Подведены итоги конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы – 2023»
Победителем Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы – 2023» назван учитель школы №1 Гусь-Хрустального Владимирской области Артем Гусев. Второе место заняла Елена Расова из Республики Коми, третье место – Гузель Гайсина из Республики Башкортостан. Первое место среди воспитателей заняла Айсылу Лотфуллина из Республики Татарстан. Второй стала Марина Федорова из Республики Мордовия, а третьей – Елена Цыбина из Донецкой Народной Республики. В финале конкурса приняли участие представители 75 регионов – носители 30 родных языков народов Российской Федерации.
Также были вручены призы в специальных номинациях. Победителем в двух из них – «Лучшая медиавизитка» и «Лучшее педагогическое мероприятие с воспитанниками» – стала Гульсина Ишбаева (Республика Башкортостан). Также в номинации «Лучшая медиавизитка» была отмечена Гузель Гайсина (Республика Башкортостан). Победителем в народном онлайн-голосовании за «Лучший урок» стал Магомед Манапов (Республика Дагестан).
Дипломом в номинации «За профессиональное владение русским языком» наградили Артема Гусева (Владимирская область). Специальный приз за сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, укрепление единства народов России и большой вклад в развитие национальной культуры вручили Александре Дигор (Хабаровский край).
В Год педагога и наставника конкурс проходит в Черкесске, столице Карачаево-Черкесской Республики.
«В нашем многообразии – наша сила! Эти слова не раз звучали сегодня в ходе нашей встречи с лауреатами Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы – 2023», финал которого в этом году проходит в Карачаево-Черкесии. Яркие, красивые, вдохновленные и необыкновенные, эти люди несут не только свет и знания, но и своим профессионализмом, чутким сердцем и заботой о родном языке помогают сохранить самобытность и колорит нашей многонациональной, многоконфессиональной России. Вне зависимости от результатов конкурса они уже победители. Потому что гореть любимым делом, развиваться в нем и творить – это и есть победа!» – отметил глава Карачаево-Черкесской Республики Рашид Темрезов.
«Второй год подряд проходит конкурс, на котором мы выявляем лучшие практики преподавания родного языка. В прошлом году, когда мы в Ставропольском крае подводили итоги первого конкурса, договорились, что нужно ввести еще одну номинацию, потому что изучение родного языка начинается с детского сада. Важно поддержать и показать значимость учителей дошкольных учреждений, которые прививают любовь к родному языку, литературе и культуре. Поэтому с этого года у нас две номинации»,– сказал министр просвещения РФ Сергей Кравцов, обращаясь к участникам конкурса.
Лауреатами конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» по итогам первого очного тура заключительного этапа стали 15 педагогов:
- Гузель Гайсина, Республика Башкортостан;
- Артем Гусев, Владимирская область;
- Ида Дахчукова, Карачаево-Черкесская Республика;
- Александра Дигор, Хабаровский край;
- Баира Долгаева, Республика Калмыкия;
- Халида Кирамова, Тюменская область;
- Асият Кушева, Кабардино-Балкарская Республика;
- Кэскилээнэ Лукина, Республика Саха (Якутия);
- Магомед Манапов, Республика Дагестан;
- Анжела Московцева, Чувашская Республика;
- Федор Мостовский, Санкт-Петербург;
- Елена Расова, Республика Коми;
- Надежда Сагалакова, Республика Хакасия;
- Юлия Серебрякова, Ульяновская область;
- Алиня Шагараева, Республика Татарстан.
Второй очный тур «Учитель-наставник» включал испытания «Классный час» и «Мастер-класс».
В рамках рабочей поездки в республику министр просвещения РФ встретился с лауреатами конкурса. Они обсудили значение полилингвального образования, создание соответствующих программ и разработку методик. Одной из тем стала важность обеспечения преемственности изучения родного языка детьми – в детском саду и затем в школе, отметили роль семьи в освоении родных языков, в том числе чтение сказок ребенку. Участники-воспитатели поблагодарили главу Минпросвещения за учреждение отдельной номинации для сотрудников дошкольных организаций.
«Для нас сам конкурс, поддержка родного языка и литературы имеют большое значение. У нас многонациональная страна, и мы считаем, что необходимо развивать родные языки. Мы видим сильный отклик со стороны учителей, регионов. Для Минпросвещения России очень важно вас поддерживать, особенно в этот год, который объявлен Президентом России Годом педагога и наставника. Это подчеркивает особую значимость профессии учителя. Мы оказываем содействие в подготовке учебников, утверждены программы по родным языкам. Конечно, будем продолжать этот конкурс и дальше. Сегодня мы находимся в Карачаево-Черкесской Республике, где бережно хранят традиции тех народов, которые здесь проживают. Хочу поблагодарить главу Карачаево-Черкесской Республики, всю команду системы образования региона, организаторов за проведение конкурса на высоком уровне», – отметил Сергей Кравцов.
Всероссийский профессиональный конкурс «Лучший учитель родного языка и родной литературы» проводится Министерством просвещения Российской Федерации с 2022 года. Цели состязания – поддержка учителей родного языка и родной литературы, распространение передового опыта преподавания этих предметов.
В 2023 году финальные испытания Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» проходили в двух регионах страны: в Карачаево-Черкесской Республике – состязание для школьных педагогов из 72 регионов, в Республике Северная Осетия – Алания – для воспитателей детских садов из 32 субъектов страны в новой номинации «Лучшие практики развития родной речи детей дошкольного возраста».
Следующий конкурс «Лучший учитель родного языка и родной литературы» состоится в 2024 году в Республике Татарстан.