Экология животных

Методическая разработка программы курса на основе пособия для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений


Тютюнникова Елена Леонидовна, учитель биологии МБОУ СОШ№92, г. Новосибирск


Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний по биологии.

Цель: изучить влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.

Задачи:
— углубление и расширение научных знаний об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту проживания;
— выработка устойчивых установок на практическое участие в различных экологических акциях, направленных на сохранение природы конкретной местности.

Место и роль учебного курса: программа курса согласуется с программами курсов экология растений (6 класс) и экология человека (8 класс).

Используются следующие методы обучения:
Словесные — рассказ, беседа; наглядные — иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные;
Практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой, самостоятельные письменные упражнения.

Виды и формы контроля: самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов), тестирование.

Изучение курса осуществляется с использованием учебника: «Экология животных» 7 класс (авт. В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин); Вентана-Граф, 2017.
Целесообразно использовать материалы электронного учебника «Биология.Животные 7 класс».
 
Формы организации учебного процесса:
— индивидуальные;
—  групповые;
— индивидуально-групповые;
— фронтальные;
— практикумы;
— экскурсии.

1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, и авторской программы И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 176 с.) и примерной программы основного общего образования по преподаванию экологии животных в 7 классе МО РФ 2004г. Рассчитана на 35 часов (1час в неделю).
Пособие продолжает серию школьных учебных книг нового поколения, в основе которых лежит системно-структурный подход.

2. Содержание тем учебного курса 

Содержание учебного материала Кол-во часов и применение ИКТ Практические работы
1 Введение. Экология животных – раздел науки и учебный предмет 1 ч.  
2 Условия существования животных 6 ч.  
3 Животные разных природных зон 4 ч. №1. Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам.

№2. Реакция дождевых червей на различную влажность почвы.

4 Сезонные изменения в жизни животных. 1ч. №3. Влияние сезонных изменений на развитие насекомых.
5 Взаимоотношения между животными одного вида 4ч.  
6 Отношения между животными различных видов 5ч.  
7 Численность животных 2ч.  
8 Изменения в животном мире Земли 6ч.  
9 Охрана животных 3ч.  
10 Обобщение 3ч. №4. Фенологические наблюдения за животными весной и зимой
Итого 35ч.  

3. Перечень учебно-методического обеспечения
1. Учебное пособие «Экология животных» 7 класс (авт. В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин); Вентана-Граф, 2017.
2. Программа по экологии 6-9 классы, Глобус, 2007.
3. Опыт экологической работы со школьниками 6-9 классы, Суворова.- Волгоград: Учитель, 2009.
4. Рабочая тетрадь «Экология животных» 7 класс (авт. В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин); Вентана-Граф, 2017
5. Внеурочная деятельность «Экология.6-11 классы: исследовательская деятельность обучающихся, кружковая работа, экологические практики.»/ сост.И.П. Чередниченко.-Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель.
6. Интернет – ресурсы.