Краеведение в начальной школе
Организация деятельности младших школьников по изучению родного края
Педагогический проект
Аверьякова Надежда Николаевна, учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №72 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Ульяновск
Содержание:
- Актуальность проблемы изучения родного края на уроках и во внеурочной деятельности.
- Цель краеведческого образования в начальной школе.
- Формы организации деятельности младших школьников по изучению родного края.
- Формирование универсальных учебных действий в курсе изучения краеведческого материала.
- Планирование внеклассной работы по изучению родного края в 1- 4 классах.
- Диагностическое исследование результатов внеклассной работы.
- Заключение.
- Литература.
В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще неумело используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, человека.
Как учитель я не случайно обратилась к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по природоведению, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, пришла к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его настоящего и будущего, к природе родного края, я обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.
Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал?
Цель краеведческого образования определяется, прежде всего, возрастными познавательными возможностями.
Начальная ступень — вводный курс, который способствует осознанию важности окружающего его мира.
Вторая ступень — объединение краеведения с другими учебными дисциплинами. При этом не менее важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире («Я — мой город»), значения родного края в истории и культуре России («Я — мой город, мой край, мое Отечество»). Она не позволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же время содействует формированию гражданственности.
Для чего же изучается свой край в начальной школе? Остановлюсь на этом более подробно. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне открывает в привычном окружении новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д.
Чем раньше ребенок начнет знакомиться с бытом, традициями своего народа, с прошлым родного края, процессом его развития, тем быстрее будет занесен в души маленьких граждан «вирус» сопричастности любви к Родине и гордость за принадлежность к великому, мудрому, трудолюбивому русскому народу, а без этого невозможно воспитание патриота, защитника и созидателя.
Необходимо развивать патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность, углублять знания и представления об окружающем мире через практическую краеведческую деятельность.
Общим предметом изучения является природа, население, хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура Ульяновского края.
Цель краеведческого образования — формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, соответствующих культуросообразному поведению в нашей стране и регионе, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края.
Задачи краеведческого образования:
1. Формирование культуры поведения, понимание особенностей нашего региона на основе формирования системы знаний о природе нашего края, его истории, населения, быте, культуре.
2. Формирование представлений о ценности литературных и художественных произведений как источника познания культуры и истории родного края.
3. Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиций Ульяновской области.
4. Развитие творческих способностей, научно-исследовательских умений средствами региональной культуры.
5. Краеведческий материал сочетает в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции.
Объем краеведческого материала может быть разным и зависит от значимости местных памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий края, его изученности.
А формы работы могут быть различными:
- Игры-путешествия.
- Занятия-исследования.
- Экскурсии.
- Аукционы знаний.
- Практические занятия.
- Праздники, связанные с народными традициями.
- Поисковая работа.
- Встречи с интересными людьми.
Работая много лет в школе, я поняла, что все действия по краеведческой тематике необходимо привести в систему. Я спланировала мероприятия по календарным месяцам на каждый учебный год. Такая работа помогает видеть результаты моего труда, дает всю картину по усвоению краеведческих знаний, помогает планировать работу на уроке и во внеурочное время. На основе этого плана учителя в 5 классе будут знать, что уже пройдено и над чем необходимо работать в следующем классе, т.е. соблюдается преемственность в изучении родного края.
Краеведческий материал ценен не только в воспитательном значении, он позволяет значительно расширить возможности развития ребенка сообразно его способностям; формировать саморазвивающуюся личность путем воспитания самостоятельности, самоорганизации, самореализации; развивать интеллект детей и эмоциональное восприятие ими действительности; гармонично развивать личный потенциал каждого учащегося.
Краеведческая работа способствует развитию специальных литературных и художественно-прикладных способностей детей. Есть возможность проявить творческое мышление, почувствовать себя значимым для коллектива.
Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим изучение родного края целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так, во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что новые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
На протяжении всех лет обучения в начальной школе учащиеся под руководством учителя могут собрать данные о себе, о своей семье, о месте проживания и т. п. в отдельный альбом, который вручается в качестве подарка ученику на прощальном вечере с начальной школой.
При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики знакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.
В процессе обучения учащиеся под руководством учителя учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.
Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа.
Я предлагаю программу по изучению родного края на 4 года. Данные мероприятия позволяют учителю спланировать работу на каждый месяц, неделю.
В процессе работы по данной программе учащиеся должны
иметь представления:
— о связях между живой и неживой природой родного края;
— о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ульяновской области;
— об истории человека, проживавшего на современной ульяновской земле в древние времена;
— об истории родного края;
знать:
— объекты неживой и живой природы Ульяновской области;
— особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
— водоёмы Ульяновской области и их значение в хозяйстве;
— полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
— правила поведения в природе и меры её охраны;
— государственную символику Ульяновской области, своего района;
— важнейшие события в истории родного края;
— народы, населяющие Ульяновскую область (не менее трёх);
— родственные связи в семье;
— правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:
— различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
— различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
— узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
— приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
— приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
— описывать наиболее важные события истории родного края;
— рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
— показывать на карте Ульяновской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
— приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ульяновской области;
могут научиться:
а) личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
— объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защиты;
б) регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию своей учебной деятельности:
— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
— составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
— вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
— оценивать собственные знания и умения;
— доводить дело до конца.
в) познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов, в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ульяновской области как источник информации;
— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
— ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
г) коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Создавая свой план, я учитывала необходимость разнообразить формы и методы работы от класса к классу. Данное планирование можно пополнять и изменять в условиях своего учебного заведения, учитывая наличие местных объектов и учреждений.
Планирование внеклассной краеведческой работы в начальной школе
Период | Тема | Формы деятельности |
1 класс | ||
Сентябрь | Праздник «В царстве цветов» | Загадки, конкурсы песен, стихотворений, рисунков, пословиц о цветах.
Оформление азбуки цветов. Конкурс на лучший букет. |
Октябрь | «Чудеса в твоем доме» | Экскурсия в школьный сад.
Беседы о растениях и животных родного края. Рассказ о домашнем питомце. Знакомство с комнатными растениями. |
Ноябрь | Ноябрь – ворота зимы | О климате нашего края.
Пришла зима — открывай ворота. Моя улица и дом. Памятники природы Ульяновска — обзорная экскурсия по городу. |
Декабрь | Праздник «Ах, какая елочка!» | Конкурс «Угадай загадки».
Песни и стихи о елочке. Экскурсия к зимней елке. Чтение и обсуждение рассказа «Некрасивая елка». |
Январь | «Синичкин календарь» | Беседа «Покормите птиц зимой».
Изготовление и установка простейших птичьих кормушек. Фотовыставка «Птицы — наши друзья». Составление птичьей азбуки. |
Февраль | Родина моя — мой любимый край | Мой папа на работе.
Выставка картин и репродукций – экскурсия в выставочный зал «Радуга». Экскурсия в парк — катание на лыжах |
Март | Праздник «Русская березка»
«Моя мама лучше всех» |
Стихи и песни о березке.
Выставка рисунков «Люблю березку русскую…». Мамина работа — экскурсия. Сюрприз для мам – творческая мастерская. |
Апрель | Заочное путешествие «Здравствуй, родина моя!» | Экскурсия в музей.
Исследовательская работа. Трудовой десант «Школьный двор родной» |
Май | Волга-матушка река. | Экскурсия к Волге.
Сбор в городской библиотеке. Наша улица родная — экскурсия по микрорайону. Выставка книг «Лето — чудесная пора» |
2 класс | ||
Сентябрь | Час природы «Лес – наше богатство» | Утренник «Что нам лето подарило».
Выставка поделок из природного материала, оформление композиций из листьев, ягод и т.д. Экскурсия в лес. |
Октябрь | История Ульяновской области | Экскурсия по историческим местам города.
Чье имя носит твоя улица? – исследование. Моя семья и наш город. |
Ноябрь | Заседание всезнаек «Зимующие птицы нашего края». | Викторина о природе «Знаешь ли ты родной край?».
Участие в конкурсе «Симбирский эрудит». Конкурс рисунков о птицах нашего края. |
Декабрь | Городской конкурс фотопроектов «Зима в родном краю». | Выставка фотографий о родном крае.
Беседа «Редкие и исчезающие животные родного края». Зима в изображении художников, композиторов, писателей и поэтов. |
Январь | Наш край – столица культуры. | Экскурсия в музей.
Что такое филармония? Мои родители на работе – экскурсия, презентация учащихся, выступление родителей в классе. |
Февраль | «Я расскажу об интересном» | Как живешь, мой милый друг? — о жизни братьев наших меньших.
Чудеса на подоконнике – об интересных растениях. Творческая мастерская «Зеленый пылесос». |
Март | Праздник «Весна–красна, приходи в гости к нам» | Растения Красной книги — береги и охраняй!
Конкурс стихотворений о маме и бабушке. Какой была моя мама в детстве -исследовательский проект. |
Апрель | «Зеленая аптека» | Как лечили нас бабушки — о народных рецептах.
О лекарственных растениях области. «Спаси и помоги!» — о животных Красной книги Ульяновской области. |
Май | Классный час «Если посмотреть вокруг» | «Знаешь ли ты?» — викторина на поляне.
Навстречу прекрасному – посещение занятий в «Радуге» (выставочный зал). |
3 класс | ||
Сентябрь | «Лето нам открыло тайны» | Сбор семян растений, оформление гербария, выставка поделок.
Экскурсия в зоопарк (цирк) |
Октябрь | «Умелые руки не знают скуки» — десант в парк Прибрежный | «Наведем порядок на планете» — трудовой десант с родителями.
Конкурс стихов, рисунков «Золотая осень». Обзор картин известных художников об осени. |
Ноябрь | Десант умельцев – развешивание домиков и кормушек для птиц. | Птицы области в Красной книге -презентация учеников.
Зимний пейзаж «Первый снег» – выставка-конкурс рисунков
|
Декабрь | Новогодний карнавал «Елочка в парке» | Выпуск газеты «Зимний следопыт».
Заседание НОУ – работа над проектом «У карты родного края» |
Январь | Час природы «Почему их так назвали?» | Составление классного журнала о происхождении названий птиц.
Олимпиада «Знаешь ли ты свой край». Участие в конкурсе журнала «Симбик». |
Февраль | Встреча любознаек – заседание «Кто где живет?» | Встреча с интересными людьми «Твоя семья и награды в твоем доме».
Библиотечные встречи «О наших земляках». Конкурс сочинений «Моя история семьи». |
Март | Праздник «Весна-красна». | Литературная композиция «Наш прекрасный край весной».
«Волга – колыбель России» — Музыканты и композиторы о весне. |
Апрель | «В воде и у воды» | «Что растет в воде и кто живет в воде?» -исследовательская работа, проекты детей.
Экологический марафон «Их нужно беречь». Десант к реке, озеру, пруду. |
Май | День рождения – славный праздник. | Экскурсия по городу.
Выставка рисунков, книг об Ульяновской земле! История города Симбирска – детская конференция. Утренник «Волга, Волга, слава тебе!» Лучший город на планете! – сочинения о родине. |
4 класс | ||
Сентябрь | «Что нам осень принесла?» — выставка даров природы | Литературный марафон «Угадай по описанию».
Проект «Мой любимый летний уголок». «Где ты был и что нового узнал за лето» — классная конференция. |
Октябрь | Осенний бал «Люблю я пышное природы увяданье» (в рамках НОУ) | Конкурс «Угадай-ка».
Сочинение «Мой город, я тебя люблю!» Экскурсия в музей пожарной охраны. |
Ноябрь | «Помоги своим друзьям – галкам, дятлам, воробьям» | Десант с кормушками, домиками в парки и скверы города.
Экологический проект «Чистота родного края». Красная книга природы Ульяновской области. |
Декабрь | Зима, зимушка-зима! Что ты детям принесла? | Экскурсия с родителями в парк – катание на санках, лыжах, коньках.
Новогодняя сказка – концерт — смотр детских талантов. «Снеговик пришел к нам в школу» — участие в лепке снежных баб. |
Январь | Фотоконкурс «Зима в наш край пришла» | Самый лучший фотограф – выставка фотографий о природе нашего края.
Как помочь природе? – исследование и наблюдение. |
Февраль | Знаешь ли ты свой край? | Улицы нашего города – земляки-герои.
Моя семья в годы войны – рассказ, проект, презентация. Город Ульяновск в будущем – проекты детей, рисунки, сочинения. |
Март | Мама моей мамы, как тебе живется? | История моей семьи – классный праздник.
Конкурс чтецов «Бабушка родная». Конкурс бабушек – помоги внуку (внучке). |
Апрель | Экологический фестиваль «Чистота родного края» | Проекты учеников на экологическую тему.
Творческая лаборатория. Сделаем город чище – школьный десант. |
Май | Что дает наш край стране? | Конференция учащихся, защита проектов, оформление выставок с творческими работами учащихся.
Выставка книг об Ульяновске. |
Тест «Что мы знаем о своем городе, о своей стране, о своей планете?
1. Закончи предложения (1 балл):
Моя страна…
Мой город…
Моя улица…
Мой дом…
Моя квартира…
2. Выбери правильный ответ (1 балл):
а) Земля намного меньше Солнца;
б) Земля намного больше Солнца.
3. Какой город не относится к России? Подчеркни (3 балла):
Москва, Самара, Ульяновск, Париж, Димитровград, Саратов.
4. Допиши слово (3 балла):
Улица+улица+улица=город
Город+город+город=страна
Страна+страна+страна= ?
5. Какие памятные места города тебе знакомы? (1 балл)
На стартовой диагностике предлагаю следующий тест, который показывает уровень осведомленности, знания или незнания материала. Исходя из практики, могу сказать, что приходящие в школу дети обладают очень скудными знаниями. Они часто могут путать название города со страной, более половины класса называют адрес, и на этом в основном их познания об окружающем мире исчерпываются. Поэтому для учителя открывается широкое поле деятельности, которое необходимо пополнить необходимыми сведениями. Этот же тест даю повторно в конце года, и вижу результаты своего труда. Итоги стартовой диагностики привожу ниже в таблице.
Стартовая диагностика для 1 класса Б «Что я знаю о своем городе, стране, планете?»
№ п/п | Ученик | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Всего баллов |
1 | Наташа А. | 5 | 1 | 3 | 3 | 5 | 17 |
2 | Елизавета Б. | 5 | 1 | 3 | 3 | 5 | 17 |
3 | Анастасия Б. | 3 | 1 | 0 | 0 | 4 | 8 |
4 | Снежана В. | 4 | 1 | 3 | 0 | 6 | 14 |
5 | Максим В. | 3 | 1 | 0 | 0 | 5 | 9 |
6 | Маргарита В. | 4 | 0 | 3 | 3 | 4 | 14 |
7 | Дарья Г. | 3 | 0 | 0 | 0 | 4 | 7 |
8 | Илья Е. | 4 | 0 | 0 | 0 | 5 | 9 |
9 | Семен Ж. | 5 | 1 | 3 | 3 | 6 | 18 |
10 | Зинаида З. | 3 | 0 | 3 | 0 | 4 | 10 |
11 | Мария И. | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 4 |
12 | Артем К. | 3 | 0 | 3 | 0 | 4 | 10 |
13 | Арина М. | 5 | 1 | 3 | 3 | 7 | 19 |
14 | Екатерина М. | 3 | 0 | 3 | 3 | 4 | 13 |
15 | Артем Н. | 4 | 1 | 3 | 3 | 5 | 16 |
16 | Елизавета П. | 3 | 0 | 0 | 0 | 3 | 6 |
17 | Анатолий П. | 4 | 0 | 3 | 0 | 4 | 11 |
18 | Полина Р. | 3 | 0 | 3 | 0 | 3 | 9 |
19 | Александр С. | 3 | 0 | 3 | 0 | 3 | 9 |
20 | Данила Т. | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 4 |
21 | Дарья Т. | 2 | 0 | 0 | 3 | 2 | 7 |
22 | Анна У. | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 4 |
23 | Артем Ф. | 2 | 0 | 0 | 3 | 3 | 8 |
24 | Алина Х. | 4 | 1 | 3 | 3 | 5 | 16 |
25 | Мария Ш. | 5 | 1 | 3 | 3 | 5 | 17 |
26 | Егор Ю. | 4 | 1 | 3 | 3 | 4 | 15 |
Критерии:
до 10 баллов – низкий уровень — 12 человек;
от 10 до 15 баллов – средний — 8 человек;
свыше 15 баллов — высокий — 6 человек.
Опираясь на данные показатели, легко увидеть вопросы, над которыми необходимо работать учителю и родителям. В течение года проводились классные часы «Симбирский край — моя родина», «Улица, на которой ты живешь», «Безопасный путь домой», экскурсии по городу, в парк, школьный сад. На уроках и во внеурочное время изучалось много материала о родном городе. Дети участвовали в викторине «Знаешь ли ты свой город». Все мероприятия были направлены на формирование универсальных учебных действий. При итоговом диагностировании результаты меня порадовали: тот же тест был проведен в апреле, и он показал высокий результат: из 26 опрошенных -75% учащихся показали высокий уровень, 22% — средний, а оставшиеся 3% — низкий уровень. Работа дает свои результаты, но есть над чем работать в следующем году.
При изучении водоемов родного края провожу диагностическое исследование, которое дает полную картину имеющихся знаний о родном крае. Данный тест был выполнен 24 учащимися 3 класса в начале учебного года. Он показал: высокий уровень — 20%, средний – 25%, и оставшиеся дети имели низкий уровень осведомленности. При систематической работе по развитию краеведческих знаний этот же тест в конце 3 класса показал удивительные результаты: из 26 учащихся 50% показали высокий результат, 38% — средний уровень, 12% детей знания по данной теме не усвоили. Это дает учителю возможность коррекции в следующем году, привлекая данных учеников к работе именно в этом направлении. Незнание дает толчок к познанию. Правильно спланированная работа учителя — выявить детей, которые упустили данный материал по ряду причин, и направить их деятельность на восполнение пробела. Мероприятия, проводимые в школе и классе, дают возможность скорректировать полученный результат и добиться новых лучших итогов.
Тест «Знаешь ли ты водоемы?»
1. Какие водоемы ты знаешь?
Перечисли и напиши названия (2-3). Естественные – искусственные.
2. Какие рыбы водятся в водоемах нашего края?
Выбери из списка: акула, сом, сазан, кит, лещ, карась, скумбрия, сельдь, щука.
3. Допиши предложения:
Мой город стоит на реке…
Река впадает в …
В нашей области протекают реки…
4. Как путешествует вода?
5. Соедини стрелками: река море ручей.
6. Правильно ли рассуждает ученик?
«В речке вода соленая, а в море пресная, то есть не соленая. Значит, из моря можно пить воду». Как думаешь ты?
В данный момент работаю со 2 классом по новым стандартам второго поколения и понимаю, что необходимо менять формы работы и методы. В основу должен лечь системно-деятельностный подход. Только в действии и под руководством учителя-наставника дети могут самостоятельно использовать различные источники информации для решения заданной темы. В условиях городской школы есть достаточно много средств для ее реализации. Краеведческая работа должна вестись учителями и воспитателями систематически, целенаправленно, от класса к классу усложняя содержание работы. Только при данных условиях мы сможем воспитать личностные качества нового ученика – ученика думающего, рассуждающего, доказывающего свой выбор, умеющего ориентироваться в окружающем мире, способного жить в меняющемся мире и уметь делать выводы, обобщения.
Данные рекомендации учителя могут применять в своих школах, использовать во внеурочных занятиях, подходить творчески к предмету краеведения. Но работать над этой темой необходимо, так как, изучая родной край, мы воспитываем патриотов нашей Родины. Только когда ребенок постигнет истоки возникновения и развития родных мест, только тогда он начнет уважать себя, своих родителей, свою родину. Именно тогда у него сформируется чувство сопричастности и гражданства, желание защищать и оберегать все то, что его окружает.
Литература:
- Кропочева Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения, Новокузнецк, 1997.
- Плешаков А.А. «Учебное пособие. Природа для начальной школы», «Вентана-Граф».
- Азбука юного ульяновского школьника, или Путешествие по родному краю / С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. – М.: «Планета», 2013. – 128 с.
- Венок Н.М. Языкову. Сборник: – Ульяновск: «Симбирская книга», 2002. – 80 с.
- Волкова П.И., Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие в 2 частях [Текст] / П.И. Волкова, А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2007.
- Карпова Т.А. Лето веселого цвета: Стихи. – Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2009. – 48 с.
- Край прелестный – это ты…: Учебная хрестоматия по литературному краеведению / Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2000. – 256 с.
- Родное слово (фольклор, язык, литература): Учебное пособие / Под ред. В.Н. Янушевского. – Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2001. – 224 с.
- Тихонова А.Ю. Региональная культура: образовательный аспект: монография [Текст] / А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006.
- Тихонова А.Ю. Этнология Симбирско-Ульяновского региона: учебно-методическое пособие [Текст] / А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УлГУ, 2008.
- Тихонова, А.Ю. Баягине: учеб.-метод. пособие по приобщению учащихся начальных классов к этнокультурным традициям мордвы-эрзя / А.Ю. Тихонова, А.Ф. Сударева, О.В. Салмина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. 100 с.