Как защитить педагога от буллинга
В истории, которая прямо сейчас разворачивается в одной их школ Братска Иркутской области, педагог стал объектом насмешек и разбирательств с родителями.
В России в конце 2023 года подписан закон, направленный на повышение авторитета учителя: он запрещает школьникам пользоваться в учебное время мобильными телефонами и обязывает ввести в правила школьного распорядка требования к дисциплине на уроках. А еще обязывает директора школы защищать всех участников учебного процесса, а не только детей, как это часто бывает.
Есть на Востоке древняя пословица: «Ученик не смеет наступать даже на тень учителя». Уважение к старшим, к наставникам — непреложная истина. Правда, и от наставников требуется безупречное поведение и авторитет.
Закон принят недавно. Сможет ли он изменить что-то в отношениях «учитель-ученик»? В истории, которая прямо сейчас разворачивается в одной их школ Братска Иркутской области, педагог стал объектом насмешек и разбирательств с родителями. И в итоге — уволился из школы. Что произошло?
Скандальное видео появилось недавно в одном из пабликов Братска и тут же разлетелось десятками репостов с припиской «шок-контент!». На кадрах — учительница. Видно, что она сильно не в себе: выкрикивает явно непедагогические фразы в адрес одного из учеников. Под роликом — нескончаемый поток комментариев, большая часть из которых в несколько раз хлеще слов, произнесенных педагогом. Тут и требования уволить, и «закрыть рот», и отправить работать «шпалоукладчицей или уборщицей». От обсуждения конфликта комментаторы переключились на личность: «…давно в неадеквате»…
Администрация школы незамедлительно объявила о проведении внутренней проверки. При городском комитете по образованию была создана специальная комиссия для всестороннего рассмотрения всех обстоятельств дела.
Не нужно быть экспертом, чтобы понять: видеозапись фиксирует далеко не весь конфликт, а лишь его часть. Что было до того, как педагог вышла из себя? Не была ли ее реакция — да, не самая достойная, скажем прямо — ответом на провокацию или откровенно хамское поведение ученика?
— Это у некоторых нынче любимое развлечение, — с горечью констатирует Ольга Булыгина, два года назад простившаяся со школой. — Довести учителя до белого каления — и заснять его в этот момент, а потом глумиться.
Самое печальное — реакция руководства школ и чиновников от образования на подобные инциденты. Как правило, в случившемся винят исключительно педагога, а ученика выставляют жертвой.
Учителя вздыхают: дети привыкли к своей безнаказанности и уверены, что за оскорбление учителя им ничего не будет. Это раньше за шум на уроке вызывали родителей в школу. Теперь же все с ног на голову! Ученик не желает работать, ведет себя вызывающе — виноват педагог: не смог заинтересовать предметом, не нашел подхода к ребенку!
«Приносим свои извинения родителям учащегося. Беспокоимся о здоровье педагога. Обязательно честно разберемся и при необходимости примем меры», — такой была первая официальная реакция на инцидент председателя комитета по образованию Братска Оксаны Ефимовой. Позже стало известно, что педагог будет наказана. Учителя, с которыми удалось поговорить, были уверены: их коллега покинет школу, а возможно, и профессию.
Если проблема травли педагогов станет массовой, потребуются системные шаги по совершенствованию законов.
— А как зайти после такого в класс? После того, как о ней было написано столько гадостей в соцсетях? — рассуждает Галина Поцевич, преподаватель частного образовательного центра из Иркутска. — После того, как объявили, что ее накажут, а об ученике, который ее оскорблял, не сказали ни слова?
Кстати, об ученике. Удалось узнать, что же осталось за кадром нашумевшего видео. За несколько секунд до того, как включилась видеокамера в телефоне (напомним, что закон о запрете мобильников в школе был принят в конце прошлого года и телефона попросту не должно было быть в руках у школьника), парень пытался прорваться в кабинет математики, который проветривался на перемене. Учитель объяснила, что войти пока нельзя. Тогда он попытался прорваться силой, оскорбляя педагога.
Говорят, подобные выходки у подростка отмечались и раньше: он сквернословил, позволял себе ругательства в адрес педагога, да еще и бравировал этим.
- Как распознать манипуляцию? Как управлять гневом и знать, в какой момент ты можешь «слететь с катушек»? Этому обязательно нужно учить в педагогических вузах
В результате, педагог написала заявление об увольнении. Но что значит увольнение педагога, да еще математика, посреди учебного года? Вести уроки будет некому. В Братске ситуация с кадрами в школах крайне напряженная.
— Вряд ли кто-то согласится подхватить часы, когда до конца года осталось всего ничего. Нагрузка у всех запредельная, — поделилась Зоя Кравчук, преподаватель математики из Усолья.
Депутат Государственной Думы от Братска Александр Якубовский напомнил землякам о недавно принятом законе, защищающем учителей от оскорблений и насилия.
— Теперь для защиты своих прав педагоги смогут обращаться в органы управления образовательной организации с просьбой применить дисциплинарные взыскания к ученикам, нарушающим и ущемляющим их права, — отметил он и потребовал провести проверку соблюдения законодательства в школе, где произошел конфликт.
После этого многие реплики, содержащие оскорбительные выпады в адрес как конкретной учительницы, так и педагогов вообще, из Сети оказались удалены. Но чем это поможет педагогу с нервным срывом?
Дает ли это надежду на будущее изменение ситуации в российских школах? Учителя считают, что пройдет еще не один год, прежде чем к ним изменится отношение. «Но, по крайней мере, стало ясно, что ученикам не все позволено, что педагога защищает закон», — говорят они.
Кстати, как сообщал ранее министр просвещения Сергей Кравцов, в российских школах должны появиться специальные комиссии, которые будут заниматься защитой авторитета педагогов. «В такие комиссии смогут при необходимости обратиться и учителя, и родители — напрямую. Важно, чтобы было объективное рассмотрение вопросов, которые возникают», — отметил министр Кравцов.
Комментарии
Оксана Ефимова, председатель комитета по образованию администрации Братска:
— Мы внимательно выслушали каждую из сторон. И учитель, и ученик вели себя недопустимо, следовательно, и тот, и другой должны нести ответственность за свои поступки. Что я могу сказать об учителе? У нее нагрузка 40 часов (две с лишним ставки). При пятидневке это по восемь уроков в день! Плюс проверка тетрадей, плюс несколько подготовок. И как бы трудно ни было, она работает, дает детям знания!
С учеником тоже сложная ситуация. У него трудный возраст, об этом нельзя забывать. Есть проблемы в семье. Его мама, кстати, тоже педагог, работает в другой школе. И у нее тоже колоссальная нагрузка, а подросток предоставлен сам себе. Да, вышло так, что сапожник без сапог. Будем работать с этой семьей, пока не увидим положительных изменений.
Григорий Гурин, юрист, младший научный сотрудник лаборатории оценки профкомпетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ:
— Несмотря на то, что в декабре 2023 года в Федеральный закон «Об образовании в РФ» были включены положения, закрепляющие право учителя на «уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности», их реализация на практике пока представляется маловероятной.
Вообще, по сути, педагоги всегда имели возможность юридической защиты своего достоинства, ведь Конституция РФ в ч. 1 ст. 21 закрепляет, что «достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Но широкого распространения подобная практика до сих пор не получила. Еще момент: применение к школьнику мер дисциплинарного характера возможно только после доказательства его вины, а его противоправные действия в отношении учителя скорее всего не фиксировались и будут трудно доказуемыми.
В российских школах должны появиться специальные комиссии, которые будут заниматься защитой авторитета педагогов. Если проблема травли педагогов начнет носить массовый характер, потребуются системные действия по совершенствованию законодательства.
В сложившейся ситуации у учителя есть выбор: обратиться в органы управления образовательными организациями с требованием применить к ученику меры дисциплинарного характера (ч. 3.1 ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ») либо обратиться в суд с требованием опровержения «порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений» (ст. 152 ГК РФ).
Евгений Н., преподаватель биологии:
— Как и почему это видео вообще оказалось в сети? Думаю, здесь не только желание «хайпануть». Нынешние школьники используют такие кадры как инструмент шантажа. Либо ты ставишь нужную оценку, либо «компромат» отправляется директору, в департамент, в соцсети. Причем, видимо, есть возможность сделать это анонимно. Я не помню ни одного случая, когда тех, кто это снял и опубликовал, привлекли бы к ответственности. Возможно, после вступления в силу закона о защите учителей, что-то изменится. Правда, запрет на использование мобильных телефонов в школе этой проблемы не решит: кадры, выставляющие учителя в глупом, смешном или недостойном виде, можно снять и за пределами школы — было бы желание. Дело не в гаджетах — дело в отношении к учителю.
Между тем
Комиссия, которая рассматривала конфликтную ситуацию, рекомендовала директору школы, а также всем другим директорам приглашать в классы инспекторов по делам несовершеннолетних и представителей прокуратуры, чтобы разъяснять школьникам и педагогам их права и обязанности. Поможет ли это? Ситуацию комментирует психолог, заведующая научно-исследовательской лабораторией оценки профкомпетенций и развития взрослых НИИ Урбанистики и глобального образования МГПУ Анастасия Белолуцкая:
— Буллинг — всегда свидетельство нездоровья общей коммуникативной ситуации в отдельной группе или организации в целом. Дело не в конкретном учителе или ребенке, а в том, что вся система очень больна. Во-первых, у педагогов маленькие зарплаты, они часто измотаны контролем, бесконечной «дерготней» поручений и неуважительным отношением со стороны начальства к их личным границам, времени, силам, достоинству.
Во-вторых, детям негде взять опыт так называемой содержательной коммуникации. В школе сейчас практически нет места обсуждению, дискуссиям, настоящему проектированию, командной работе, творчеству. Многое делается «для галочки». Подростки это видят и теряют остатки уважения к взрослым. К тому же им банально скучно, а если не прокачана «мышца» содержательной коммуникации, мышления, проектного действия (что, вообще-то, и делает жизнь интересной и разнообразной), то все выливается в «коммуналку»: перемывание костей всем и каждому и борьбу за власть.
По сути буллинг учителя со стороны подростков — это проба границ и выяснение, кто здесь главный. Главным должен быть взрослый, но если взрослый унижен и бессилен, то он «идеальная жертва». Такого буллить и «статусно», и безнаказанно.
В-третьих, учителей критично мало учат практическим техникам, связанным с коммуникацией и эмоциями. Как распознать манипуляцию? Как на нее реагировать? Как управлять гневом и знать, в какой момент и в связи с чем ты можешь «слететь с катушек», а слететь с них может каждый? Во всем этом обязательно должны практиковаться любые специалисты, которые работают с людьми, а тем более учителя. Психологию в педвузах будущим учителям-предметникам преподносят максимум в виде возрастной периодизации и разговоров про «всесторонне развитую личность».
Так что никаких волшебных рецептов и таблеток тут нет. Ставки психологов в школе — дело хорошее, но один психолог на всю школу — не панацея. Нужно делать школу в целом местом уважительного и содержательного общения и оснащать учителей практическим психологическим знанием. Больше вряд ли что-то поможет.