Как морально подготовить ребенка к школе? Советы психолога и мамы 11 детей

Современные мамы буквально помешаны на раннем развитии детей, всевозможных кружках, секциях и курсах «для будущих гениев». Все это, безусловно, форсирует интеллектуальное развитие ребенка, но способствует ли такая умственная и физическая загруженность психологическому созреванию дошколят, которое во многом определяет их способность к обучению.

Екатерина Бурмистрова, популярный психолог и мама 11 детей, в своей книге «Образовательный невроз? Как выбрать школу и не сойти с ума» пишет о том, как мы можем морально подготовить наших детей к первому классу, помочь им выработать определенные навыки, которые будут чрезвычайно полезны в новых для ребенка условиях.

Как готовить ребенка к школе

Подготовка ребенка к школе — это развитие через неучебные предметы. Это не чтение книжек с секундомером или рисование палочек, а, например, художественно-прикладная деятельность, спортивные занятия, развитие навыка тренировать то, что в принципе трудно и неинтересно, потому что таково задание тренера, педагога по музыке. Кому интересно играть гаммы? Но надо уметь делать и это.

Игры с правилами

Лучшая подготовка к школе — это игры с правилами, потому что мы отдаем ребенка в систему правил: сидеть тихо по 45 минут, отступать именно три клеточки, рисовать палочки строго перпендикулярно. Если ребенок не привык себя соотносить с правилами, ему будет очень сложно. Для таких «подготовительных» занятий подходят любые игры — и настольные, и подвижные: казаки-разбойники, «тише едешь — дальше будешь», «море волнуется раз», «чиж», прятки, салочки, все то, что сегодня почти ушло, поскольку дети теперь почти не играют во дворах.

Если у вас в городе или на даче есть детское сообщество, с которым можно играть в обычные дворовые игры, то это прекрасная возможность подготовиться к школе.

Когда вы играете с дошкольником в настольные игры, не поддавайтесь. Поддаваться можно четырех-, пятилетке, но с шести лет нужно играть «по-честному», помогать ребенку переживать поражение, давать приз за достойное поведение при проигрыше, но соблюдать правила.

Домашние обязанности

Участие дошкольника в бытовых делах семьи очень важно для подготовки к школе! Это развивает волю, учит регулярно совершать какие-то, возможно, не очень интересные действия, поэтому у ребенка должны быть постоянные маленькие обязанности по дому в соответствии с возрастом. 

Например, поливать цветок — каждый день и без напоминаний. Если он сам об этом не вспоминает и не делает, значит, и уроки не будут делаться. Просто он не запоминает то, что ему не интересно. Вот про мультики в восемь вечера он прекрасно помнит и никому забыть не даст, а то, что обещал поставить чашки в посудомойку или протереть стол от крошек, — забыл. Если ребенок не в состоянии выполнять те обязанности по дому, о которых вы договаривались, он и в школе не сможет сосредотачиваться на том, что ему не интересно.

Умение брать на себя ответственность необходимо развивать. С детьми работают только бонусы, поэтому составьте список домашних обязанностей: для нечитающего ребенка — рисованный, для читающего — написанный. Придумайте систему поощрений — скажем, если ребенок в течение недели без напоминаний делал то, что от него хотели, то он в порядке поощрения получает что-то небольшое, но желанное. Увяжите обязанности ребенка с делами других членов семьи, чтобы он видел, что его труд — это вклад в общее семейное дело. И обязательно следите за тем, чтобы начатое было доведено до результата, чтобы ребенок не оставлял его на середине. Этот навык — доводить дело до конца — имеет самое непосредственное отношение к успешности в учебе. С этой точки зрения мальчикам очень полезно ходить до школы в столярку, а девочкам — на шитье: там они видят конечный продукт своей деятельности, учатся начинать и заканчивать, разбивать длинную монотонную работу на участки и преодолевать утомление в середине процесса. То же самое касается работы по дому: если начал подметать — закончи, начал чистить ботинки — почисти все.

Мне кажется, тут должны быть обязанности и привилегии: ты ставишь чашки в посудомойку, и ты имеешь право после этого посмотреть один мультик, который хочешь, или поиграть десять минут в Warcraft, или раз в неделю поиграть в настольную игру, которую выберешь сам. Это не система торговли и не «ты мне — я тебе», не шантаж — это логически понятные ребенку последствия, которые могут отменяться при неисполнении договора, и это делается из любви к нему, в абсолютно спокойном состоянии родителей и в нейтральное время, чтобы помочь ребенку соблюдать этот договор.

Тут основной вопрос к родителям — насколько они способны планомерно работать в этом направлении. Часто уровень заботы о ребенке в семье, уровень тревоги за него так высок, что с него ничего не могут требовать. И тогда вырастает не готовый к первому классу ученик, потому что школа — это система требований, которые ты не выбираешь и которым ты должен соответствовать.

Далеко не всегда просто системно настаивать на выполнении ребенком его обязанностей. Свою лепту вносят бабушки и няни, которым ребенка жалко, мамы, которым «проще самим», и вообще, сражаться с ребенком по этому поводу — очень энергозатратное дело. Когда ребенок точно знает, что за него сделает кто-то другой, можете не сомневаться — он этого не сделает. Но лучшая подготовка к школе — именно такая, а не специальные курсы. Если ваш дошкольник не очень хорошо умеет читать, не очень здорово считает, потому что вы его не развивали специально, но при этом умеет соблюдать правила, сосредотачиваться на скучном, вовремя собирается, ощущает время, может почистить три картошки и довести это дело до конца — у него хороший прогноз по адаптации к школе в первом классе.

Если есть вступительный экзамен

Система экзаменов на курсы по подготовке к школе и экзаменов в саму школу искусственно создана в последние двадцать лет. Не стоит слишком серьезно играть в эту игру, переживать предполагаемый провал, слишком нагружать ребенка, писать с ним тренировочные диктанты. Если в школе есть какие-либо испытания при поступлении в первый класс или на подготовку, фактически мы вынуждены готовить к ним существо немотивированное и совершенно не представляющее, что такое экзамен и почему нужно заниматься всей этой ерундой.

Ребенок не понимает, почему одна школа лучше другой, и не должен понимать. Это мы с вами знаем, что здесь коллектив и учителя, которые нам представляются более подходящими, а там те, кто ему подходят меньше. Но говорить ребенку, что в школе около дома учатся глупые дети и работают злые учителя, чтобы мотивировать готовиться в школу подальше, неправильно. Если вы транслируете ему мысль, что поступить в школу во дворе — это провал, то он будет смотреть на людей, рядом с которыми живет, так, как не надо смотреть на своих соседей по дому и двору. Вы создаете в его восприятии касты: нормальные люди учатся только здесь, а все остальные — ненормальные.

Если вы собираетесь в школу, поступление в которую требует особой подготовки, понятно, что вы не идете простым путем. Экзамены в такую школу — это конкурс родительских амбиций или родительской тревоги, заботы и любви. Основные и самые мотивированные участники поступления здесь родители, поэтому главное — не травмировать ребенка, найти максимально мягкий вариант подготовки, учитывать его особенности. Но еще раз повторю — очень важно не создавать иллюзию, что нормально существовать можно только на островках хороших школ, а вокруг опасный мир, где учатся одни неудачники. Это развивает элитарное сознание. Возможно, именно это вам и нужно, но у ребенка с таким сознанием суженный круг общения, он выделяет себя и остается в пределах своих выборов надолго. Он в принципе не может познакомиться с «другими» людьми, на непонятном основании считает себя лучше и выше их, не знает и не хочет знать ничего другого. Очень часто люди, которые выбирают семейное образование, исходят из того, что в ту школу, которая рядом с домом, идти нельзя именно потому, что там такие-сякие люди. Они тем или иным образом транслируют это ребенку — возможно, не напрямую, но дети прекрасно считывают косвенные сообщения. Они знают об «ужасной» школе только со слов родителей, это не их личный опыт, и иногда в средних классах они заваливают свою учебу, чтобы уйти в эту самую «ужасную» школу и понять, в чем отличие. Это еще одна опасность элитарности.


Источник