Новые школьные учебники истории изменят природу ее изучения

Девять новых учебников истории прошли апробацию и с нового учебного 2025-2026 года поступают в школу.

Среди новых учебников истории четыре — по истории России и пять — по всеобщей истории

«Сразу скажу, что отличий новых учеников от старых столько, что привыкать к ним придется, но надеюсь, что легко, — говорит соавтор школьной линейки учебников, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, академик РАН Александр Чубарьян. — Одна из ключевых новаций: синхронизация изучения отечественной и истории мира. Так, если традиционно изучение истории в школе начиналось с пятого класса с истории древнего мира, а отечественной — с 6-го или 7-го классов, то теперь в 5 классе параллельно с мировой историей древнего мира вводится курс российской истории — изучение археологических раскопок в Сибири, Поволжье, Причерноморье и в Крыму. Так достигается цель встраивания отечественной истории в мировой контекст, у школьника — складывания цельной картины мира».

Как отметил академик Чубарьян, теперь синхронизация будет сопровождать весь курс школьной истории, что меняет подходы к ее изучению. Так, другая новация линейки учебников вытекает из синхронизации курса истории — уход от европоцентричности видения мира, когда школьный курс истории европейской цивилизации выдавался за мировую. В новых учебниках при сохранении прежнего объема учебных программ, расширено изучение истории Китая, Ближнего Востока, Индии, Африки и латинской Америки.

«Такой подход позволяет осуществить еще одну новацию — новые учебники дают современные оценки тех или иных исторических событий, — говорит Александр Чубарьян. — Замечу, что полного согласия в науке нет, но мы старались сбалансировать общий подход. Он в учебниках есть. Разумеется, что учебники — это не монография, где можно высказывать личную точку зрения. Учебники высказывают именно общие позиции. Из чего и складывается общая картина мира».

Именно так подаются ключевые события XVIII — XIX веков — революция во Франции, восстание декабристов или отмена крепостного прав в России, и ХХ века — Первая и Вторая мировые войны. Авторы учебников старались сделать историю живой — она подана через повествования о повседневной жизни — изучение нравов, еды, голода, истории одежды и быта, выдающихся мужчин и женщин. И это еще одна новация учебников — наведение на QR-код того или иного параграфа и школьник перенаправлен на исторический фильм («Тобол», «Освобождение» или «Столыпин»), мультфильм («Три богатыря»), в музей («Эрмитаж», «Музей Победы») или на спектакль, лекцию или онлайн-игру по теме. Команда авторов новой линейки учебников убеждена в том, что изучение истории древнего Востока или Рима без визуализации — посещения музеев, выставок, кино или, как сегодня говорят, блокбастеров, невозможно, поэтому QR-код — еще одно отличие от прошлых учебников, когда не только через текст, но и через динамику можно почувствовать, понять историю.

«И это не конец истории, — уверен академик Чубарьян, — она только начинается. Сначала учебники будут использоваться параллельно со старыми, дальше — сложный вопрос. Вариативность 90-х, когда вместо одного учебника использовались несколько, была уместным ответом на отсутствие разных точек зрения, пока дело не дошло до абсурда — использования до 15 учебников. Выход из этой профанации — это тоже не конец истории. После того как учебники опробуем в школе, будем их дорабатывать. И в части сближения разных точек зрения. И в части усиления творческой составляющей ЕГЭ, ухода от его формализации. И тут растет роль учителя в донесении разных точек зрения, ведь дети в интернете видят и иную картину мира. Вот вариативность такого рода, думаю, сохранится, а старые учебники все же уступят место новым».

Источник