Около 700 специалистов сферы детства в этом году обучатся доказательному подходу

На программу повышения квалификации по методологии доказательного подхода в МГППУ пришли эксперты из различных регионов страны, включая Москву, Санкт-Петербург, Краснодарский край и другие. Состав участников включает руководителей организаций сферы детства, методистов, психологов, социологов, преподавателей, специалистов по оценке. Обучение проходит на бюджетной основе.

«Опора на доказательный подход в социальной сфере, имеет важную цель — обеспечить безопасное и профессиональное сопровождение детства. Для достижения этой цели необходимо четко понимать, как работают социальные практики, программы, проекты или технологии, предназначенные для детей и их семей, — рассказывает Татьяна Подушкина, руководитель проекта, заведующая сектором «Центр доказательного социального проектирования» МГППУ. — Недостаточно просто полагаться на предположение о том, что разработанная программа хороша, даже если она соответствует рекомендациям контролирующих органов. В настоящем мире имеет принципиальное значение иметь данные о том, как получатели социальных услуг оценивают ее воздействие на себя. Это становится неотъемлемым критерием для оценки качества предоставляемых услуг в современном обществе».

В 2023 году Центр доказательного социального проектирования запустил три программы повышения квалификации по обучению доказательному подходу. В июле обучение по двум из них уже проходит для первого потока слушателей (в 2023 году обучение по всем программам осуществляется на безвозмездной основе в рамках ГЗ Министерства просвещения № 073-00038-23-01 от 08.02.2023).

Всего доступно три программы:

  1. «Основы доказательного подхода в социальной сфере и образовании» (36 часов)
  2. «Описание социальных и образовательных практик в доказательном подходе» (72 часа)
  3. «Методология доказательного анализа и оценки эффективности практик социальной сферы и образования» (36 часов)

Каждая программа предназначена для определенной целевой аудитории:

  • «Основы доказательного подхода» рассчитаны на работников сферы образования, управленцев и других специалистов, которые желают разобраться в базовых принципах доказательного подхода в социальной сфере.
  • «Описание практик» подходит для авторов и разработчиков программ, которые хотят научиться обосновывать свою работу с использованием доказательного подхода.
  • «Методология доказательного анализа» направлена на специалистов в академической среде, которые желают выступать в роли научных консультантов и сопровождать авторов программ в процессе доведения их до доказательного уровня.

С момента начала приема регистрации на обучение было подано 680 заявок.

Наибольшее количество слушателей зарегистрировалось на программу для разработчиков практик. Среди них представители Московской области, Санкт-Петербурга, Белгородской области, Челябинской области и других регионов России. Среди участников есть руководители проектов, разработчики и методисты, а также специалисты по работе с детьми и идейные вдохновители.

Направления практик, с которыми работают разработчики, включают:

  • Социализация детей и подростков
  • Инклюзия
  • Поддержка семей
  • Дети с особенностями развития в школе и детском саду
  • Работа со специалистами
  • Развитие гражданского общества

Главной особенностью этих двух программ является их практикоориентированность. Помимо знакомства с теорией, специалисты работают над реальными кейсами: разработчики описывают свои программы, а методологи учатся сопровождать этот процесс.

Кроме основного состава преподавателей, на отдельные занятия приглашаются эксперты из различных областей:

  • В защите сферы детства: Эльвира Гарифулина (к.с.н., доцент МГППУ, программный директор благотворительного фонда «Абсолют-Помощь»), Ирина Анатольевна Бобылева (кандидат педагогических наук, аналитик, ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»), главный специалист-эксперт благотворительного фонда социальной помощи детям «Расправь крылья!».
  • По оценке проектов и программ: Владимир Павлович Балакирев (специалист по оценке программ, директор по развитию компании «Процесс Консалтинг»), Наталья Кошелева (консультант по оценке, президент Ассоциации специалистов по оценке проектов и программ).
  • По описанию практик в соответствии со стандартом: Елена Андреева (методист Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», практика «Центр временного проживания для матерей с детьми «Теплый дом»).

Обучение позволит представителям разных отраслей начать использовать общий язык «доказательного подхода». В прошлом году на научно-практической конференции было подчеркнуто, что развитие доказательности в сфере детства возможно только при наличии общих основ.

Напоминаем, что на осеннюю программу повышения квалификации «Основы доказательного подхода в социальной сфере и образовании» (36 часов), которая начнется в сентябре, еще можно подать заявку.