Мифы о вальдорфских школах: мнение родителей, учеников и педагогов
Вальдорфская педагогика — явление в России не новое. Мы уже писали о том, как устроено образование в таких школах, а теперь поговорим о распространенных мифах, связанных с вальдорфской системой обучения.
Миф 1. «Замедленное» развитие по сравнению с общеобразовательной школой
Лилия Васильева, учитель математики в НОУ «Центр искусства воспитания» в г. Санкт-Петербурге и родитель учащегося вальдорфской школы:
«Как любой родитель, я боялась, что у моего ребенка затормозится развитие, там же все дают немного позже, чем в обычной школе. И я надумывала: «Вот, дочь до сих пор в шестом классе, а еще пишет с ошибками». Но все это приходит в норму естественным образом.
Все мы в нашем обществе боимся, что человек чего-то не достигнет, с чем-то не справится, чего-то не узнает. Но на самом деле главное — чтобы в ребенке не была убита потребность в познании. Если ему что-то понадобится, он это спокойно изучит».
«Олимпийские игры»
Миф 2. Сложности с адаптацией после перехода из вальдорфской школы в обычную
Анастасия Кузнецова, классный учитель в НОУ «Центр искусства воспитания»:
«Иногда дети уходят в специализированные школы или в те, в которые удобнее ездить, а потом все равно возвращаются обратно. Адаптироваться им как раз несложно — просто им там скучно. Ребята говорят: «Мы все сдали, но за что зачет — непонятно. Сдали контрольные, ну и что?». Они привыкли, что методика обучения в вальдорфской школе постоянно наталкивает на более глубокое понимание любого вопроса, с которым они сталкиваются. Ребята хотят действительно понимать и осознавать, что они изучают и к чему это приведет. Здесь учитель помогает ответить на эти вопросы».
Школьный спектакль
Анна Стекольщикова, выпускница НОУ «Центр искусства воспитания»:
«Многие вещи нам не просто рассказывали, а мы сами до них доходили с помощью подсказок от учителя. Он нас направлял, задавал вопросы, и мы сами находили ответы. И на выходе этот материал был более важным, так как это не то, что мы зазубрили, а то, что обнаружили сами».
Миф 3. Слишком комфортная, «тепличная» среда
София Бледнова, выпускница НОУ «Центр искусства воспитания»:
«Многие говорят про вальдорфскую школу, что это «теплица», что мы изолированы от «жестокого и холодного мира», но это не так. У меня есть друзья из обычных школ. Как и у них, у нас в учебе тоже были сложные моменты. Например, в плане трудового воспитания. Физически работать трудно, иногда никак себя не заставить.
Приходилось и бороться с собой, делать через не хочу. Но чаще всего «не хочу» значит, что я чего-то не понимаю, мне сложно разобраться. Например, пропустил начало, и теперь нужно догонять, а я не хочу это разбирать с азов и буксую. Учителя это понимают, и к каждому ученику находят свой подход».
Урок труда. Изготовление скульптур из камня
Урок труда, изготовление скульптур из камня
Урок труда — результаты
Анастасия Кузнецова, классный учитель в НОУ «Центр искусства воспитания»:
«Здесь очень много преодолений, дети плачут, когда у них что-то не получается. Класс — ведь самый обычный детский коллектив, в котором возникают такие же сложности, как и в обычном школьном коллективе, где каждому ученику нужно найти свое место. Некоторые родители думают, что привели ребенка в комфортную среду, где ему точно будет хорошо. Но неизбежно возникают ситуации, когда, например, другие дети нарушают его границы, что совсем не комфортно. Может казаться, что здесь все белые и пушистые, но это живые дети».
Рыцарский турнир
Миф 4. Вальдорфские школы — вне системы образования
София Бледнова, выпускница НОУ «Центр искусства воспитания»:
«Все учебные программы в аккредитованных вальдорфских школах России прошли экспертизу. По плану ученики проходят обязательную аттестацию в 4-м, 9-м и 11-м классах, так как предметы, хоть и преподаются иначе, остаются теми же, за исключением нескольких специальных дисциплин.
В старшей школе периодически проводят ВПР, а в некоторых школах каждый четвертый класс сдает норматив — тест на компьютере. Часто проходят проверки».
Сергей Ивашкин, директор самарской вальдорфской школы, член Европейского совета вальдорфского образования, классный учитель, преподаватель истории и обществознания:
«На подготовку к экзаменам в вальдорфских школах в России и за рубежом отводится специальный год, который называется АБИТУР, он предназначен для тех, кто хочет поступать в вуз.
В каких-то моментах программа отстает, а в каких-то, наоборот, уходит дальше, потому что ориентируется на состояние сознания ребенка, подростка. Нас занимает именно формирование мировоззренческой позиции — на наш взгляд, общее образование дается для того, чтобы человек получил картину мира. Поэтому нужно давать то, что важно для психического, душевного и духовного развития ребенка. Если даешь какой-то феномен, важно его прожить, прочувствовать. Содержание экзаменов не есть образование. К ним можно подготовиться быстро, в течение двух лет».
Урок МХК
Лилия Васильева, учитель математики в НОУ «Центр искусства воспитания»:
«Квадратное уравнение в обычной школе проходят в 8-м классе, в вальдорфской — в 10-м. Но в итоге все дети выходят на экзамен подготовленными и сдают его хорошо, поступают в ведущие вузы.
Было бы удобнее, если бы был 12-й класс. В 9-м классе процесс получения знаний завершается, происходит структуризация, в 10-м начинается исследовательский процесс, когда учитель ставит перед учениками задачу, а они, пользуясь всеми знаниями, которые у них есть, уже могут сами осуществлять процесс познания. И учитель становится коллегой, который помогает, направляет в этих сложных процессах. 10-11-й класс — это время анализа, когда мы уже говорим о взаимосвязи между предметами. А 12-й, по идее, — это синтез, когда все науки становятся единым целым и ученики понимают, как биология перетекает в математику, математика — в физику, а физика соотносится с химией».