Отпускаем ребенка в школу одного: памятка для родителей
Как понять, что ребенок готов ходить в школу один? Как обеспечить его безопасность и при этом не перегнуть палку? Что нужно рассказать и как не напугать? Обо всех нюансах подготовки к самостоятельным походам в школу рассказывает детский психолог Оксана Федорова-Леонова.
В каком возрасте начинать
Нередко с началом школьного периода в жизни ребенка у родителей будто переключается тумблер: «Теперь он взрослый и все должен уметь делать сам». Вчерашний детсадовец, которому грели по утрам кашу и помогали завязывать шнурки, теперь должен сам собирать портфель и ходить в школу. Неудивительно, что внезапно свалившаяся самостоятельность дается ему нелегко.
Передавать ребенку ответственность нужно постепенно. Примерно с шести (иногда — с пяти с половиной) лет можно аккуратно готовить его к будущей самостоятельности: расширять круг домашних задач, обучать правилам безопасности. Хотя, строго говоря, этот процесс начинается еще раньше: уже с двух-трех лет, когда ребенок начинает познавать мир, взрослые либо закладывают в нем самостоятельность, либо, наоборот, ограничивают ее.
Важно помнить, что каждый случай индивидуален. Одни дети готовы сами ходить в школу в шесть лет, а другие не готовы ни в восемь, ни в девять. Родителю следует ориентироваться не на возраст ребенка, а на его личные особенности. Обратите внимание, может ли он выполнить простые поручения вроде выгула собаки и покупки молока в соседнем магазине, насколько четко он соблюдает установленные договоренности и тому подобное. С самостоятельными походами в школу стоит повременить, если ребенок:
- начал грызть ногти или качать ногой;
- стал больше кричать, скандалить, капризничать;
- больше устает и выглядит вялым;
- в целом демонстрирует повышенный уровень тревожности.
Эти признаки указывают на то, что пока он не готов к расширению своей зоны ответственности и самостоятельности. В подобных случаях лучше проконсультироваться у психолога.
Как подготовить ребёнка
Внимательно изучить маршрут и сделать его привычным
Если вы всегда подвозили ребенка в школу на машине, а потом вдруг отправили на занятия одного пешком или на автобусе, такую инициативу с трудом можно назвать безопасной.
Дорога до школы не должна быть для ребенка чем-то новым и неизведанным. Ему необходимо неоднократно преодолеть этот путь с близким взрослым и изучить его. Запомнить все светофоры на пути, не теряться в пространстве.
Особенно это важно в случае, если на пути в школу приходится пользоваться общественным транспортом. Все детали такой поездки должны быть ребенку знакомы: номер автобуса, названия остановок. У него уже должен быть опыт самостоятельного поиска нужного автобуса на остановке, оплаты проезда.
Установить правила безопасности
- Договоритесь о правилах выхода из дома: ребенку стоит идти по лестнице, если же он захочет воспользоваться лифтом, ехать в нем он должен исключительно один.
- Выучите правила перехода через дорогу: как переходить ее, когда светофор есть, что делать, если его нет.
- Выучите правила взаимодействия с незнакомцами: не общаться ни с кем, не реагировать на просьбы перевести бабушку через дорогу или поискать пропавшего котенка. Не реагировать, если взрослый представляется другом мамы или папы, но ребенок его не знает.
- Выучите правила поведения в опасной ситуации: ребенок должен четко понимать, что если ему что-то угрожает, молчать ни в коем случае нельзя. Нужно кричать, махать руками, максимально привлекать к себе внимание прохожих.
- Выучите с ребенком наизусть имя, домашний адрес, телефоны и места работы родителей на случай непредвиденных ситуаций.
Разработать план «Б»
Не забудьте проработать с ребенком варианты решения возможных проблем. Что делать, если потерял телефон, забыл деньги на проезд, вышел не на той остановке? Максимальная подготовка поможет ребенку справиться с паникой в непредвиденной ситуации.
Своеобразной энциклопедией о том, как поступать в непредвиденных ситуациях и как говорить об этом с ребенком, может послужить книга известного психолога Людмилы Петрановской «Что делать, если…».
Как не переборщить с опекой
Все правила безопасности нужно проговаривать с ребенком заранее, а не в момент выхода из дома и даже не накануне. Иначе новая информация наложится на стресс от адаптации в школе, и ребенок просто будет запуган рассказами о маньяках, грабителях и прочих опасностях, подстерегающих его на улице. Лучше рассказывать обо всем постепенно.
Чтобы предупредить ребенка о возможных опасностях, но не напугать его, взрослому надо, прежде всего, задать себе вопрос: а не слишком ли сильно я переживаю? В противном случае ребенок легко считает тревожность родителя и будет заранее запрограммирован на то, что с ним случится что-то плохое. Говорить о возможных опасностях на улице нужно спокойно, без лишних эмоций.
Не стоит зацикливаться на теме уличных опасностей. Если говорить о ней с ребенком дважды в день на протяжении нескольких недель, повышенная тревожность ему обеспечена. Разговоры о безопасности стоит вплетать в другие беседы на самые разные жизненные темы. Так шансов напугать ребенка разговором о «плохих дядях» будет гораздо меньше.
Полезно привлекать ребенка к диалогу: «А как ты думаешь? Давай вместе порассуждаем? Что ты можешь сделать в таком-то случае?».
Почему важно доверять ребёнку
Для того, чтобы первый самостоятельный поход в школу прошел гладко, важно доверие с обеих сторон. Не стоит скрытно следить за ребенком, ведь это по меньшей мере нечестно. Лучше договориться заранее и открыто сказать о своих чувствах. Например:
«Давай я вот до такого-то места за тобой присмотрю, а потом ты пойдешь дальше и из школы сразу мне позвонишь. А я вот тут постою. Ты уже самостоятельный и взрослый, но, честно говоря, я очень переживаю, поэтому давай пока так».
Как долго будет продолжаться такой гибридный формат, решает сам родитель. Постепенно можно увеличивать расстояние, которое ребенок преодолевает самостоятельно, расширяя его зону ответственности.
Вот, к примеру, история педагога-психолога Натальи Хамицевич:
«Сыну на тот момент было семь лет. Ездили мы на мою работу (Наталья работает в школе — прим. ред.) из дома туда-сюда уже давно. Я говорю ему: «Смотри, я сейчас сажусь на этот автобус, а ты параллельно — на другой». То есть он знал, что я буду ехать следом, плюс я понимала, что у него есть умные часы, и я смогу все отслеживать. Но следить мне не понадобилось. Я вышла из автобуса на своей остановке, смотрю — он идет впереди. Дошел до дома, сам открыл дверь. Дома был такой восторг: «Мам, я завтра еще хочу!»
Тут очень важен позитивный отклик: «Смотри, у тебя получилось! Я так рада, что ты сегодня ехал один». На волне этого восторга происходит сепарация. Вроде бы нам обоим надо ехать в одном направлении, но нет: «Мам, давай я вперед, я сам». И я позволяю ему быть самому».
Доверительные отношения важны еще и для того, чтобы ребенок мог рассказать родителю обо всем, что произошло с ним на улице. Ребенок, который боится, что его отругают, не будет делиться дома своими страхами и переживаниями. А взрослый, соответственно, не сможет защитить такого ребенка.