В Казани состоялся Международный форум министров образования «Формируя будущее»

Международный форум министров образования «Формируя будущее» прошел 8-9 июня в Казани. На мероприятие прибыли делегации из 31 дружественной страны. Всего в этом крупнейшем тематическом событии принял участие 101 иностранный гость. Среди стран – участниц форума Египет, Катар, Бразилия, Оман, Сенегал, Мали, Зимбабве, ЦАР, Сирийская Арабская Республика, ОАЭ, Пакистан, Мьянма, Куба, Венесуэла, Белоруссия, Армения, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Казахстан и другие. 

Участников форума поприветствовал Президент России Владимир Путин.

«Рады видеть в гостеприимной Казани руководителей министерств дошкольного, общего и высшего образования из многих государств планеты, а также педагогов и представителей авторитетных научных организаций. Вам предстоит обсудить широкий круг профессиональных вопросов, связанных с развитием сферы образования, обменяться опытом и передовыми технологиями, практиками в этой области. Человек, его знания, кругозор, стремление постигать новое становятся – уже стали – главной движущей силой развития в ХХI веке. И потому очень важно, чтобы во всех странах люди имели равные возможности для реализации своего таланта, для получения образования, а государства гарантировали его доступность, активнее внедряли современные стандарты, которые бы не только давали добротный багаж знаний и навыков, но и прививали молодому поколению ценности, основанные на традициях и культуре своих стран и народов», – сказал он.

Глава государства подчеркнул, что Россия имеет мощный образовательный потенциал, сильные педагогические и научные школы. За последние 20 лет в нашей стране проведена модернизация всей системы образования. И такая работа, донастройка образовательных программ, постоянно продолжается с учетом растущих запросов молодежи, стремительных общественных, экономических, технологических изменений в мире.

Владимир Путин добавил, что сегодня в России все дети имеют равный доступ к бесплатному качественному дошкольному, общему и дополнительному образованию, создана современная модель управления и оценки качества образования на основе объективных данных.

«Мы многое делаем для поддержки и развития образования в других странах. Из года в год растет число педагогов – участников программы «Российский учитель за рубежом». Сейчас в рамках проектов проходящего в России Года педагога и наставника наши учителя преподают в зарубежных общеобразовательных организациях. В ближайшие годы такая работа обязательно будет расширена», – добавил он.

Проведение форума позволил продемонстрировать успехи отечественной системы образования, предложить иностранным руководителям в сфере образования передовой опыт России, который позволит решать актуальные вызовы развития образовательной среды.

В ходе деловой программы участники обсудили роль образования в развитии экономики, доступность качественного образования, работу с молодежью, детский отдых, работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучение русскому языку в других странах. Они получили возможность поделиться друг с другом своими успехами, наладить двустороннее сотрудничество, оценить передовые российские образовательные технологии и познакомиться с культурным наследием страны.

Сергей Кравцов: «Мы готовы делиться нашим лучшим опытом в сфере образования с другими странами»

Министр просвещения России Сергей Кравцов представил на Международном форуме министров образования успешные проекты, реализованные в рамках российской системы образования. Он предложил коллегам из других стран наращивать взаимодействие в вопросах развития школьного и среднего профессионального образования, организации системы воспитания и детского отдыха, подготовки педагогических кадров.

«Российская Федерация показывает одни из лучших результатов в мире по международным исследованиям, а также по участию в международных олимпиадах. Общее количество детей, охваченных системой дошкольного образования, составляет более 7 миллионов, у нас порядка 18 миллионов школьников, порядка 40 тысяч школ и 33 тысяч детских садов. У нас потрясающие результаты обучения, и, конечно, мы готовы делиться опытом с другими странами. В рамках форума мы не только рассказываем о наших наработках в сфере образования, но и можем посмотреть на тот лучший опыт, который есть у дружественных стран», – отметил Сергей Кравцов.

Он подчеркнул, что столь представительный форум наглядно показывает картину многополярного мирового образовательного пространства. Как заметил Сергей Кравцов, каждая страна обладает своим уникальным опытом и только уважение и диалог на равных, а не навязывание ценностей позволят государствам разработать решения для повышения качества образования.

Министр просвещения выразил готовность делиться с зарубежными коллегами технологиями проведения мероприятий по оценке качества образования детей. Как пример он привел единый государственный экзамен. Он добавил, что Россия также готова оказать содействие в подготовке школьных команд стран к международным предметным олимпиадам.

Сергей Кравцов информировал, что в России развивается дополнительное образование, в школах открываются спортивные клубы, театры, музеи, в учебных заведениях работают советники директоров по воспитанию.

«Система воспитания – важная часть образовательного процесса. В наших программах мы придерживаемся традиционных ценностей и воспитываем школьников в уважении к старшим, своей малой и большой родине, другим странам», – подчеркнул министр просвещения.

Он также добавил, что в России создана система безопасного интернета для детей. Сергей Кравцов представил портал «Российская электронная школа», который содержит более 6 тысяч уроков и служит подспорьем в работе учителя. Он пояснил, что портал уже работает на пяти языках и может быть адаптирован под любой язык.

Глава Минпросвещения рассказал, что в России развивается система среднего профессионального образования. Подготовка кадров под запросы экономики начинается со школ, а в колледжах формируется технологическая среда и совершенствуются методики обучения. Сергей Кравцов информировал также о федеральном проекте «Профессионалитет», в рамках которого на базе колледжей за 2,5 года могут быть подготовлены высококлассные специалисты.

Министр просвещения сообщил об опыте сотрудничества России с другими странами в организации детского отдыха, а также о взаимодействии 34 российских педагогических университетов с вузами дружественных стран. Он подчеркнул, что Минпросвещения России готово расширять проект «Российский учитель за рубежом» и направлять учителей русского языка в страны, которые заинтересованы в реализации этого проекта. Так, уже в 2023/24 учебном году к проекту присоединятся школы Китая, Венесуэлы, Кубы и Египта.

По словам Сергея Кравцова, во многих странах открываются школы, которые работают по национальным и российским образовательным стандартам. Уже открыты школы в Объединенных Арабских Эмиратах, Туркменистане, Таджикистане и других странах.

В рамках форума Сергей Кравцов осмотрел выставку, организованную для иностранных гостей. Министр обошел стенды, на которых представлены учебные и методические пособия, а также другие материалы и оборудование для организации образовательного процесса, в том числе новейшие информационные технологии.

Сергей Кравцов ознакомился с новыми учебно-методическими комплектами и мультибуками – учебными пособиями с цифровым дополнением от группы компаний «Просвещение», осмотрел стенд Международного детского центра «Артек», где посетители могут узнать, как получить путевку во всемирно известный оздоровительный лагерь.

Он также обошел стенды Центра международного сотрудничества Минпросвещения России, Рособрнадзора, Института развития профессионального образования и другие. На выставке министра приветствовали гости из зарубежных стран, в частности из Зимбабве, Республики Куба, Республики Сербской Боснии и Герцеговины, Южной Осетии, Республики Таджикистан.

На площадке форума Сергей Кравцов провел встречу с министром образования и высшего образования Государства Катар Бутайной бинт Али Аль-Джабр Аль-Нуайми. Министры обсудили пути расширения сотрудничества двух стран в образовательной сфере, включая организацию учебного процесса, а также двусторонние педагогические и студенческие обмены.

Векторы развития систем образования разных стран мира

Воспитательную работу, внеурочную деятельность, психологические консультации для родителей, а также развитие среднего профессионального образования обсудили во второй части пленарного заседания Международного форума министров образования «Формируя будущее». С докладами выступили первый заместитель министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев и заместитель министра просвещения Татьяна Васильева.

«Приоритетная цель нашей работы – воспитание гармонично развитой личности. Сейчас в нашей стране ведется комплексная работа по проектированию воспитательного пространства. Утверждены единые федеральные воспитательные стандарты, введена в штат отдельная ставка советника по воспитательной работе. Дополнительное образование детей по итогам только 2022 года охватило около 18 млн человек. Более 2,5 млн программ мы осуществляем на благо наших детей», – отметил Александр Бугаев.

Он рассказал, что при поддержке Минпросвещения России во всех субъектах Российской Федерации организована работа по оказанию психологических консультаций родителям, а педагоги-психологи могут ежегодно проходить повышение квалификации.

Первый замминистра просвещения информировал, что на сегодняшний день Россия достигла внушительных результатов в развитии системы среднего профессионального образования. «Этот результат стал возможен благодаря качественному обновлению содержания и материально-технической базы системы СПО. Профессиональное образование – это то направление, которое может нас объединить, те знания, которыми мы готовы делиться с вами и которые мы сможем перенять у вас. Мы приглашаем вас к сотрудничеству и открыты для взаимодействия», – обратился Александр Бугаев к участникам форума.

Татьяна Васильева сообщила, что нацпроект «Образование» выравнивает стартовые возможности российских школьников для получения качественного образования. В рамках него строятся новые школы, проводится капитальный ремонт учебных заведений, создается новая школьная инфраструктура – развивающая, мотивирующая.

«Развитие системы образования Российской Федерации имеет огромные традиции и научную базу. Все, что мы делаем, основывается на научных знаниях лидеров отечественной педагогики. Если мы будем говорить об главных ценностях, которые лежат в основе нашей системы образования, то это, прежде всего, формирование единого образовательного и воспитательного пространства, это возможность каждому из 17 миллионов российских школьников получить доступ к качественному образованию независимо от места его проживания», – подчеркнула она.

В ходе пленарного заседания выступили помощник Президента Российской Федерации Андрей Фурсенко, министр науки и высшего образования России Валерий Фальков, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, председатель Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи СНГ по науке и образованию Лилия Гумерова, руководитель Россотрудничества Евгений Примаков, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев, глава Республики Татарстан Рустам Минниханов.

Министр образования Республики Куба Найма Ариатне Трухильо Баррето сообщила, что принятые в стране образовательные программы поддерживают педагогические инновации, в них ставится акцент на большее вовлечение учащихся в образовательный процесс и уделение внимания развитию талантов и профессиональной ориентации.

«Мы движемся в направлении создания социального общества, основанного на интенсивном использовании знаний, осуществлении интеллектуальной, креативной деятельности, которая оказывает влияние на многие аспекты человеческой жизни, на развитие науки и технологий, организацию производственных процессов, основываясь на знаниях, инновациях и технологическом прогрессе», – отметила она.

Министр народной власти по делам образования Боливарианской Республики Венесуэла Йелитсе Сантаэлья выразила мнение, что школа должна стать центром социальной активности и территориального развития, а ее роль должна быть ведущей в активизации деятельности всех организаций.

Состоялись также выступления министра образования и высшего образования Государства Катар Бутайны бинт Али Аль-Джабр Аль-Нуайми, министра образования, науки, культуры и спорта Республики Армения Жанны Андреасян, министра просвещения и культуры Республики Сербской Боснии и Герцеговины Жельки Стоичич, министра национального образования Центральноафриканской Республики Мукаддаса Нура и других.

Иностранные делегации проявили наибольший интерес к проектам «РЭШ», ЕГЭ и «Российский учитель за рубежом»

Ряд российских проектов и технологических решений в сфере образования вызвали интерес у участников первого Международного форума министров образования «Формируя будущее». Среди наиболее популярных – проекты «Российский учитель за рубежом» и «Российская электронная школа», а также технологии проведения ЕГЭ и подготовки рабочих кадров.

На неформальной встрече министр просвещения России Сергей Кравцов предложил участникам выбрать из более 20 тематических направлений те, которые вызывают особенный интерес в рамках сотрудничества.

«Данные нам показывают, что участниками среди наиболее популярных был отмечен такой проект, как «Российская электронная школа». Этот портал содержит большой массив образовательного контента, который можно использовать в образовательном процессе разных стран», – сообщил заместитель министра просвещения России Денис Грибов.

Он отметил, что зарубежные коллеги выразили большую заинтересованность в сотрудничестве по вопросам развития среднего профессионального образования, в том числе участники форума высказались за организацию обмена методиками по подготовке специалистов рабочих отраслей.

Популярным стал также проект «Российский учитель за рубежом», информировал Денис Грибов.

«Пока семь стран участвуют в реализации этого проекта. В ходе тех встреч, что проходили и проходят на полях форума, уже поступили заявки от других стран, готовых принять в своих школах учителей русского языка и методистов, – пояснил замминистра просвещения.

Он также добавил, что на выставке форума была презентована технология проведения единого государственного экзамена.

Международный форум министров образования «Формируя будущее» в Казани организован Министерством просвещения России и Правительством Республики Татарстан.

 

Источник