«Взрослым нужно выбирать путь, исходя из интересов и предпочтений самого ребенка, а не из своих желаний и фантазий»

Как выбрать правильный подход к ребенку и какие образовательные программы и методики могут в этом помочь – обсудили на круглом столе, организованном для родителей Институтом проблем образовательной политики «Эврика» при поддержке Фонда президентских грантов.


Научный руководитель Института «Эврика» Александр Адамский сравнил онлайн-навигатор для родителей с педагогическим универсамом, где можно выбрать такую систему обучения, которая будет подходить каждому конкретному ребенку. «Если ему интересно, и он с удовольствием выполняет задания, то это сигнал того, что система ему подходит и самореализация происходит нормально. С определенной долей напряжения, вовлечения и так далее, потому что ребенок не будет удовлетворен, если будет все просто. Но если ребенок угасает, не хочет идти в школу, у него появляется неуверенность в действиях, это может привести к психосоматическим расстройствам. Нередки случаи дидактического гастрита», – пояснил эксперт.

Адамский считает, что универсальных подходов к детям не существует: подобрать путь могут помочь разные подходы, которые отражают разные системы обучения.

Научный руководитель Открытого института «Развивающее образование» Алексей Воронцов говорил о том, как помочь ребенку построить его образование и как сделать так, чтобы он хотел учиться.

«Прежде всего нужно создать для него ситуацию успеха, – убежден он. – Если человек в своем образовании испытывает ситуацию успеха, он хочет дальше учиться и делать новые открытия».

Но, по его мнению, чтобы достичь успеха, необходимо не только ставить новые задачи, но и находить способы их решения, помогая ребенку становиться субъектом учебной деятельности и активным участником образовательного процесса, а не просто сосудом, который наполняют знаниями.

«Лет десять назад одна международная экспертная группа решала один вопрос: какие ступени образования наиболее значимы с точки зрения жизненной успешности. Там все это выверялось на целый комплекс критериев (включая состояние здоровья, семейное счастье, успехи детей и так далее). Коллегиальное заключение: детский сад и университет», – заявил Воронцов.

Важность дошкольного образования подтвердил и профессор МГПУ и МГППУ Владимир Кудрявцев. Он рассказал о том, как фантазия может помочь усвоить информацию. По его мнению, нужно некое облачное хранилище, где копится, систематизируется и взаимодействует друг с другом вся полученная информация. «Таким хранилищем является наше воображение, – считает он. – Именно с его помощью ребенок может выдвигать гипотезы, проводить мыслительные эксперименты, доказывать, опровергать. Это лаборатория мысли, которая поможет детям не только усваивать, но и синтезировать новые знания». Именно поэтому, уверен он, писать под диктовку – гиблое дело, чтобы научить детей грамоте.

Научный руководитель Института системно-деятельностной педагогики и образовательной системы «Учусь учиться», автор дидактической системы и технологии деятельностного метода обучения Людмила Петерсон и исполнительный директор Института СДП Владимир Петерсон рассказали о системе «Учусь учиться» и деятельностном подходе в образовании и воспитании.

«Мы все хотим, чтобы ребенок был самостоятельным. Но что делать, чтобы он стал самостоятельным? Чтобы ребенок добывал знания сам, нужно включать его в учебную деятельность», – пояснила Людмила Петерсон.

Успешность образования определяется не объемом информации, а тем, какие проявляются способности, как развито мышление и воображение, какая у него готовность к самоизменению и саморазвитию. Система знаний всего лишь площадка для развития детей, то есть любая наука не должна изучаться ради получения определенных фактов. Она должна стать тем фундаментом, на котором ребенок сможет пережить ситуацию успеха, чтобы развить свою дальнейшую деятельность.

Основатель и директор Санкт-Петербургской Монтессори-школы Валентина Михайлова поделилась опытом создания программы «Детский сад по системе Монтессори».

«Чтобы выработать продуктивные и доверительные отношения с ребенком, нужно обязательно выстроить отношения с самим собой», – уверена Михайлова. А подготовленные взрослые и правильная окружающая среда дадут почву для развития детей.

Завершила круглый стол директор семейно-общественного детского центра «Золотой ключик» Жанна Сугак, которая рассказала присутствующим о программе дошкольного образования «Золотой ключик». Цель ее заключается в создании условий для личностного и психического развития детей, чтобы затем обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием. «Взрослым нужно выбирать путь, исходя из интересов и предпочтений самого ребенка, а не из своих желаний и фантазий», – заметила она.

К тому же школа может обойтись без ребенка, а ребенок без родителей не обойдется, заметил Владимир Петерсон, назвав родителей главным действующим лицом в образовании.

 

Институт проблем образовательной политики «Эврика»