Новый тип интеллекта: много помнить, мало мыслить

Кто правильно мыслит, тот успешно решает свои жизненные задачи. Стиль мышления современных подростков и молодых взрослых меняется не в лучшую сторону. Исследования показывают, что они теряют способность к высшему типу мышления — понятийному. Об этом в своем выступлении рассказывает кандидат психологических наук, доцент, специалист в области психологической диагностики, профилактики и коррекции причин школьной неуспеваемости Людмила Ясюкова.

Я хочу познакомить вас со сравнительным исследованием данных тестирований 4738 учащихся 9-х классов, которые проводились ежегодно в течение 1990–2020 годов.

В каком возрасте формируется тип мышления?

Младшие школьники — это еще начало формирования интеллекта, мышления, там еще делать выводы на основе тестирований нельзя, поскольку выводы зависят от того, какая будет программа, как будут дети учиться, будут ли интенсивно развиваться.

Если почитать Пиаже или наших психологов, они говорят, что тип мышления формируется к 13–14 годам. Он закрепляется, потому что ребенок привыкает использовать одни и те же операции мышления для решения школьных или жизненных задач. Те операции, которыми он пользуется чаще, закрепляются.

Профиль интеллекта подростка не меняется после 9 класса. Когда я тестирую 10–11-е классы или студентов, видно, что тип интеллекта стабилизируется: могут усиливаться операции, которые лучше развиты, и проседать те, которые не используются.

Что не так с мышлением молодежи?

Сравнительное исследование показало, что на рубеже 2000-х годов произошло качественное изменение типа интеллекта подростков: логическая систематизация информации, основанная на понятийном мышлении, сменилась на формально-образные обобщения, при которых суть явлений не выделяется и не понимается, хотя большие объемы информации могут удерживаться в памяти.

Высший, понятийный тип мышления позволяет видеть суть проблемы, анализировать ситуацию, распознавать причинно-следственные связи и прогнозировать развитие событий.

Для нового типа интеллекта характерны поверхностность мышления, пренебрежение к качественному анализу, ошибки при принятии решений из-за непонимания причинно-следственных связей, неадекватность перспективного планирования и прогностической деятельности.

Лев Выготский, в своих работах описавший формирование понятийного типа мышления, утверждал, что им обладает менее 20% населения и что оно есть только у тех, кто изучал науки или работает в исследовательской сфере.

Выготский говорил, что, когда ребенок идет в школу, обязательно нужно менять программу, потому что до школы ему не приходится каждый день обобщать: он то играет, то поет, то на велосипеде катается. Тот вариант обобщения, который будет использовать ребенок, станет базовым в его интеллектуальной структуре. Если дети обобщают образно и нелогично — по картинкам, то этот вариант мышления закрепляется.

Развитие психики необратимо: если ребенок пользуется какими-то методами, то они лягут в основу его интеллектуальной деятельности.

Человек без понятийного мышления тоже как-то представляет себе ситуацию. Тут надо различать мышление-понимание и представление-понимание. Представлять может каждый, но только мышление-понимание позволяет прогнозировать и не ошибаться в своих прогнозах. Когда мы только представляем, то мы часто не можем прогнозировать, у нас нет вертикального вектора понятийной пирамиды, мы не умеем выстраивать причинно-следственные связи.

Понятийная пирамида в науке и в жизни

Понятийность закладывается в детстве благодаря обучению наукам. Любая наука строится по понятийному принципу. Дети усваивают принцип организации научных знаний — принцип пирамиды: видение сути, выделение причинно-следственных связей, иерархическое построение и т. д.

Если у детей формируется понятийное мышление, то в их психике абстрагируется эта понятийная пирамида. Во взрослом возрасте человек «накладывает» эту пирамиду на то, с чем сталкивается, и может понять, из-за чего произошло то или иное событие, что будет дальше.

Мыслящий подобным образом человек может прогнозировать события в политике, экономике и т. д. Он выберет для себя такой вариант поведения, который не будет противоречить происходящему, а будет встраиваться в процесс.

Генетика? Нет, обучение

Интеллект не является некой самореализующейся способностью, основы которой заложены генетически, а представляет собой структуру операций, которая формируется, как подчеркивал Лев Выготский, в результате обучения ребенка. Характер этой структуры, тип интеллекта, который будет сформирован, зависит от уровня развития культуры, в которой растет ребенок, принятой в ней системы образования и программ, используемых при его обучении.

Плохие программы начального образования приводят к тому, что понятийное мышление у детей не формируется. Развить его можно только с помощью ежедневного последовательного обучения по логическим программам.

Тип интеллекта зависит от уровня развития культуры, в которой растет ребенок, принятой в ней системы образования и программ обучения.

Если структуру интеллекта человека формируют формально-образные обобщения, то он не может увидеть причинно-следственные связи. Решения он принимает на основе оценки вероятностей, без понимания того, как на самом деле будут развиваться события. Следовательно, надежность прогнозов оказывается низкой, а перспективное планирование — невозможным.

Понятийное мышление и социальный интеллект

В подростковом возрасте для детей особенно важно общение. Те, у кого есть понятийное мышление, используют его в общении. Такие подростки понимают и анализируют, что другой человек хочет сказать или сделать, почему он себя ведет так или иначе. Если понятийного мышления нет, то социальный интеллект не развивается и с общением возникают проблемы.


Источник:

Лекция Людмилы Ясюковой «Изменение структуры интеллекта подростков с 1990 по 2020 годы» на ежегодном 14-м Санкт-Петербургском саммите психологов в мае — июне 2020 года