Как облегчить переход ребенка с ОВЗ из детского сада в школу

Ребенок с ОВЗ уже сделал первые шаги в развитии, одержал пусть и маленькие, но драгоценные победы в родном детском саду, где «и стены помогают». Что с ним будет в непривычной школьной обстановке? Как смягчить переход из детского сада? Евгений Ковалев, научный сотрудник лаборатории социально-педагогических исследований Института художественного образования и культурологии РАО, считает, что в этом процессе ключевым компонентом должна стать преемственность.

 

Учебная программа – всем миром

– Прежде всего нужно говорить о преемственности целей и задач программ, обязательных к исполнению, – считает Евгений Валерьевич. – Компоненты общеобразовательных и коррекционных программ, адаптированных для детского дошкольного учреждения, должны быть учтены и в начальной школе.

На дошкольном уровне эта взаимосвязь строится между программами, реализуемыми с одной стороны воспитателем, а с другой – специалистами коррекционного блока, то есть дефектологами, логопедами, психологами. На этапе начального образования установка этой связи становится сложнее, поскольку она требуется не только между программами учителей и специалистов коррекционного блока, но еще и между специалистами дошкольного образования и педагогами школы.

Как же наладить бесперебойный механизм преемственности? Самый важный момент на этапе адаптации программ – это командная работа не одного-двух специалистов, а целой междисциплинарной рабочей группы, куда входят представители администрации, коррекционного блока, учителя и воспитатели. Цель этой группы – соотнести задачи, определенные нормативными документами, с индивидуальными особенностями ребенка и ресурсами самой организации – кадровыми, материально-техническими и другими. Итогом деятельности специалистов разного профиля в такой группе должно быть составление единой программы для ученика с ОВЗ.

Как бы ни были сложны задачи дефектолога, занимающегося развитием когнитивных функций, и логопеда, отвечающего за развитие речи, эти специалисты могут найти общий язык и договориться, а психолог их поддержит. Дефектолог и логопед, знающие особенности ребенка с ОВЗ, могут сотрудничать с воспитателем в рамках детского сада. Что касается школы, то здесь для каждого ученика разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). В его рамках описываются задачи для каждой категории специалиста. Консилиум выявляет уровень индивидуального развития ребенка с ОВЗ, а комиссия решает, требуются ли специальные условия для его обучения. На основе этих заключений определяется, как учитель будет адаптировать материал программы. В рамках школьной и собственной рабочей программ педагог продумывает формы и методы работы, которые будут представлены в ИОМ.

Преемственность выстраивается не только горизонтально, между блоками специалистов, но и вертикально, между уровнями. Всем участникам образовательного процесса необходимо вести интенсивный информационный обмен. Дефектолог и логопед могут посещать некоторые школьные уроки, чтобы вести наблюдение за тем, как занимается ребенок. Они могут рассказать учителю об особенностях новичка, ведь они знают о них с его раннего детства. Консультироваться друг с другом возможно и на заседании консилиума, куда следует пригласить воспитателя и специалиста коррекционного блока. Существуют также междисциплинарные методические объединения, где происходит диалог учителя, воспитателя и специалистов, а цели и задачи увязываются в единый узел. По итогам подобной встречи составляется протокол, и его решение доводится до педагогического совета и утверждается директором школы.

Важно, чтобы ребенок, перейдя в первый класс, встречал уже привычных ему людей, знакомые лица. Для этого хорошо бы заранее познакомить его с новой средой, со школьной обстановкой, чтобы она стала для него понятной и нестрашной. Для этого можно организовать в детском саду подготовительную группу будущих первоклашек и привести их в школу на урок, предварительно договорившись с учителем. А учитель, придя на территорию воспитателя, сможет понаблюдать, как проводятся занятия в детском саду с будущим учеником с ОВЗ, узнает, как идут у него дела, даже похвалит его за что-нибудь, подбодрит. Когда ребенок попадает в ситуацию успеха, ему становится проще и легче, уходят робость и страхи.

Играть в классе? Почему бы и нет

В детских садах обычно уделяется огромное внимание предметно-пространственной среде, которая должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, информативной, доступной и безопасной. Это достигается и расстановкой мебели, и созданием специальных игровых зон, где дети свободно общаются, отдыхают. Привыкнув к такому красочному и уютному пространству в садике, ребенок стесненно почувствует себя в строгих рамках класса. Поэтому важнейшая задача – выстроить равноценную среду в кабинетах начальной школы, обеспечить зональное деление, выполнить часть класса в виде релаксационной зоны, с ковром, модулями, тренажерами. Чтобы детям было удобно побыть там во время перемен, побегать, полазить, поиграть в игрушки, восстановить силы в свободной деятельности.

Ярким и занятным для детей может стать и кабинет дефектолога, наполненный играми, тренажерами, специальными столами для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, приспособлениями для диагностики. Идея зонального деления и обеспечения комфортных условий важна для любого ребенка, а если у него ОВЗ – особенно.

Для ребенка с ОВЗ создаются специальные условия: это не только особые программы, но и учебники, пособия, технические средства, услуги ассистента или помощника (не путать с тьютором, у которого педагогический статус!), групповые коррекционные занятия, доступная для восприятия и передвижения среда, сокращенное количество детей в классе для более эффективного учебного процесса.

Коррекционные занятия также проходят в определенной развивающей среде, которая строится на основе возрастных особенностей и преемственности в направлении занятий. Если в дошкольном образовании они направлены на развитие высших психических функций, то на школьном этапе уже работают над коррекционным устранением тех или иных нарушений в развитии этих функций. Отдельный кабинет психолога и отдельный – социального педагога тоже требуют зонального деления и максимального комфорта.

Инклюзия в одной песочнице

Если родители выбирают инклюзию, значит, для них ценно, чтобы их ребенок находился среди сверстников. Они надеются, что вокруг него не будет искусственных барьеров. Преодолеть их можно с помощью психологической готовности окружающих к принятию. В технологию формирования этой готовности входит пять аспектов: мотивационный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий, коммуникативный. Последний аспект едва ли не самый главный: ведь педагог должен помочь возникновению контактов как между самими детьми с ОВЗ, так и между детьми с ОВЗ и нормативно развивающимися сверстниками. Это воплощается не только через построение урока, но и через внеурочную деятельность, праздники, уроки дополнительного образования.

Потребности у детей с ОВЗ и без одни и те же, а вот возможности отличаются. Дети с РАС, ДЦП, нарушениями речи, зрения, слуха сталкиваются с каждодневным преодолением трудностей и барьеров. Важно воспитать у ребят чувство уважения и гордости за своего товарища, радости за его достижения в учебе и других делах. Уважение – важнейший компонент готовности принятия. Знания об особенностях одноклассника, раскрытые в доступной форме, способствуют уважительным отношениям, побуждают к тому, чтобы деликатно, без снисхождения предложить свою помощь.

Преемственность программ дополнительного образования может выстраиваться в одних и тех же увлекательных видах деятельности: например, через работу с песком и в детском саду, и в школе. Это насыщенная творческая среда с разными видами и цветами песка, позволяющая детям реализовывать уникальное творческое видение мира. Занимаясь творчеством сообща, легче учиться не обращать внимания на особенности друг друга. Если в саду занятия с песком ведет воспитатель, то в школе песочная среда помогает переключиться на то, что уже привычно, но управляет ею учитель, а это усложняет задачу для ребенка.

Семья в центре внимания

Нельзя не упомянуть о работе с семьей ребенка с ОВЗ. Считается, что родители бывают излишне тревожными и постоянно предъявляют требования к образовательной организации, но это всего лишь миф. 33% родителей приняли ситуацию и относятся к ней вполне адекватно. Хотя, конечно, рождение такого ребенка для семьи травматично. Где найти психологические ресурсы, чтобы теплее и мягче относиться к школе, быть открытыми для других родителей? Выход может быть в создании родительского клуба или психологической группы, где родители со схожими проблемами оказывают взаимную поддержку друг другу. Такая форма работы позволяет другим родителям, которые не принимают свою ситуацию, изжить напряжение, снять барьеры между собой и окружением.

Если в период дошкольного обучения семья ребенка с ОВЗ находилась в центре воспитательного процесса, то в школе это центробежное движение уходит. Дети взрослеют и обретают самостоятельность. Однако у детей с ОВЗ контакт с семьей может оставаться востребованным еще на какое-то время. Это тоже дело школы: родители, привыкшие контактировать с воспитателем, не должны ощущать себя брошенными, когда ребенок садится на школьную скамью.

Итак, в обучении детей с ОВЗ могут использоваться разные формы работы, но преемственность должна прослеживаться везде. Она должна быть важнейшим компонентом образовательного процесса, скреплять его единую стройную вертикаль.


Источник