Не школа, а цирк какой-то! Зачем проводить уроки с элементами шоу?
На что только ни идут учителя, чтобы подстроиться под интересы современных детей. Стремясь объединить преподавание и перфоманс, они снимают образовательно-юмористические «вайны» для TikTok или проводят интерактивные «стримы» в YouTube. Но если к шоу-урокам в Интернет-пространстве все уже давно привыкли и относятся с пониманием, то как быть с традиционными школьными занятиями? Разбираемся, стоит ли использовать элементы шоу в классе и как это делать, чтобы не превратить школу в балаган.
Шоу — это хорошо или плохо?
В замечательном индийском фильме «Звездочки на земле» (2007) есть такая сцена: молодой учитель рисования по имени Рам Никумбх, которого взяли на замену прежнему скучному педагогу, появляется на своем первом занятии в неожиданном образе — переодетый в клоуна, он кувыркается, как акробат, поет и танцует вместе с своими 8-летними учениками. Даже если сделать скидку на то, что это индийское кино, реакция ребят все же показательна: они сами, без напоминаний и одергивания, перестают шуметь, вовлекаются в процесс и с удовольствием участвуют в этом необычном действе.
Слова «шоу», «перфоманс», заимствованные из английского, в русском языке обросли негативными коннотациями. В толковом словаре Ожегова, например, шоу означает не только представление, но и «нечто показное, рассчитанное на внешний эффект». Отчасти поэтому многие педагоги игнорируют этот инструмент как потенциальный элемент образовательного процесса, считая, что шоу отвлекает, «расхолаживает» детей и уводит от истинной сути обучения.
На самом деле, перфоманс может стать отличным подспорьем для учителя — с его помощью можно не только необычно подать материал, привлечь внимание школьников к предмету, но и установить особые, доверительные взаимоотношения с учениками.
Перфоманс с изюминкой
Как добиться того, чтобы такой необычный формат занятий принес нужный результат, а не заставил учеников думать, что «препод потек крышей»? Здесь важно продумать все до мелочей.
Подготовка к шоу-уроку — не только творческий, но и трудоемкий процесс. Как у настоящего представления, у такого занятия должен быть сценарий. Кроме этого, вам может потребоваться реквизит, а если в шоу-уроке задействованы третьи лица — родители, ученики старших классов или приглашенные гости — то, возможно, даже придется провести репетицию.
Кабинет, в котором запланировано занятие, тоже стоит подготовить — развесить плакаты, иллюстрации, расставить декорации. Иногда просто достаточно передвинуть парты или изменить расположение учительского стола, чтобы дети, только войдя в класс, поняли, что сегодня будет что-то особенное.
Чем можно удивить школьников? Например, провести зрелищный опыт на уроках физики или химии, даже если он не входит в рамки школьной программы. Пригласить на урок литературы актера, который в образе Пушкина прочитает детям «собственные» стихи, а рассказывая о Великой Отечественной войне на уроке истории — зачитать письма с фронта под музыкальное сопровождение.
Идеи для образовательных перфомансов можно брать в фильмах, книгах для учителей или из практики других педагогов. Например, учитель химии Евгений Стебеньков из Екатеринбурга проводит уроки в антураже вселенной Гарри Поттера — дети, разумеется, в полном восторге. А учитель литературы из красноярской гимназии № 10 Елена Пастарнакова «примеряет» на себя костюмы литературных героев — сначала она рисует наряды с помощью специальной программы, а потом с помощью проектора отображает их на себе.
Если это уместно в контексте урока, учитель может продемонстрировать личный талант: играть на гитаре, как герой комедии «Школа рока» (2003) — рок-музыкант, по стечению обстоятельств ставший учителем, или читать рэп про внешнюю и внутреннюю политику России XV века, как этот сделал преподаватель истории Лицея НИУ ВШЭ Василий Кузнецов в 2017 году.
Другой вариант — задействовать таланты самих учеников или их родителей, предварительно обсудив с ними их роль в сценарии.
Чтобы шоу не вышло боком
Шоу удовлетворяет потребность в отдыхе, получении эмоций, снятии психологического напряжения. Оно выходит за рамки привычного, «выдергивает» из ежедневной рутины. Такая встряска бывает полезна всем, а в рамках учебного процесса — особенно.
Однако, нужно помнить, что нельзя прибегать к этому инструменту слишком часто, иначе теряется чувство новизны. Не забывайте о том, что полезный эффект от шоу нужно использовать для освоения обязательной школьной программы.
Кроме того, планируя такое занятие, согласуйте это с завучем и заручитесь поддержкой. Дети, скорее всего, захотят записать перфоманс на телефон и поделиться им в соцсетях, поэтому лучше, чтобы руководство школы было в курсе. А еще тщательно проанализируйте всю программу занятия. В ней не должно быть ничего, что противоречит морально-этическим принципам, нарушает закон или содержит оскорбительный контент.
Если вы учтете все нюансы, то можете быть уверены: какой бы сценарий шоу-урока вы ни воплотили, ученики точно запомнят его надолго.