молчит учитель?

Учитель, педагог — это не только носитель и передатчик знаний, умений и навыков. Это в первую очередь человек, управляющий своей аудиторией. От чего же зависит этическая позиция педагога и как грамотно позиционировать ее в различных жизненных ситуациях?

Что же такое педагогическая этика?

Педагогическая этика – это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью.

Педагог, считающий себя несчастным, не оцененным по заслугам, не желающий развиваться,  не умеющий преодолевать трудности и поддерживать других, способен принести немало вреда своим ученикам. Как же не допустить этого? Попробуем разобраться на конкретных примерах. 

Разбор ситуаций

Ситуация 1.

Классный руководитель в преддверие выпускных экзаменов. Учебный год завершен, но до отпуска еще далеко. Последний звонок в 9 классе и тут…

Ученица становится жертвой насилия. Начинается разбирательство, а впереди еще государственные экзамены. Школьного психолога из-за дефицита кадров нет. Ситуация замалчивается, порождая слухи. Обстановка нагнетается обеспокоенными родителями, и девочка, получив психологическую травму, идет в 10 класс уже в другой школе и в другом городе, потеряв всякую связь с теми, с кем училась вместе 9 лет.

Позиция педагога.

Замалчивание. Этическая мудрость выражена тремя поговорками: «Моя хата с краю», «Сама виновата» и «Дыма без огня не бывает». Сказывается комплекс личных страхов и установок, транслируемых всему классу. Итог — травмирована не только девочка, но целый класс.

Разрешение ситуации.

Хорошим разрешением ситуации стало бы привлечение к общению с классом компетентного специалиста — психолога, имеющего опыт работы в чрезвычайных ситуациях. Но если психолога нет, то важно создать обстановку спокойствия и провести разъяснительную работу с каждым, кого так или иначе коснулась информация о ситуации. Важен общий настрой всех педагогов и родителей на вывод детей из травмы, а не более глубокое погружение в нее путем многозначительных намеков, нотаций, упреждений  или замалчивания. Но для этого взрослые должны проявлять зрелую взрослую позицию.

Ситуация 2.

Один (чаще таких бывает несколько) из учащихся гимназического класса гиперактивен. Он не способен удерживать внимание дольше 10 минут и для «перезагрузки» и снятия нервного напряжения использует все доступные ему способы вплоть до порчи чужого имущества.

Позиция педагога

Учитель расценивает ситуацию как личный вызов и читает ребенку и всему классу длинную лекцию о правилах поведения. В итоге — общее отношение класса к ученику, как к изгою, вызов родителей в школу и неконструктивная беседа обвиняющего характера.

Корень проблемы — личное, морально-этическое непринятие людей другого склада мышления и характера (сам педагог медлителен и несколько аутичен). Непонимание себя, непонимание ученика и всей ситуации.

Разрешение ситуации

Хорошим решением для педагога и всего педагогического коллектива была бы общая  психологическая и методическая работа над темой «Гиперактивные дети», а также выработка собственной конструктивной позиции к тем, кто «не тянет программу».

Исходя из того, что в современном классе гиперактивных детей большинство, можно рекомендавать следущий порядок работы на уроке:

1. Разделите урок на короткие периоды. Например, выполнить 2-3 упражнения, потом провести небольшую дидактическую игру, вернуться к материалу урока, сделать гимнастику для пальцев.

2. Для закрепления материала лучше, если бы один и тот же алгоритм действий или тип заданий варьировался в течение всего урока.

3. На уроке материал должен даваться от части к целому. Желательно, чтобы ребенок мог это видеть графически (например, слово). Сложнее, когда речь идет о звуке, так как это абстрактное понятие.

4. Свободная атмосфера на уроке, без постоянных запретов, но с регулярной сменой деятельности. Введите проблемное обучение.

Подведем некоторые итоги.

Любой педагог должен хорошо владеть навыками позитивного решения различных жизненных ситуаций. Сама жизнь нас часто провоцирует и проверяет на компетентность, уверенность в себе и умение взаимодействовать с людьми. «Я знаю все, но только не себя», — сказал классик.

Поэтому педагог просто обязан владеть знаниями о том, как действовать в таких типовых ситуациях,таких как:

  • Разноуровневая группа учащихся (подгруппа «сильных», подгруппа «немотивированных», подгруппа «с наличием различных мозговых дисфункций, мешающих усвоению знаний»). Необходима дифференциация учебного материала, отдельный план обучения для каждой группы, адекватное реагирование на трудности и нехватку личного времени.
  • Внештатная жизненная ситуация, произошедшая в коллективе с одним учащимся или целой группой. Необходимо владение методами психологической поддержки и собственная линия поведения, направленная на стабилизацию ситуации.
  • Эмоциональное выгорание (свое собственное или группы учащихся). Крайне важно владение способами саморегуляции в стрессовых ситуациях. Профилактика профессионального и личностного выгорания.
  • Эмоциональный вызов, провокация со стороны отдельных учащихся или коллег. Необходима внутренняя сила, чувство юмора и умение принимать, понимать любые модели поведения и переводить их к итогу взаимной пользы для всех участников.
  • Встреча с новым. Новые стандарты в работе, новое руководство, новые типы учеников. Опорная точка здесь — понимание себя, своих возможностей, личностных границ, сильных и слабых сторон личностей и принятие личной ответственности за переход или не переход на новый этап роста.

Вопросы, которые могли бы помочь педагогу осознать свои возможности :

1.Каково ваше морально-этическое кредо на данный момент жизни?

2. Педагогическая работа для вас на данный момент — это скорее:

  • испытание,
  • способ выживания,
  • заполнения дефицита какого-либо чувства,
  • выполнение какой-либо потребности,
  • миссия
  • просто любимое дело

3. Какое главное чувство вы испытываете внутри себя, идя на работу и приходя домой?

4. К решению какой личной трудности мотивирует вас эта работа?

Педагогическая деятельность — это самый точный тест на душевное здоровье и внутреннюю этику человека. В процессе ежедневного общения мы проявляем все свои стороны личности — и сильные, и слабые, и даже не познанные нами и активно вытесняемые.  Это плод нашей наследственности, нашего воспитания, среды, в которой мы развивались, и собственного опыта.

Рекомендую к прочтению:

  1. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. Зиновьева Н.О. Соавтор: Михайлова Н.Ф. 
  2. Козина А.Н. Гиперактивные дети и работа с ними. 
  3. Питер Левин Понимание детской травмы/ Московский психотерапевтический журнал, 2003.

Этические нормы поведения трудно соотнести, но возможно, с такими проявлениями личности  как детские страхи у взрослых (страх наказания, страх быть иным, страх нового опыта), низкая самооценка и прокрастинация. Работая с этими проявлениями внутри себя, преодолевая собственную детскую травматику, педагог способен многое давать обучающимся — инструменты для преодоления трудностей, заряд позитива, стойкость и жизнелюбие. Это работа, где каждый наш шаг проходит проверку на этичность и человечность.

 

Автор: Мортина Татьяна Павловна —  педагог-психолог международного реабилитационного центра «Адели», действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги.

 

 

Источник