Молодежь против фашизма

Классный час для учащихся 10-11 классов


Семёнова Нина Александровна, учитель филиала МАОУ СОШ с.Бердюжье Истошинская СОШ, с.Истошино, Тюменская область


Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны.

Задачи:
— познакомить участников мероприятия с идеологией и политикой фашизма, дать представление о поведении фашистов на оккупированных территориях;
— формировать активную жизненную позицию;
— воспитывать непримиримое отношение к фашизму и неофашизму;
— способствовать формированию гордости за людей, которые сумели выстоять и победить в годы Великой Отечественной войны;
— развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран, лист ватмана для сбора подписей, «Свечи памяти».

Предварительная работа: заучивание наизусть стихотворений; подготовка материала о лагерях смерти; изготовление «Свечей памяти».

 
Ход мероприятия:

Презентация Молодёжь против фашизма
 
Звучит тихая музыка. Слайд №1
 
Ведущий 1: 9 мая 2018 года… Очередной раз прогремит Салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество советского народа. Давно залечены военные раны. Наша страна восстановлена. Она стала ещё прекраснее, ещё величественнее. В честь погибших на войне во всех населённых пунктах поставлены мемориальные доски, горит вечный огонь. К сожалению, нынешняя молодёжь оскверняет память людей, которые боролись и умерли за наше счастье. Можно часто видеть, как возле вечного огня выгуливают собак, о мемориальные доски чистят обувь. Как горько осознавать, что память о погибших на войне за наше счастье, за мирное небо над нашими головами, забывается и оскверняется молодёжью.
Казалось бы, после победы в 1945 году фашизм был уничтожен, но в наше время на улицах городов, поселков можно встретить людей с фашистской свастикой на рукавах, которые проповедуют зло, насилие.
 
Музыка утихает
 
Ведущий 2: Сегодня мы обвиняем фашизм. Обвиняем его в массовых убийствах и преступлениях против человечества. (Слайд №2)
 
Ведущий 1: Фашизм – политическое течение, выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил.
 
Ведущий 2: Год рождения.
Ведущий 1: 1919.
Ведущий 2: Место рождения.
Ведущий 1: Италия.
Ведущий 2: Родители. (Слайд №3)
Ведущий 1: Бенито Муссолини – фашистский диктатор, глава правительства Италии с 1922 по 1943 год. Адольф Гитлер – вождь Национал-социалистической рабочей партии Германии, глава фашистского правительства.

На экране фотографии Муссолини и Гитлера
 
Ведущий 2: Идеология фашизма.
Ведущий 1: Воинствующий антикоммунизм, расизм, шовинизм, насилие, культ вождя, тотальная власть государства, всеобщий контроль над личностью, милитаризация всех сфер жизни общества, агрессия.
 
Ведущий 2: Фашисты в Германии насаждали идеологию расизма и исключительности «арийской» расы, истребление «неполноценных» в расовом отношении народов, завоевание «жизненного пространства» и установление мирового господства третьего рейха.
Средствами достижения этих целей стали массовый террор, геноцид, концентрационные лагеря, чрезвычайные и особые суды, милитаризм и агрессивные войны.
 
Ведущий 1: Лидеры фашизма явились прямыми и непосредственными инициаторами развязывания второй мировой войны, главными виновниками гибели в ней миллионов людей. Война началась 1 сентября 1939 года с нападения на Польшу. За короткое время Германия покорила многие страны Европы. (Слайд №4)
 
Ведущий 2: На рассвете 22 июня 1941 года все пространство западной границы Советского Союза превратилось в ревущую огненную линию фронта. Гитлеровская Германия вероломно нападает на нашу страну. Начинается Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков, которая длилась 1418 дней и ночей.

Звучит песня «Вставай, страна огромная!» (муз. А.Александрова, сл. В Лебедева-Кумача)
 
Ведущий 1: Враги рассчитывали расправиться с нашей страной быстро, стремительным ударом. Но они просчитались. Трудными, бесконечно трудными для нашей армии и народа были лето и осень 1941 года. Главный удар приняли пограничники, стоявшие насмерть. Только пограничная Брестская крепость, окруженная врагами, держалась больше месяца. (Слайд№5)
Несмотря на героическое сопротивление, немцы неудержимо двигались вперед. После упорных боев были сданы Минск, Киев, Смоленск. (Слайд№6) Враг приближался к Москве.

Ведущий 2: С приходом фашистов на нашу землю пришли насилие, унижение, смерть, голод.
 
Ведущий 1: Страшные злодеяния творили фашистские изверги в отношении мирного населения на оккупированных территориях. Жестокое обращение с гражданским населением, массовые убийства были последовательным осуществлением заранее разработанных планов, целью которых было не только предотвращение сопротивления, но и избавление от местного населения путем его уничтожения и колонизации освободившихся территорий. (Слайд №7)
 
Звучит «7 симфония» Д. Шостаковича
 
Ведущий 2: «Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве. Дело заключается, скорее всего, в том, чтобы уничтожить русских как народ», — подчеркивалось в плане «Ост». История не знает ничего более чудовищного, чем кровавые преступления и зверства, совершенные гитлеровцами над мирным населением и военнопленными. Бесчеловечная эксплуатация и систематическое истребление населения оккупированных фашистами стран принесли человечеству потери не меньшие, чем на полях сражений.
 
Ведущий 1: Отступает с годами горе. Но мы не можем, не имеем права забыть, что где-то до сих пор живут убийцы, вешатели, разбойники из фашистских армий. Это они оставили кровавые, незаживающие раны. Это их идеологию восприняли неофашисты, которые привлекают в свои ряды молодых людей разных стран. Используя сегодняшнее мероприятие, мы хотим напомнить всем, насколько опасны для мира идеи, пропагандируемые фашистами.

Ведущий 2: В каждом сердце болью отзываются названия населенных пунктов, в которых были размещены концентрационные лагеря. (Сдайд№8)
 
Звучит «Бухенвальдский набат»
 
Ведущий 1: Польша. МАЙДАНЕК. (Слайд№9)
 
Ученик: Майданек — концентрационный лагерь, построенный нацистами возле польского селения в области Люблина в центральной Польше. Когда с Майданека налетал ветер, жители Люблина запирали окна. Ветер приносил в город трупный запах. Нельзя было дышать… Ветер с Майданека приносил в город ужас. Из высокой трубы крематория в лагере круглые сутки валил черный, смрадный дым. Дым относило ветром в город. Над люблинцами нависал тяжкий смрад мертвечины. К этому нельзя было привыкнуть. «Печами дьявола» звали поляки печи крематория на Майданеке и «фабрикой смерти» — лагерь.
Лагерь был создан осенью 1941 года, и служил сначала для заключения советских военнопленных. Большинство военнопленных погибло от голода и болезней, а последние из них были расстреляны в июне 1942 года. В то же время уже начало прибывать в Майданек большое количество евреев из Словакии, Чехии и Франции.
Главной целью лагеря была ликвидация заключенных. После установки газовой камеры и крематория летом 1942, уничтожение производилось с помощью этих средств, после чего заключённые должны были сжигать тела. Если не удавалось сжечь все тела, хоронили в ближайших лесах. После смерти жертв особый отряд занимался вырыванием золотых зубов.
Вследствие восстания в Варшавском гетто, Белостоке, Собиборе, Треблинке Гимлер объявил 1 октября 1943 года о ликвидации евреев по всей Люблинской области. В конце октября началось приготовление трёх громадных ям, и в них 3 ноября, за один день, было расстреляно при помощи пулемётов 18000 евреев. Лишь несколько сот заключенных Майданека остались живы…
В настоящее время на территории лагеря Майданек действует мемориальный музей.
 
Ведущий 2: ОСВЕНЦИМ (Слайд№10)
 
Ученик: Освенцим, город на юге Польши. В Освенциме истреблено свыше 4 млн. человек. Лагерь располагался на огромной территории вокруг города Освенцима и представлял из себя целую систему лагерей: Аушвиц, Биркенау, Моновице, Блехамер и другие. Основные из них — Аушвиц и Биркенау — имели свыше шестисот двадцати жилых бараков и служебных помещений. (Слайд №11)
В лагерях Освенцима содержалось постоянно от 180 тысяч до 250 тысяч заключенных. Все лагеря были обведены глубокими рвами и оцеплены густой сетью колючей проволоки, через которую пропускали ток высокого напряжения.
На 12 тыс. заключенных был всего один умывальник с водой, непригодной для питья. Когда шел снег, заключенные растапливали его для питья: весной умывались и пили из луж. В 1941 году в лагере Аушвиц был выстроен для сжигания трупов умерщвленных людей первый крематорий с тремя печами. При крематории была так называемая «баня особого назначения», то есть газовая камера для удушения людей. Кроме того, в лагере имелись еще две отдельные «бани», трупы из которых сжигались на особых кострах. Предназначенных для умерщвления людей загоняли в «бани» ударами палок ружейных прикладов, собаками. Двери камер герметически закрывались, и люди, находившиеся в них, отравлялись «циклоном». Смерть наступала через 3-5 минут; спустя 20-30 минут трупы выгружались и направлялись к печам крематориев. Перед сжиганием дантисты вырывали у трупов золотые зубы и коронки.
За всю историю Освенцима было совершено около 700 попыток побега, 300 из которых увенчались успехом, однако если кто-то бежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь, а всех заключенных из его блока убивали. 27 января 1945 лагерь был освобожден Советской Армией. На территории бывшего концлагеря создан музей.

Ведущий 1: Австрия – Маутхаузен. (Слайд №12)
Ведущий 2: Германия – Равенсбрюк, Заксенхаузен, Дахау, Бухенвальд. (Слайды №13-16)
 
Ведущий1: Бухенвальд (Слайд №17) – немецко-фашистский лагерь — открыл свои ворота в 1937 году. 77 лет назад официально заработала нацистская фабрика смерти Бухенвальда. Именно тогда первые узники увидели на его воротах свой приговор: «Каждому свое». Смерть соседа по койке воспринималась как праздник, так как можно было занять больше места до прихода следующего транспорта. Одежду умершего тут же делили, и в крематорий уносили уже голое тело.
В лагере свирепствовали инфекционные заболевания. Прививки, которые проводил медперсонал, например, против тифа, часто еще больше способствовали распространению заболевания, так как шприцы не меняли. Наиболее тяжелых больных умерщвляли уколом фенола.
Сегодня от бараков остался только выложенный булыжником фундамент, который указывает на место, где были постройки. Около каждого — мемориальная надпись: «Барак № 14. Здесь содержались подростки », «Барак № … Здесь содержались евреи». Лагерь был освобожден 10 апреля 1945 года американской армией.

Слайд №18
 
Ведущий 2: Са́ласпилс — лагерь смерти на территории Латвии.
 
Ученик: Лагерь смерти Саласпилс — один из самых больших. Он был запущен в октябре 1941 года. Нацисты изощрялись. В центре лагеря, возле комендатуры была сооружена виселица. Здесь устраивались казни на потеху «высшей расы». Они являлись на эти зрелища в начищенных до блеска сапогах, а их дамы — в шляпках и белых перчатках. Младенцев на глазах у матерей оглушали прикладами и бросали в яму, чтобы не тратить патроны. Узников травили синильной кислотой. Заключенные работали на торфяных болотах. Измученные голодом, они ели кору деревьев.
Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за отдельного содержания детей, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали. В этот лагерь люди посылались только с одной целью — чтобы они умирали мучительной смертью. По свидетельским показаниям, в лагере было уничтожено более 100 000 человек.

Убийства детей
Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. За грудными младенцами присматривали 5–7-летние девочки. Грязь, вшивость, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, дифтерии приводили к массовой гибели детей. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря.
Показания очевидцев раскрывают жуткую действительность детского барака и истинные причины массовой гибели несчастных детей. Массовую смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса. Немецкие врачи-детоубийцы больным детям делали инъекции – впрыскивали разнообразные жидкости, вводили в прямую кишку мочу, заставляли принимать во внутрь разные средства…
В лагере смерти Саласпилс мученической смертью погибли около 3 тысяч детей до 5 лет в период с 18 мая 1942 года по 19 мая 1943 года. Тела были частью сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Большинство из них подвергались выкачиванию крови.

Слайд№19
 
Ведущий 1: Общее количество концлагерей составляло около 14033 объектов. Всего в рейхе содержалось в лагерях и тюрьмах 18 млн. человек, 11 млн. из них уничтожено.

Ведущий 2: Скорбная тишина…Она годами хранит гул яростного огня и надрывный плач детей, и отчаянный крик матерей, и стоны умирающих. Перед глазами встают чудовищные картины нечеловеческих мучений, горы пылающих тел, яры и танковые рвы, где вершились массовые расстрелы. (Слайд №20)
 
Ведущий 1: Сотни сел и деревень были сожжены, нередко вместе с теми, кто там проживал. Одной из деревень стала Хатынь, сожженная в 1943 году фашистами вместе с жителями.

Ученик: Хатынь! Хатынь! Хатынь!
Я слышу, как набатом боль стучится.
Мороз по коже.
Стой! Замри! Застынь!
И как же это всё могло случиться?!
Живыми уходили в мир иной…
Людей безвинных жгли с домами вместе.
И объяснить всё это лишь войной
Я не могу, когда стою на месте,
Где каждый сантиметр земли вопит
От горя и от боли нестерпимой, —
Он кровью человеческой полит…
Кто будет там, не проходите мимо!
Постойте, скорбно голову склонив,
Послушайте, как ветер плачет…
Стонет! В краю лесов и плодородных нив
Колокола звонят… Их эхо тонет
В высоком поднебесье.
Стой! Застынь! Перед тобой –
Хатынь!
( Александр Вертинский)
 
Звучит запись колокольного звона Хатыни. (Слайд №21)
 
Ведущий 2: Все человечество слышит колокольный звон Хатыни. Трагедия произошла 22 марта 1943года. В деревню вошел 118-й батальон охранной полиции и окружил её. Всё население Хатыни — взрослые, старики, женщины, дети — были согнаны карателями в колхозный сарай. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Среди жителей деревни было много многодетных семей. Так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких — семеро.

Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Сама деревня была уничтожена полностью.
Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар: среди трупов он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.

Звучит музыка
 
Стихотворение М.Джалиля «Варварство»
 
Ученик: Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня.
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,-
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? –
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…
 
Слайд№22
 
Ведущий 1: Никогда не забудутся зверства фашистов в деревне Бабий Яр. Хату за хатой сжигали немецкие палачи. Они не останавливались ни перед чем: все горело под ногами. 30 домов было сожжено фашистами, ни одной живой души не оставили они.

Ведущий 2: Фашисты сожгли множество деревень на территории бывшего тогда Советского Союза. (Слайд №23)
 
Ведущий 1: Известно, что фашисты использовали труд людей, вывезенных из оккупированных стран в Германию. Послушайте письмо девочки, увезенной фашистами в неволю.

Звучит тихая, нежная музыка
 
Ученик: «Здравствуй, дорогая мамочка! Пишу тебе письмо, которое ты, скорее всего, никогда не прочитаешь. Ты помнишь, как нас, юных девочек и мальчиков, загнали фашисты в вагоны, где перевозили скот, и повезли в Германию? Я никогда не забуду глаза провожающих матерей, которые ничего не видели от слез и горя. А мы тогда и не понимали, что с нами происходит. Через несколько дней поезд прибыл к месту назначения. Нас выгнали из вагонов, выстроили в ряд.
Скоро появились и наши будущие хозяева. Они тщательно осматривали каждого, выбирая того, кто им подходил. Меня забрала толстая злая фрау Зандер. Ей нужна была рабочая на скотном дворе. Как только привезли меня, начались издевательства. Работать нужно с раннего утра до позднего вечера. Отдохнуть нельзя ни минутки. Фрау следит за мной. Как чуть присяду, бьет палкой. Прошло всего полгода, а мне кажется, что я нахожусь здесь целую вечность. Три раза в день я таскаю огромные кадки с едой для свиней. Их кормят значительно лучше, чем меня. Когда фрау Зандер в хорошем настроении, она дает мне теплую похлебку раз в день. Но это бывает очень редко. В основном мне приходится питаться тем, что я успею выхватить из корыта у свиней. А они такие большие и страшные, что я боюсь, как бы они не съели меня саму.
Мама, я так изменилась! В свои 16 лет я выгляжу как старуха. Все тело в синяках и подтеках. Они никогда не проходят. Я так хочу домой! Милая мамочка, люблю тебя, целую! Очень хочется дожить до встречи, на которую я уже и не надеюсь. (Март 1943 года)».
 
Ведущий 2: На захваченных фашистами территориях активно работали партизаны, среди которых было много подростков, молодежи. Они наносили немалый вред оккупантам: подрывали железные дороги, добывали сведения для советской армии, освобождали заложников, отбивали пленных. Немцы ненавидели и боялись партизан. Я предлагаю послушать рассказ о Герое Советского Союза — Зое Космодемьянской, которая была схвачена фашистами в подмосковном селе Петрищево.

Слайд№24
 
Ученик: Ее схватили вечером, когда Зоя пыталась поджечь конюшню. Привели в дом, раздели и стали бить кулаками, а минут через двадцать избитую, босую, в одной сорочке повели через все селение в штаб. Зою стали допрашивать. Через дверь доносились ответы: «Нет», «Не знаю», «Не скажу». Потом в воздухе засвистели ремни, и слышно было, как стегали они по телу. Четверо мужчин, сняв пояса, избивали девушку. Потом снова допрос, и снова удары.
После этого Зою повели в другую избу. Хозяева увидели у нее на лбу большое иссиня-черное пятно и ссадины на ногах и руках. Губы ее были искусаны в кровь и вздулись. Вскоре солдаты, жившие в избе, окружили девушку и стали над ней издеваться. Одни шпыняли ее кулаками, другие подносили к подбородку зажженные спички, а кто-то провел по ее спине пилой. Лишь вдоволь натешившись, солдаты ушли спать. Часовой велел Зое подняться и выйти из дома. Так, босая, в одном белье, ходила она по снегу до тех пор, пока ее мучитель сам не продрог. Поутру солдаты начали строить посреди деревни виселицу.

Слайд№25. Звучит музыка
 
Отрывок из поэмы М. Алигер «Зоя»
 
Ученик: Как морозно! Как светла дорога!
Утренняя, как твоя судьба.
Поскорей бы! Нет, еще немного!
Нет, еще не скоро…От порога…
По тропинке…до того столба…
Надо ведь еще дойти до туда,
Этот длинный путь еще прожить…
Может ведь, еще случится чудо.
Где-то я читала… Может быть.
Жить… Потом не жить… Что это значит?
Видеть день… Потом не видеть дня…
Это как? Зачем старуха плачет?
Кто ее обидел? Жаль меня?!
Если мимо виселицы прямо
Все идти к востоку – там Москва.
Если очень громко крикнуть: «Мама!»
Люди смотрят. Есть еще слова…
— Граждане, не стойте, не смотрите!
(Я живая, — голос мой звучит.)
Убивайте их, травите, жгите!
Я умру, но правда победит!
Родина! — Слова звучат, как будто
Это вовсе не в последний раз.
— Всех не перевешать, много нас!
Миллионы нас!.. Еще минута –
И удар наотмашь между глаз.
Лучше бы скорей, пускай уж сразу,
Чтобы больше не коснулся враг.
И уже без всякого приказа
Делает она последний шаг.

Слайд №27
 
Ведущий 1: Вот чем закончился кровавый марш Гитлера по Европе. Военные действия велись на территории 40 государств. В вооружённые силы было мобилизовано 110 млн. чел. Общие людские потери достигли 50-55 млн. человек, из которых на фронтах погибло 27 млн. человек. Наша страна пострадала от фашизма больше всех.
 
Ведущий 2: О преступлениях фашизма важно помнить всегда. Любая неофашистская философия таит в себе опасность для всего человечества. Слоганы современных экстремистов слышали, наверное, все: «Россия – страна арийцев», «Россия – для русских», «Бей нерусских – спасай Россию» и т.д. Чем они отличаются от призывов Гитлера? По смыслу – ничем. Подобные изречения – не просто эмоции, по сути, это – взвешенный призыв к насилию и погромам. К сожалению, находятся те, на кого такие слоганы действуют как указание к действию.
 
Ведущий 1: Человечество не может и не вправе забыть лагеря смерти, костры из живых людей. Вот почему мы сегодня вновь обращаемся к урокам страшных лет фашизма. На ошибках учатся, но мы не можем повторять таких серьезных ошибок, за которыми стоят миллионы человеческих жизней.
 
Ведущий 2: Сегодня жизненно важно заботиться о том, чтобы новые поколения, наши дети наследовали Великую Победу — Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне, достоверные Знания, подлинные Ценности и Смыслы, священную Память — и нести это неугасимое, вечно живое пламя в своем сердце, сознании, разуме. В этом наш общий безусловный долг и ответственность.
 
Ведущий 1: Ребята, давайте с вами поддержим международную акцию «Свеча памяти», участники которой с 2009 года ежегодно накануне Дня памяти и скорби 22 июня, Дня Победы 9 мая и в другие памятные дни зажигают свечи в честь 27 миллионов погибших в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и всех павших в боях за Родину. Спустя десятилетия память о жертвах войны соединяется со светлой памятью представителей всего военного поколения советских людей, своими подвигами на фронте и героическим трудом в тылу завоевавших великую Победу, которую мы унаследовали как бесценный дар.
Миллионы свеч памяти 22 июня, 9 мая в окнах домов и на военных мемориалах это не только знак общей скорби народов, победивших фашизм, но символ глубокой благодарности и единства в оценке нашего исторического прошлого во имя будущего человечества, и поэтому акция «Свеча памяти» проходит в десятках стран мира. Я предлагаю всем зажечь свою «Свечу памяти» и почтить всех погибших минутой молчания.

Учащиеся зажигают изготовленные заранее свечи
 
Ведущий 1: Свеча не плавится, не плачет, а рыдает:
Она о павших в страшных битвах вспоминает.
Её душа горит в огне пожарищ,
Где каждый был как брат, был друг, товарищ.
Она горит, чтоб люди не забыли,
Как зло в смертельной схватке победили.
В свеченье — лики тех, кто победил,
Кто от чумы фашистской защитил,
Кто не дожил до мира, до Победы.
Потомки, помните всегда об этом!
Склоните головы в священной тишине,
Не дайте разгореться вновь войне.
Свечу, как скорби знак, над миром поднимите,
И от неё огонь любви в сердцах зажгите,
Чтоб не угас над миром жизни свет
И люди войнам на Земле сказали: «Нет!»
Горит свеча, душа её рыдает,
О всех погибших в войнах вспоминает…
(Татьяна Подцветова)

Минута молчания
 
Ведущий 1: Любые проявления фашизма в нашей стране, независимо от причин, их порождающих, совершенно недопустимы и должны быть пресечены в корне, чтобы, не дай Бог. не повторилась страшная трагедия!
 
Ведущий 2: Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь, —
Чтоб не забылась та война:
Ведь это память – наша совесть.
Она как сила нам нужна…
 
Ведущий 1: Сегодня мы обвиняем фашизм в преступлениях против человечества, а приговор фашизму вынесла сама история. А мы – молодые люди, живущие сейчас, должны беречь мир и помнить, какой ценой он завоеван. Молодежь всегда была на передовых позициях. Предлагаю выразить свой протест против фашизма и неофашизма, оставив подписи на листе ватмана на доске.
 
Участники мероприятия ставят свои подписи
 
Использованные источники информации:
1. Говорят погибшие герои. Сборник
2. Книга Памяти. Город Великие Луки и Великолукский район. Историко-документальная хроника. Псков, 1993
3. Москва в солдатской шинели. Сборник. «Детская литература», М., 1966г.
4. Нюрнбергский процесс. Сборник документов в 8-ми томах. Юридическая литература, М., 1991.
5. http://podcvetova.ru/stih/svecha-pamjati © Татьяна Подцветова — Стихи и сказки