Маленькие гении: американский опыт. Часть 2
Опыт работы с одаренными детьми в системе образования Северной Америки. Часть 2.
Дистанционный вариант для гениального мизантропа
Серьезное развитие в американской системе развития одаренных детей получили дистанционные программы обучения. В них на сегодняшний день задействовано около миллиона школьников. Примерно в 10% государственных школ действуют дистанционные образовательные программы для детей, имеющих таланты, но сложно адаптирующихся в коллективе, а также в качестве дополнительных занятий. Юным гениям предлагаются курсы по усложненной программе, в той или иной мере соответствующей уже университетскому уровню. Если школьник успешно проходит обучение, он может досрочно поступить в вуз.
В Центре развития одаренности в Северо-западном университете (Эванстон, штат Иллинойс) с начала 90-х годов прошлого века существует дистанционная программа LearningLinks, в которой приняли участие тысячи одаренных школьников средних классов. В программу входит, в частности, курс для отличников и программы повышенной сложности. В Центре талантливой молодежи университета Джона Хопкинса (Балтимор, штат Мэриленд) действует свыше 50 дистанционных курсов по математике, литературе, химии, биологии, физике и компьютерным технологиям для детей от 5 до 17 лет.
Танцы в музее
Внешкольная система развития одаренных детей в США отчасти схожа с российской — с той лишь разницей, что к работе в ней в более широких масштабах привлекаются культурные, спортивные и развлекательные учреждения. Скажем, дети, одаренные в области изобразительного искусства, посещают специальные занятия в художественном музее. В большинстве таких учреждений действуют образовательные программы для юных посетителей. В музеях дети занимаются историей, археологией, этнографией, живописью, скульптурой, дизайном и даже танцами. К примеру, Флейшеровский художественный мемориал при Филадельфийском музее изобразительных искусств предлагает более ста различных классов, где школьники могут заниматься изобразительным, декоративным и конструктивным творчеством. Популярность такого вида занятий настолько велика, что билеты на них разыгрываются в лотерею.
Как ищут таланты в США
Большой интерес, в том числе и для России, представляет система поиска одаренных детей, применяемая в США. Во главу угла здесь с самого раннего детства поставлено тестирование. Оно проводится на каждом этапе обучения, начиная с самого раннего детства. Существует целая структура тестов, начиная от стандартизированных методов измерения интеллекта (шкала интеллекта Станфорд-Бине, Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников, тест Слоссона для измерения интеллекта детей и взрослых, Колумбийская шкала умственной зрелости, рисуночный тест на интеллект и т.д.) и заканчивая тестами оценки достижений, двигательного и социального развития.
Помимо тестов активно применяется непрерывное наблюдение за ребенком с момента поступления в образовательное учреждение. Если мальчик или девочка, предварительно признанные одаренными, не добиваются заметных успехов в учебе, и у них отсутствует рост заинтересованности, выявляется причина, и детей переводят в другой класс, более соответствующий их способностям и потребностям. Если специальная программа обучения не дает эффекта, ее заменяют другой или отменяют вовсе — дают возможность ребенку освоиться и почувствовать себя лучшим.
Большую популярность в последние годы получило так называемое критериально-ориентированное тестирование, где ребенок сравнивается не с некой нормой или результатами сверстников, а с собственными результатами прежних лет в плане владения навыками и знаниями. Таким образом отслеживается динамика развития — это очень важно при составлении индивидуальной программы обучения.
Американская система работы с юными талантами, несмотря на ее специфичность, — интересный объект для изучения и, возможно, для подражания в каких-то ее направлениях. Понятно, что образовательные традиции и особенности российских реалий не позволяют копировать многое из того, что привилось в Америке. Школьная система в РФ вряд ли будет существенно меняться в направлении работы с одаренными детьми, а вот у негосударственного образовательного сегмента в этом смысле простор для развития очень серьезный.
Источник: pifagorka.com