История (программа модуля, 5 класс)
Военное искусство древнего мира (античности)
Программа внепредметного модуля, 5 класс
Качанов Роман Юрьевич, учитель истории и обществознания МАОУ лицей 35 им. В.В. Буткова, г. Калининград
Программа составлена с опорой на фундамент общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. Модуль позволяет углубить представление учащихся об уровне материально-технического развития цивилизаций древности на основе анализа их достижений в области военного искусства.
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения программы включают следующие направления: формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных), учебную и общепользовательскую ИКТ-компетентность обучающихся, опыт исследовательской и проектной деятельности, навыки работы с информацией.
Личностные результаты:
— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
— осознание себя как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
— складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
Метапредметные результаты:
— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
— владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план);
— способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
— готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметные результаты:
— освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
— владение базовыми историческими знаниями;
— умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
— первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
— расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием основных исторических терминов и понятий;
— составление, описание важнейших памятников культуры Древней Греции и Древнего Египта и выражение своего отношения к ним;
— понимание вклада древних народов в мировую культуру. Достичь планируемых результатов помогут педагогические технологии, использующие методы активного обучения. Примерами таких технологий являются игровые технологии.
Воспитательный эффект достигается по двум уровням взаимодействия – связь ученика с учителем и взаимодействие школьников между собой на уровне группы кружка.
Система оценки освоения программы
Система оценки предусматривает уровневый подход планируемых результатов. Согласно этому подходу за точку отсчета принимается базовый уровень образования ученика и его личностный учебный успех.
Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется опорный уровень и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся в саморазвитии.
При оценивании достижений планируемых результатов используются следующие формы, методы и виды оценки:
– письменные и устные проверочные и лабораторные работы;
– проекты, практические и творческие работы;
– самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);
– результаты достижений учеников с оформлением на стенде, в виде устного сообщения или индивидуального листа оценки.
Содержание программы модуля
- Вводное занятие. Военное искусство «Древнего Египта».
- Военное искусство «Цивилизаций Междуречья».
- Военное искусство Индии и Китая.
- Военное искусство цивилизации «Древней Греции».
- Военное искусство «Рима». Варвары.
Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Программа модуля «Военное искусство античности» предназначена для обучающихся 5-х классов. Направлена на формирование методологических качеств учащихся – умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств: вдохновенность, гибкость ума, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию.
В ходе дискуссии и диалога у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
– рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное: почему получилось или не получилось; видеть трудности, ошибки);
– целеполагать (ставить и удерживать цели);
– моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
– проявлять инициативу при поиске способа выполнения задачи;
– вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Актуальность данной программы обусловлена ее методологической значимостью. Младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные и творческие способности.
Цели и задачи изучения модуля «Военное искусство античности» формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в социальном контексте.
Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Цель: изучение истории военного искусства древнего мира.
Задачи:
- Знакомство с материально-техническими достижениями цивилизаций древнего мира на примере военного искусства.
- Знакомство с известными историческими личностями.
- Знакомство с историческими событиями.
- Развитие пространственного воображения.
- Развитие познавательного интереса.
- Содействие воспитанию активности личности, культуры общения и нормативного поведения в социуме.
Универсальные учебные действия, которые формируются в процессе работы
Регулятивные УУД:
- выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи;
- выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы);
- обоснованный выбор способа или метода пути в деятельности;
- планирование своей деятельности, самоанализа и рефлексии.
Познавательные УУД:
- находить информацию по каталогам, контекстный поиск в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов;
- структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядочение, хранение и поиск;
- построение устного сообщения о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе.
Личностные УУД:
- организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление необходимых материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметром, осмысление полученных результатов.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать в группе.
Форма организации
Подготовка к занятию предусматривает поиск недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т. д. Источником нужной информации могут быть и взрослые: родители, увлеченные люди, а также старшие учащиеся.
Сроки реализации: 11 часов.
Особенности возрастной группы детей
Программа учитывает возрастные особенности обучающихся 5-х классов и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая усиливает умственную работу. С этой целью в занятия включены подвижные игры, участие в игровых ситуациях.
Общая характеристика программы модуля:
- Знакомство с основными видами военного искусства цивилизаций древнего мира.
- Постановка проектной задачи и ход работы над ней.
- Проектный продукт модуля:
— реконструкция основных сражений древнего мира;
— компьютерная модель на основе игры «Rom/TotalWar»;
— настольная игра «Цивилизация».
Основными документами, на основании которых составлена программа по модулю «Военное искусство античности», являются:
- Федеральный государственный образовательный стандарт ООО.
- Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Основная образовательная программа МАОУ лицей 35 им. Буткова В.В.
А также методические пособия:
- Григорьев. Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с. – (Стандарты второго поколения).
Учебно-тематический план модуля «Военное искусство древнего мира»
№ п/п | Тема учебного занятия | Всего часов |
Содержание деятельности | |
Теоретическая часть | Практическая часть | |||
1 | Вводное занятие. Военное искусство «Древнего Египта» | 1 | 1 | |
2 | Военное искусство «Цивилизаций Междуречья» | 2 | 1 | 1 |
3 | Военное искусство Индии и Китая | 2 | 1 | 1 |
4 | Военное искусство цивилизации «Древней Греции» | 2 | 1 | 1 |
5 | Военное искусство «Рима». Варвары | 3 | 2 | 1 |
6 | Итоговое занятие | 1 |
Всего 11 часов.
- Вводный урок. (1 час)
Военное искусство «Древнего Египта».
Принципы организации и виды войск. Наступательное и оборонительное оружие.
Появление колесницы.
Основные военные конфликты и битвы.
Основные виды учебной деятельности (УУД):
— регулятивные: оценка уровня развития военного искусства; основные достижения и вклад;
— познавательные: знакомство с терминами: наступательное и оборонительное оружие, метательное оружие, кхопеш, колесница, лук, праща.
Домашнее задание / изучаемый материал: сообщение, презентация – на выбор.
Личностные УУД: подбор материала, осмысление полученных результатов.
- Вводный урок. (2 часа)
Военное искусство «Цивилизаций Междуречья».
Первые цивилизации. Вавилон. Ассирия. Персия.
Принципы организации и виды войск. Наступательное и оборонительное оружие.
Появление конницы, тяжелой пехоты.
Появление и развитие военно-инженерного искусства.
Основные военные конфликты и битвы.
УУД:
— регулятивные: оценка уровня развития военного искусства; основные достижения и вклад;
— познавательные: знакомство с терминами: военно-инженерное искусство, — фортификация, осадное искусство.
Домашнее задание / изучаемый материал: сообщение, презентация – на выбор.
Личностные УУД: подбор материала, осмысление полученных результатов.
- Военное искусство Индии и Китая. (2 часа)
Принципы организации и виды войск. Наступательное и оборонительное оружие.
Каста кшатриев. Каларипаятту.
«Искусство войны».
Сунь Цзы.
Китайские боевые искусства.
Основные военные конфликты и битвы.
УУД:
— регулятивные: оценка уровня развития военного искусства; основные достижения и вклад;
— познавательные: знакомство с терминами: каларипаятту, кшатрии, книга, «Искусство войны», китайские боевые искусства.
Домашнее задание / изучаемый материал: сообщение, презентация – на выбор.
Личностные УУД: подбор материала, осмысление полученных результатов.
- Военное искусство цивилизации «Древней Греции». (2 часа)
Греция. Спарта. Македония.
Принципы организации и виды войск. Наступательное и оборонительное оружие.
Фаланга. Гоплиты. Сарисафоры.
Конница: гейтары.
Военное искусство на море.
Основные военные конфликты и битвы.
Знамениты полководцы.
УУД:
— регулятивные: оценка уровня развития военного искусства; основные достижения и вклад;
— познавательные: знакомство с терминами: гоплиты, фаланга, сариса, дротик, ксифос, майхара, гейтары.
- Военное искусство «Рима». Варвары. (3 часа)
Принципы организации и виды войск. Наступательное и оборонительное оружие.
Легион и его структура.
Эволюция римской армии.
Гладиус. Спата. Скрамасакс. Пилум.
Варваризация римской армии. Проблема появления «конницы».
Основные военные конфликты и битвы.
Знамениты полководцы.
УУД:
— регулятивные: оценка уровня развития военного искусства, основные достижения и вклад;
— познавательные: знакомство с терминами: гладиус, спата, пилум, скрамасакс.
Домашнее задание / изучаемый материал: сообщение, презентация – на выбор.
Личностные УУД: подбор материала, осмысление полученных результатов.
- Итоговая работа. (1 час)
Презентация основных достижений в области военного искусства цивилизаций древнего мира группой по выбору.
Реконструкция сражения.
Личностные УУД.
Коммуникативные УУД.
Литература:
- Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др. — М.: ВАКО, 2008. – 284 с.
- Брандт М.Ю. Тесты. История древнего мира. 5 класс – М.: Дрофа, 2005
- Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина — О.С. Сороко-Цюпы — Наталья Шевченко, Алексей 3. Вигасин, Г. Годер — М.: Просвещение, 2011
- Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М.: Просвещение — 2007
- Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч./Г. И. Годер. — М.: Просвещение, 2011-12
- История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012
- Книга для чтения по истории древнего мира/под ред. А. И. Немировского. — М., 1998
- Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. – М, Творческий центр «Сфера», 2003
- Петрович В.Г. и др. Уроки истории в 5 классе – М.: Творческий центр, 2004
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. — М.: Просвещение, 2011
- Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. — М.: Просвещение, 2011
Технические средства обучения:
- Аудиоколонки колонки.
- Видеопроектор.
- Персональный компьютер.
- Принтер.
- Экран.
Экранно-звуковые пособия:
- Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира», 5 класс. – М, Просвещение.
- Атлас истории Древнего мира.
Интернет-ресурсы:
http://www.kremlin.ru/ – официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru/ – федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания
http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.