Как будут работать школы по единым программам и учебникам
С 1 сентября 2023 года в школах начнет действовать так называемый золотой стандарт знаний. Речь о единых федеральных образовательных программах. Это базовая планка, ниже которой школам «сползать» нельзя. Программы разработает Минпросвещения.
Что изменится? Появится единый стандарт преподавания по нескольким предметам: русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и основам безопасности жизнедеятельности. Федеральная образовательная программа — это в том числе график учебных программ. Меньше этого давать в школе нельзя. Больше — пожалуйста. Также министерство просвещения будет формировать государственный заказ на разработку учебников и утверждать авторов.
Что все это значит? К чему готовиться учителям? Как и когда изменится перечень школьных учебников?
— До сих пор Закон «Об образовании в Российской Федерации» описывал учебную школьную программу как примерную, рекомендательную. Это часто вызывало разночтения, — прокомментировала глава Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова.
— Семьи переезжают из города в город, и дети в школах зачастую сталкиваются с новыми «вводными». Раз программы — примерные, то школы по своему усмотрению могут вводить разные элементы и дополнения по разным предметам.
— А что такое федеральная основная образовательная программа? Единый конструктор документов, в том числе и федеральный учебный план, и календарный график из рабочих учебных программ, предметов, курсов, дисциплин, где каждый урок прописан подробнейшим образом. Меньше этого давать в школе нельзя. Больше — пожалуйста, — отметила Казакова.
По мнению директора Президентского физико-математического лицея №239 Санкт-Петербурга Максима Пратусевича, закону потребуется не один подзаконный акт.
— В законе прописано, что федеральные образовательные программы распространяются только на несколько предметов, среди которых география, русский язык, литература. Но у нас есть школы, где, например, география, физика, химия объединены в предмет «Естествознание», а русский и литература — в предмет «Словесность», — рассказал Пратусевич. — А что теперь? Придется все разъединять? Говорится и о перераспределении часов: от предметов, по которым нет государственной итоговой аттестации, в пользу предметов с углубленным изучением. Получается, можно забрать часы у физкультуры и отдать их математике? Странная математика.
Пока с точки зрения практики нововведение вызывает много вопросов. Например, учебники. Это, в целом, тема острая. Их много, и, с одной стороны, это возможность выбора, а с другой — велика вероятность потеряться в этом разнообразии. Теперь закон полностью возлагает ответственность за выпуск и содержание учебников на государство. И это, по словам законодателей, большой плюс.
— Издания, которые не будут подходить под федеральные образовательные программы, мы будем постепенно выводить из числа допущенных в школы, — пояснила Ольга Казакова. — Через пять лет перечень учебников точно станет короче. По сути, по каждому предмету в линейке должен остаться один базовый учебник и один — для углубленного изучения. Но никто не исключит из перечня учебники для детей с особенностями развития здоровья.
Комментарий
Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»:
— В образовательной политике сейчас все движется в сторону централизации, это отражение определенных общественных настроений: есть запрос на усиление роли государства. Но если говорить о конкретных изменениях, то, на мой взгляд, для школ мало что изменится. Потому что основные образовательные программы школ фактически дублировали примерные образовательные программы, которые разрабатывало минпросвещения. Принять закон — это полдела. Теперь нужно сделать подзаконные нормативные акты, чтобы реализация закона не превратилась в самодеятельность на местах и не дискредитировала саму идею. Документ по сути оформил госзадание школе: по содержанию, по результатам, по плану. Но госзадание должно быть подкреплено федеральными финансовым нормативами.
Мнение
Ирина Абанкина, профессор Института образования Высшей школы экономики:
— В статье 11 ФЗ «Об образовании в РФ» четко говорится: мы признаем принцип вариативности. Это означает, что при построении образовательных программ учитываются запросы, интересы и способности учащихся и их родителей. Разработка и выбор образовательной программы в соответствии с 28-й статьей того же закона относится к полномочиям самой школы. У нас предоставлены широкие полномочия и учителям: они обладают академическими свободами. Это степень доверия к квалификации и образованию педагога. ФГОС до сих пор предлагали примерные образовательные программы, которые устанавливало министерство. А на основании примерной программы каждая школа делала свою. Сейчас выделена часть предметов, для которых появятся унифицированные программы, что чревато снижением качества образования и ущемляет права родителей и школьников на выбор образовательной программы. Отмечу: по оценкам российских и международных экспертов, именно автономия образовательной организации приводит к высоким образовательным результатам. И путь их достижения, конечно, должен быть вариативным — все дети разные.
Глава государства подписал Федеральный закон о единых общеобразовательных программах