Маленькие гении: американский опыт. Часть 1
Cерия публикаций об опыте работы с одаренными детьми в системе образования некоторых государств
Продолжение. Начало от 7 ноября 2018
Работа с одаренными детьми в российской образовательной традиции всегда воспринималась преимущественно как дополнительная: основное внимание системы уделялось массовому обучению — как и в большинстве других стран мира. В последние годы началось активное освоение методик, специально ориентированных на маленьких гениев. Между тем, в некоторых государствах уже накоплен большой опыт целенаправленной работы с одаренными мальчиками и девочками. Сегодня мы поговорим о том, как подобная деятельность организована в США. Несмотря на стереотипы («американцы тупые» — помните?), у системы образования Северной Америки есть чему поучиться.
«Локомотив» в коротких штанишках
Серьезно об индивидуальном подходе к одаренным детям в Америке задумались в начале 70-х годов. Кстати, серьезным толчком к таким работам оказались достижения советской системы образования, признанные руководством США после космических успехов СССР в начале и середине 60-х. Появившаяся необходимость «ответить Советам» вылилась в активную деятельность групп ученых, выдвигавших различные концепции развития образования. Одним из таких направлений стала «концепция одаренности», предложенная С. Марленд, Дж. Рензулли, Дж. Гилфордом и другими.
В ее основе — представление о том, что именно дети-гении при правильном подходе к работе с ними могут в будущем стать «локомотивом» развития науки и экономики. Одаренность понималась американскими психологами как сочетание интеллектуальных способностей на уровне «выше среднего», творческого подхода и настойчивости в достижении цели. В дальнейшем, по мере работы с реальными детьми (со всем их разнообразием, не укладывающимся во взрослые шаблоны) появлялись всё новые и новые определения данного термина. С. Марленд, например, различала два типа детей-гениев: талантливых в каком-то одном виде деятельности и общеодаренных.
Еще в 1972 году в докладе Госдепартаменту психологи отметили, что одаренные дети, как правило, испытывают проблемы в школе. Из-за ориентации программы на среднего ученика и «конвейерного» обучения «слишком умные» дети либо подвергались остракизму со стороны сверстников, либо не имели возможности развить свои способности, либо и то и другое вместе. Системе образования требовались изменения.
Тем не менее, от начала исследований в сфере обучения одаренных и талантливых учеников до реальных мер по трансформации системы образования в США прошло более 15 лет. Причиной такого долгого срока стало множество факторов. Многие учителя считали, что по-настоящему одаренный ребенок и без всякой помощи пробьет себе дорогу в жизнь. В американской провинции педагоги оказались просто не готовы к работе с маленькими гениями из-за своего в целом достаточно низкого среднего уровня подготовки. Да и психологических навыков, позволяющих успешно взаимодействовать с порой очень сложными в быту талантами, у учителей не хватало.
Только с завершением в США экономического кризиса начала-середины 80-х годов государство начало оказывать активную поддержку работе с одаренными детьми. Появились первые научные центры исследований в области выявления и обучения талантов при университетах штата Индиана и Коннектикут, Калифорния, Флорида и других. Начался выпуск специальных журналов («Gifted Child Today», «Gifted Education International», «Educational Researcher»), больше внимания развитию юных гениев стали уделять местные органы образования.
Школа нового поколения
В 1991 году администрация президента Джорджа Буша-старшего опубликовала программу «Америка-2000. Стратегия образования», в которой целый раздел был посвящен созданию «школ нового поколения», призванных «высвободить творческий потенциал Америки». С этого момента началась реализация программы раздельного образования, которая достаточно большое внимание уделяет именно развитию одаренных детей.
Суть системы дифференцированного обучения в среднем образовании США заключается в разделении учеников по готовности к обучению и заинтересованности в нём. Также большое распространение получили, как и в свое время в СССР, специализированные школы.
В рамках общеобразовательного подхода в США разработаны «уровни обучения». Таким образом, будучи даже в обычном классе обычной школы ученики обучаются по различным уровням сложности. Одаренные дети получают возможность заниматься на самых высоких уровнях. При этом до 20% времени они могут занимать дополнительным изучением наиболее интересных для них предметов. Соответственно, по каждому уровню установлены свои цели обучения и способы оценки знаний. В различных штатах, в зависимости от имеющихся ресурсов, дифференциация образовательных программ разная. Например, в Калифорнии существует целых 20 уровней обучения.
Учебную программу для одаренных детей в США разрабатывает специальный комитет при школе. Она может существенно отличаться от базовой. Происходит это прежде всего за счет уплотнения учебного материала, использования более сложных концептуальных подходов к изучению тех или иных вопросов. В работе с талантливыми детьми чаще используется групповой метод, самообразование. Также часто практикуются отказ от ограничений во время занятий, поощрение выбора детьми форм и видов учебной работы, стимулирование исследовательского процесса во время уроков.
Индивидуальный подход и персональная помощь
Нужно сказать, что форм и методов обучения детей-гениев в США очень много, причем большинство из них реализуется в рамках обычных учебных заведений. Это и «магнитные школы», и «классы почета», и обучение в группах «смешанных способностей». Широко применяются интенсивные летние и зимние программы.
Очень большое внимание уделяется так называемому индивидуализированному обучению — от небольшой модификации обычных программ до полностью независимого процесса. Здесь господствует теория mastery learning («методика полного усвоения»), в основе которой лежит не соответствие умственных способностей ученика тому или иному классу или школе, а максимально возможное адаптирование учебной программы под способности каждого школьника для достижения определенного результата. Ученик осваивает необходимые знания на том материале и теми способами, которые соответствуют его личным способностям.
Работа строится примерно так: сначала устанавливаются конкретные цели того или иного учебного подраздела. Затем при помощи тестов определяются имеющиеся у учеников на момент тестирования знания. После этого представляется структурированный учебный материал (преимущественно для самостоятельной работы). Ученики сами пытаются освоить информацию, а задача учителя состоит в индивидуальной помощи каждому ученику. В конце занятия происходит обсуждение в большой группе — это усиливает мотивацию школьников и делает учебу более интересной.
Для детей, которые очевидно отличаются по уровню восприятия материала и аналитического или творческого мышления, в американской начальной школе используются так называемые программы персональной помощи. У них тоже есть своя структура:
- Независимое обучение — школьник сам выбирает материал и способ его изучения; учитель является консультантом.
- Самоуправляемое изучение — цели и материал назначает учитель, способ усвоения выбирает сам ученик.
- Нацеленная на учащегося программа — школьник выбирает учебный материал и время его изучения при уже определенном педагогом способе усвоения.
Как видим, в целом школьная программа обучения талантливых детей направлена не только на облегчение получения знаний, но и на формирование инициативности и самостоятельности.
(Продолжение следует)
Источник: pifagorka.com