Экология животных
Методическая разработка программы курса на основе пособия для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений
Тютюнникова Елена Леонидовна, учитель биологии МБОУ СОШ№92, г. Новосибирск
Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний по биологии.
Цель: изучить влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.
Задачи:
— углубление и расширение научных знаний об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту проживания;
— выработка устойчивых установок на практическое участие в различных экологических акциях, направленных на сохранение природы конкретной местности.
Место и роль учебного курса: программа курса согласуется с программами курсов экология растений (6 класс) и экология человека (8 класс).
Используются следующие методы обучения:
Словесные — рассказ, беседа; наглядные — иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные;
Практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой, самостоятельные письменные упражнения.
Виды и формы контроля: самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов), тестирование.
Изучение курса осуществляется с использованием учебника: «Экология животных» 7 класс (авт. В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин); Вентана-Граф, 2017.
Целесообразно использовать материалы электронного учебника «Биология.Животные 7 класс».
Формы организации учебного процесса:
— индивидуальные;
— групповые;
— индивидуально-групповые;
— фронтальные;
— практикумы;
— экскурсии.
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, и авторской программы И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 176 с.) и примерной программы основного общего образования по преподаванию экологии животных в 7 классе МО РФ 2004г. Рассчитана на 35 часов (1час в неделю).
Пособие продолжает серию школьных учебных книг нового поколения, в основе которых лежит системно-структурный подход.
2. Содержание тем учебного курса
№ | Содержание учебного материала | Кол-во часов и применение ИКТ | Практические работы |
1 | Введение. Экология животных – раздел науки и учебный предмет | 1 ч. | |
2 | Условия существования животных | 6 ч. | |
3 | Животные разных природных зон | 4 ч. | №1. Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам.
№2. Реакция дождевых червей на различную влажность почвы. |
4 | Сезонные изменения в жизни животных. | 1ч. | №3. Влияние сезонных изменений на развитие насекомых. |
5 | Взаимоотношения между животными одного вида | 4ч. | |
6 | Отношения между животными различных видов | 5ч. | |
7 | Численность животных | 2ч. | |
8 | Изменения в животном мире Земли | 6ч. | |
9 | Охрана животных | 3ч. | |
10 | Обобщение | 3ч. | №4. Фенологические наблюдения за животными весной и зимой |
Итого | 35ч. |
3. Перечень учебно-методического обеспечения
1. Учебное пособие «Экология животных» 7 класс (авт. В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин); Вентана-Граф, 2017.
2. Программа по экологии 6-9 классы, Глобус, 2007.
3. Опыт экологической работы со школьниками 6-9 классы, Суворова.- Волгоград: Учитель, 2009.
4. Рабочая тетрадь «Экология животных» 7 класс (авт. В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин); Вентана-Граф, 2017
5. Внеурочная деятельность «Экология.6-11 классы: исследовательская деятельность обучающихся, кружковая работа, экологические практики.»/ сост.И.П. Чередниченко.-Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель.
6. Интернет – ресурсы.