«Голос истории»

Композиция, посвященная Великой Отечественной войне (8-11 классы)


Медная Зоя Викторовна, воспитатель МБОУ «Гимназия №71» («Радуга), г. Кемерово


Цели: создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне.

Задачи:
— развивать интерес обучающихся к историческому прошлому нашей страны, военной истории Отечества;
— воспитание чувства гордости за свою Родину, свой народ, патриотизма, гражданской зрелости, уважения к людям, победившим в страшной войне и преодолевшим все тяготы сурового военного времени.

Предварительная работа: подготовка ведущих и чтецов. Учащиеся, которые являются зрителями, на классных часах заранее изготовили георгиевские свечи. Совместно с классным руководителем и учителем технологии раскрасили подсвечники, стилизованные под знаменитые военные награды и прослушали информацию об истории орденов. Изготовленные свечи учащиеся приносят с собой в актовый зал, где во время композиции «Голос истории» они будут зажжены.
 
Ход мероприятия:

Выбегает ребёнок. Звучит фонограмма колокола

Ребёнок: Что это? Вы слышите?
Ведущий: Это колокола. Голос истории…
Ребёнок: Голос истории? А разве такое бывает?
Ведущий: Бывает, смотри!

Видео: www.youtube.com/watch?v=SVhVsPqASAs

Ведущий Год 1941-й. Июнь… Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нашу страну. На лицах улыбки, радость. Красивая мирная жизнь. И вдруг… 22 июня 1941 года. 3 часа 15 минут утра…

Видео: www.youtube.com/watch?v=ZAtRykr2vkg №3

Выступление агитбригады
 
Стихотворение «Ах, война, что ты сделала, подлая»

Чтец 1: Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли –
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом -солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики, постарайтесь вернуться назад
(Булат Окуджава)

Чтец 2: На совещании в ставке 1 августа 1940 года Гитлер объявил: «Россия должна быть ликвидирована». На переход через Советскую границу в фашистском плане «Барбаросса» было выделено 40 минут.
Чтец 3: 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границу СССР
Чтец 4: Брестская крепость держала оборону 28 дней.
Чтец 5: Строчки из работ наших учащихся о своих родных в годы Великой Отечественной войны: «Мой прадед погиб в первые дни войны, защищая Украину. Моя бабушка и дедушка были ещё маленькими, вместе с родителями они встали на защиту Родины»
Чтец 1: У каждого немецкого офицера была при себе книжечка, содержащая 12 заповедей в обращении с русскими, в которой, в частности, говорилось: «Вы должны осознавать, что являетесь представителем великой Германии. В интересах немецкого народа вы должны применять самые жестокие и самые безжалостные меры. Убивайте всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старый человек, женщина, мальчик или девочка».
Чтец 2: И вновь строчки из работ наших учащихся: «Моя бабушка Евгения Матвеевна проживала в Одессе. Когда началась война, она вместе со своей сестрой Людмилой пряталась от немцев в нише, которую вырубила в каменной стене дома под подоконником их мама Дарья Ивановна».
Чтец 3: 12 мая 1942 года Гитлер уточнил: «Цель моей восточной политики заключается в том, чтобы заселить эту территорию, по крайней мере,100 миллионами людей германской расы»

Видео www.youtube.com/watch?v=k4xEEy-x5-I
 
Стихотворение «Бинты»
 
Чтец 4: Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем — так учили нас.
Одним движеньем — только в этом жалость…
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: «Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться — беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки».
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.
Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты…
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!
(Юлия Друнина)

Чтец 1: Я знал, что значит почтальон хромой,
Которого все ждали и боялись:
Чтец 2: А вдруг таким придёт и мой?!
А вдруг совсем… (пауза)
Чтец 3: На улицах шептались.
Чтец 4: Взвивался страшный крик.
И слово тяжкое: «Убили!»
Я помню «первым» и ещё «зарыт»,
И кажется ещё, «в сырой могиле».
Чтец 5: Шёл почтальон, как ворон без крыла.
Скрипел его костыль от дома к дому.
 
Стихотворение «Летела с фронта похоронка»
 
Чтец 1: Летела с фронта похоронка
На молодого пацана,
А он живой лежал в воронке…
Ах, как безжалостна война!
И проходили мимо танки…
Чужая речь… а он лежал,
И вспоминал сестру и мамку,
Лежал и тихо умирал.
Пробита грудь была навылет,
И кровь стекала в черный снег,
А он глазами голубыми
Встречал последний свой рассвет.
Нет, он не плакал, улыбался,
И вспоминал родимый дом,
И пересилив боль, поднялся,
И автомат подняв с трудом,
Он в перекошенные лица
Горячий выплеснул свинец,
Приблизив этим на минуту
Войны безжалостной конец.
Летела с фронта похоронка,
Уже стучался почтальон,
Солдат, глаза закрыв в воронке,
На миг опередил её.
em>(Степан Калашников)

Видео www.youtube.com/watch?v=kPG2Xkiog74

Чтец 2: В городе Киеве было уничтожено 195 тысяч человек, в основном евреев.
Чтец 3: Миллионы людей были замучены в концлагерях Бухенвальда, Освенцима, Майданека, Треблинки, Дахау, Заксенхаузена, Ровенсбрюка, Маутхаузена; в детском лагере Саласпилсе; в лагерях Смоленска, Ставрополя, Харькова, Киева и др.
Чтец 4: В Освенциме на 12 тысяч человек был один умывальник, а весной заключённые пили и умывались из луж. В бараках были крысы, которые объедали трупы. Было обнаружено 293 тюка с женскими волосами весом 7 тонн, которые были срезаны со 140 тысяч женщин.
Чтец 5: В1941 году в лагере Аушвиц был построен 1-й крематорий. Проводились опыты над людьми.
Чтец 1: В Саласпилсе были уничтожены более тысячи детей…

Стихотворение «Дети в Освенциме»

Чтец 1: Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучили детей.
И это каждый день опять:
Кляня, ругаясь без причины…
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что – обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы.
Но их всё били. Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин «идеи» были,
Мужчины мучили детей.

Видео /www.youtube.com/watch?v=W4-siKTpU-c&bpctr=1521191980

Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это – было!
Мужчины мучили детей!
(Наум Коржавин)

Чтец 2: Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Чтец 3: Разве хотела ты их смерти, Родина?
Чтец 4: Строчки из работ наших учащихся: «Дедушку моей мамы – Павла Водопьянова на фронт не взяли по болезни. Когда Павел ехал в поезде с родными, поезд разбомбили, все родные погибли. Павел пошёл на фронт добровольцем. В 1944 году был тяжело ранен и без сознания попал в плен, в концлагерь в Норвегии. Его освободили только в 1947 году»
Чтец 5: В СССР немцы разрушили 32 тысячи промышленных предприятий, 54100 железнодорожных станций, 140 тысяч больниц, 243 тысячи библиотек, 84 тысячи техникумов, школ
Чтец 1: Дети наравне со взрослыми защищали свою Родину, своё Отечество

Стихотворение К. Симонова

Чтец: Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.

Стихотворение «В сорок четвёртом»

Чтец: Везёт на фронт мальчика товарищ военный врач.
Мама моя, мамочка, не гладь меня, не плачь!
На мне военная форма – не гладь меня при других!
На мне военная форма, на мне твои сапоги.
Не плачь! Мне уже двенадцать, я взрослый почти…
Двоятся, двоятся, двоятся рельсовые пути.
В кармане моём документы – печать войсковая строга.
В кармане моём документы, по которым я – сын полка.
Прославленного, гвардейского, проверенного в огне.
Я еду на фронт. Я надеюсь, что браунинг выдадут мне.
Что я в атаке не струшу, что время моё пришло…
Завидев меня, старухи охают тяжело:
«Сыночек…Солдатик маленький… Вот ведь настали дни…»
Мама моя, мамочка! Скорей им всё объясни!
Скажи, чего это ради они надо мной ревут?
Зачем они меня гладят? Зачем сыночком зовут?
И что-то шепчут невнятно, и тёмный суют калач…
Россия моя, не надо! Не гладь меня! И не плачь!
Не гладь меня! Я просто будущий сын полка.
И никакого геройства я не совершил пока!
И даже тебе не ясно, что у меня впереди…
Двоятся, двоятся, двоятся рельсовые пути.
Поезд идёт размеренно, раскачиваясь нелепо, —
Длинный и очень медленный, как очередь за хлебом

Видео www.youtube.com/watch?v=ttFpU1iwmO8&list=PLnWxUmvMgT2bOrx_bGoRWCF8UkuoEKdWP

Ведущий: Прошу всех встать. У каждого из вас в руках георгиевская свеча, сделанная в память о своем дедушке, прадедушке или родственнике, участвующем в ВОВ. Давайте вспомним всех тех, кто отдал свою жизнь за нашу Великую Родину, за то, чтобы сегодня у нас было мирное небо. Мы зажжем именные свечи в память об этих людях и почтим их минутой молчания.

Зажигаются свечи, минута молчания

Отрывок из романа А.Фадеева «Молодая гвардия» (читает подготовленный ученик)
 
Чтец 5: Для Советского народа 4 года войны это — 1418 дней, 34000 часов, 27 миллионов погибших.
Чтец 1: Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать…38 лет
Чтец 2: Тяжёлой ценой досталась Победа нашему народу. Но солдаты и народ выстояли и победили.
Чтец 3: Спасибо нашему народу за то, что отстоял он землю нашу,
За мир, свободу и за жизнь!

Стихотворение «Это было в мае на рассвете»
 
Чтец: Это было в мае на рассвете,
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
А куски свистящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг.
Тут он вспомнил, как, прощаясь летом,
Он свою дочурку целовал,
Может быть, отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял…
Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,
Полз боец и, телом заслоняя,
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну.
Рядовые Армии советской,
Люди, победившие войну!
И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой, спасенной на руках.
(Г. Рублёв)

Видео www.youtube.com/watch?v=_6l5xqr4E0w
Видео «Как живут дети на востоке Украины»

Стихотворение «Хотят ли русские войны»
 
Чтец: Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
Над ширью пашен и полей
И у берез и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
Что под березами лежат.
И пусть вам скажут их сыны,
Хотят ли русские войны.
Не только за свою страну
Солдаты гибли в ту войну,
А чтобы люди всей земли
Спокойно видеть сны могли.
Под шелест листьев и афиш
Ты спишь, Нью-Йорк, ты спишь, Париж.
Пусть вам ответят ваши сны,
Хотят ли русские войны.
Да, мы умеем воевать,
Но не хотим, чтобы опять
Солдаты падали в бою
На землю грустную свою.
Спросите вы у матерей,
Спросите у жены моей.
И вы тогда понять должны,
Хотят ли русские войны.
(Е.Евтушенко)

Видео www.youtube.com/watch?v=7bNIh4SBRyo

Источники:

  1. Домашний архив родственников учащихся гимназии 71
  2. www.youtube.com/watch?v=SVhVsPqASAs
  3. www.youtube.com/watch?v=ZAtRykr2vkg
  4. www.youtube.com/watch?v=k4xEEy-x5-I
  5. www.youtube.com/watch?v=kPG2Xkiog74
  6. www.youtube.com/watch?v=W4-siKTpU-c&bpctr=1521191980
  7. www.youtube.com/watch?v=ttFpU1iwmO8&list=PLnWxUmvMgT2bOrx_bGoRWCF8UkuoEKdWP
  8. www.youtube.com/watch?v=_6l5xqr4E0w
  9. http://delovoydonbass.ru/news/nashi_materialy/as_the_children_live_in_the_cellars_of_the_donetsk_people_s_republic/
  10. www.youtube.com/watch?v=7bNIh4SBRyo