На чем стояла Стоюнинская гимназия (и на ком)
Женская гимназия считалась лучшей в Санкт-Петербурге рубежа ХIХ-ХХ веков
Никаких наказаний и поощрений, баланс между умственными и физическими занятиями, встречи с писателями и художниками, визиты на фабрики и заводы, в музеи и библиотеки. Стоюнинская женская гимназия считалась лучшей в Санкт-Петербурге рубежа ХIХ-ХХ веков, а ее начальницу Марию Стоюнину философ Розанов называл «великой, героической женщиной». Его дочь была выпускницей гимназии. Учились в ней и Нина Берберова, и будущая Айн Рэнд (написавшая в Америке культовый роман «Атлант расправил плечи»), и Ольга Набокова, сестра писателя, и Елизавета Пиленко, организовавшая один из штабов Сопротивления в Париже, позже канонизированная как Мать Мария.
«Детей не стесняли»
Идея создать гимназию возникла у Марии Николаевны Стоюниной, когда она не смогла найти подходящее учебное заведение для своей дочери Лины. Неудивительно: стремление дать девочкам полноценное образование было в то время скорее исключением из правил.
Другой мотив — муж, известный педагог Владимир Стоюнин. Он остался без дела за то, что критиковал существующие порядки в системе образования. В статьях, книгах и публичных выступлениях боролся против показухи, формализма, дрессуры вместо воспитания. Его вынудили подать в отставку с должности инспектора Николаевского женского института в Москве за якобы революционный дух.
Философ Николай Лосский, зять Стоюниной, писал в воспоминаниях: «Мария Николаевна, обладая живым, необычайно энергичным и предприимчивым характером, не могла примириться с мыслью, что муж ее, полный сил, способный к широкой общественной деятельности, вырван из жизни». С Владимиром Яковлевичем она познакомилась гимназисткой — тот был ее преподавателем словесности.
Итак, решено: основать собственную гимназию и учить детей исходя из собственных принципов. Около двух лет ушло у супругов Стоюниных, чтобы привести к одному знаменателю эти принципы и учебный план будущего учебного заведения. К мозговому штурму, а позже и к управлению гимназией они привлекли своего друга Петра Францевича Лесгафта, известного биолога, антрополога и педагога.
«Петр Францевич говорил, что нужно научить молодежь управлять собой, чтобы она сумела наименьшими усилиями достигать наибольших результатов, и что это должно быть проведено как в области физических, так и в области умственных упражнений», писала Мария Николаевна.
Владимир Стоюнин критиковал поверхностное образование, которое делает из девочек благовоспитанных барышень, в то время как обществу нужны образованные и нравственно чистые матери, способные понять новые, лучшие стремления своих детей. Кроме того, его возмущало превосходство одного пола над другим. Рассуждения об образовании должны быть применимы к одному понятию — «человек», считал он, а не к мужчине или женщине. В своих статьях Стоюнин обращался к матерям, объясняя им, что, если молодая девушка отлично говорит на нескольких иностранных языках, это еще не значит, что она блестяще образованна.
Выпускницы старшей, третьей ступени гимназии должны были, по мысли основателей, уметь пользоваться кругом отвлеченных понятий и анализировать различный материал. Самостоятельному познанию и развитию самостоятельности вообще способствовала система аттестации без оценок. В конце каждого полугодия родители получали рекомендации учителей, на чем ученицам стоило сосредоточить усилия, чтобы идти наравне с классом.
В гимназии отказались и от наказаний, и от поощрений, считая, что авторитет преподавателей и мнение класса имеет значительно больший воспитательный эффект. Это касалось как академических успехов, так и социального поведения.
Все занятия были разделены на четыре группы: общеобразовательные предметы, искусство, языки и физические упражнения. Расписание составляли так, чтобы в нем ежедневно присутствовали занятия всех четырех групп. Это означало, что физическими упражнениями девочки занимались каждый день. Таким образом чередовалась разная нагрузка, а ученицы получали возможность разрядки.
Несмотря на увлеченность своим детищем, создатели гимназии считали, что дом и семья гораздо больше образовывают человека, чем любое учебное заведение. Поэтому с родителями постоянно встречались и беседовали, обменивались информацией и мнениями, чтобы найти тот самый «индивидуальный подход», которым сегодня гордятся передовые школы. Именно эта особенность сделала со временем стоюнинскую гимназию известной по всей России.
Одна из учениц гимназии Нина Гаген-Торн вспоминала: «либеральнейшая, с оттенком демократизма гимназия Стоюниной… Стоюнинки гордились своей гимназией и своей свободой обращения. Детей не стесняли».
Распутывая счета
В первый 1881-й год в гимназию вместо ожидаемых 25 пришли всего шесть девочек, в том числе дочь основателей. «С ними пришлось начинать дело — писала Мария Николаевна Стоюнина в воспоминаниях. — Из них только две окончили полный курс нашей гимназии, остальные по разным причинам ушли от нас».
Причины действительно могли быть самыми разными — от отъезда семьи на отдых до решения, что учеба переутомляет ребенка. Ни в законах того времени, ни в умах образование девочек не было первоочередной задачей.
Таким количеством учениц затраты на гимназию, естественно, даже не окупались. Тем не менее, Стоюнины не сдавались. Их дело не приносило прибыли, они вкладывали в него все больше собственных средств, сами за работу ничего не получая. Брали в долг — в том числе у подруги Стоюниной Анны Григорьевны Достоевской. Кстати, сам Достоевский горячо одобрял начинание Стоюниных.
На второй год учениц было уже тридцать пять, но, чтобы сократить дефицит, их должно было быть в два раза больше. Стоюнины заложили за большие проценты свой дом в Царском Селе.
В 1888 году Владимир Стоюнин умер. Мария Николаевна осталась у руля.
«Открывая гимназию и не испытав себя достаточно, я не думала, что смогу долго вести ее, скорей мне казалось, что для этого не хватит ни сил, ни терпения, ни выдержки, и я рассчитывала только начать дело, привлечь к нему других, а потом передать педагогическому персоналу; но в данную минуту кто мог взять на себя постоянные дефициты, ведь преподаватели люди небогатые и не могли работать даром, кроме того, как оформить дело? Ведь известно, что правительство не допустило бы коллективности, требуя ответственности одного лица».
При этом она признавалась, что способности к ведению бухгалтерии у нее отсутствовали начисто. Так что нередко администрация приглашала окончивших курс бухгалтерии учеников и учениц, чтобы распутать счета.
Везти на себе два воза — семью и гимназию — даже героической женщине было трудно. Сначала гимназия «проела» то, что осталось от В. Я. Стоюнина, затем наследства, которые Мария Николаевна и ее дочь получили от родственников.
Наступил момент, когда Стоюнина, скрепя сердце, попросила учителей согласиться на меньшую зарплату. Она понимала, что это путь к угасанию, а не к процветанию, так что одновременно искала экономически правильное решение. На экономии далеко не уедешь, надо расширяться. И Стоюнина за несколько лет сделала из гимназии — как сейчас бы сказали — образовательный комплекс. Кроме собственно гимназии, здесь были детский сад, начальная школа и высшие курсы. С этого момента «гимназия уже не переставала расти».
Мария Николаевна обратилась за государственной субсидией. «Мне и раньше приходила в голову эта мысль, но я всегда отклоняла ее: совестно было брать деньги из министерства и тратить их на наших богатых детей, в то время как их недостает на народные школы. Но, когда передо мною встал вопрос о том, быть или не быть гимназии, тогда я не выдержала… Меня еще утешает, впрочем, что при нашей гимназии есть даровая школа для бедных детей».
Она пошла прямо к всесильному Витте. Тот, по ее словам, принял высокомерно и сказал, что даже не слыхал о гимназии, чем вызвал у нее поток слез и гневную отповедь. Мария Николаевна заявила ему, что имя Владимира Стоюнина известно не только в педагогическом мире, и что оба они вложили в гимназию около пятидесяти тысяч собственных средств. И добавила, что правительству должна быть выгодна частная инициатива, так как одно оно не может удовлетворить растущих потребностей в среднем образовании.
То ли были убедительны ее аргументы, то ли Витте увидел перед собой труженицу, фанатично преданную делу образования, но субсидию Стоюнина вскоре получила. И смогла повысить зарплаты учителям.
Философское завершение
Начало ХХ века было временем расцветом гимназии. Она была полностью укомплектована и ученицами, и лучшими педагогами города. Русскую словесность преподавал поэт Владимир Гиппиус, логику и психологию — философ Николай Лосский. На литературные вечера собирались писатели и философы. Николай Лосский писал: «Вступление в оживленный мир семьи Стоюниной и ее гимназии было чрезвычайно привлекательно для меня и для всех членов нашего философского кружка. Мы собирались довольно часто… для чтения докладов. Кроме постоянных членов кружка, выступали… с докладами и гости, например, художник Н. К. Рерих…»
В 1918 году гимназия была национализирована и стала 10-й советской единой трудовой школой. Среди первых учеников-мальчиков в школу пришел Дмитрий Шостакович.
Мария Стоюнина некоторое время оставалась на должности председательницы, но в 1922 году уехала из России на «философском пароходе» вместе со своей дочерью Людмилой, ее мужем — философом Николаем Лосским, и тремя внуками. «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно», — сказал Троцкий о пассажирах «философского парохода».
В Берлине Лосские узнали, что Чехословакия готова принять интеллектуалов, спасшихся из Советской России. В Праге в рамках Русской акции президента Масарика профессор Лосский начал получать ежемесячную стипендию в 2000 крон. Точно такую же выделили и Марии Стоюниной. Это позволило семье, по словам Лосского, иметь «хорошее материальное положение».
Мария Стоюнина умерла в 1940 году в Праге в возрасте 93 лет.
Она осталась в истории не как жена Стоюнина или теща Лосского, а как создательница одной из лучших женских гимназий России.
«…мне ясно видно, что для осуществления или для приближения только к идеалу нужно, чтобы многое изменилось не только в школе, но и в семье, и во всей окружающей нас жизни, потому что школа далеко еще не главный фактор в образовании личности человека… Школа есть только один из факторов при воспитании человека, и, конечно, нужно, чтобы он был использован как можно лучше».
Источник: pedsovet.org