Иппотерапия: когда общение с лошадью исцеляет
История «симбиоза» человека и лошади насчитывает примерно пять тысяч лет. А с 1960-х годов лошадей стали целенаправленно использовать для восстановления после травм и улучшения состояния при различных недугах. Врач-реабилитолог и инструктор по иппотерапии центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» Ксения Дерябина рассказывает, на чем основано действие этого метода, кому он может быть полезен и на что обратить внимание при выборе площадки для занятий.
Кому могут быть полезны занятия с лошадьми
Иппотерапия, или, иначе, адаптивная верховая езда, показана при состояниях, связанных с проблемами работы опорно-двигательного аппарата, психическими и ментальными нарушениями. Это, прежде всего, расстройства аутистического спектра (РАС), поражения центральной нервной системы (например, эпилепсия), ЗПР, слабый тонус мышц, церебральный паралич, различные нарушения развития и генетические сбои — такие, как синдром Дауна, например.
У взрослых иппотерапия в сочетании с другими методами используется для реабилитации после инсультов и инфарктов, черепно-мозговых и спинномозговых травм, при рассеянном склерозе и амиотрофии. Конечно, каждый случай индивидуален — неважно, идет ли речь о взрослом или ребенке. Чтобы занятия с лошадью не навредили, а принесли пользу, нужно обязательно заранее обсудить все за и против с врачом.
К сожалению, в нашей стране адаптивная верховая езда не входит в пакет услуг, предусмотренных обязательным медицинским страхованием, и поэтому официально в лечебной физкультуре не используется. Однако врачи нередко рекомендуют своим пациентам именно этот метод как более щадящий и эффективный. Конечно, он применяется не сам по себе, а в комплексе с другими мерами.
Кстати, во Франции, в Сорбонне, специалистов по иппотерапии готовят на специальной кафедре биолого-медицинского университета. В Россию этот метод был «завезен» в начале 1990-х годов коррекционным педагогом и психологом Игорем Шпицбергом (сегодня он руководит центром «Наш солнечный мир» в Москве) и его коллегами.
Как работает иппотерапия
Этот метод построен на сочетании физического воздействия и эмоциональной составляющей. Сама по себе лошадь выступает в роли очень эффективного и при этом щадящего реабилитационного тренажера. Это большой сенсорный объект: она теплая, покрыта шерстью, а еще по-разному двигается. Это важно в работе с детьми и с церебральным параличом, и с синдромом Дауна, и особенно при расстройствах аутистического спектра.
Дело в том, что иппотерапия не перевозбуждает чувствительную психику детей с РАС. Малышам она помогает успешнее решать задачи раннего возраста — например, верховая езда опосредованно воздействует на артикуляционные мышцы и поэтому повышает речевые возможности. Детям постарше лошади помогают развивать навыки взаимодействия с окружающим миром. Ведь людям с РАС тяжело общаться с другими людьми, а животное может стать «проводником» между ним и окружающими.
Кроме того, для детей с аутизмом адаптивная верховая езда — это хороший метод сенсорной интеграции. Обычно стимулы, поступающие из внешней среды, при РАС обрабатываются неточно — приглушенно или, наоборот, слишком избыточно. Иппотерапия словно регулирует этот баланс, готовит сенсорную систему ребенка к более полноценному контакту с внешней средой и помогает лучше управлять собственным состоянием, избегать мелтдаунов (срывов) и сохранять самоконтроль.
Данные исследований подтверждают: занятия иппотерапией улучшают навыки социального взаимодействия детей с РАС, снижают вероятность агрессивного поведения и положительно влияют на стволовые структуры головного мозга.
Еще одно особое свойство верховой езды — лошадь совершает движения одновременно в трех плоскостях, покачивается вверх-вниз, вперед-назад и вправо-влево. Это хорошо тренирует и вестибулярную систему, и все основные группы мышц. Возможно, когда-нибудь получится создать тренажер, который сможет стать полноценной заменой настоящей лошади, но пока сделать этого никому не удалось.
Биомеханика движений передних ног лошади примерно такая же, как у человека. А значит, верховая езда имитирует движения нижних конечностей. Если у ребенка есть трудности с прямохождением, занятия с лошадью помогают мозгу и мышцам «научиться» ходить — или «вспомнить», как это делается, если речь идет о восстановлении после травмы.
Для детей поменьше лошадь может выступать как тренажер ползания. Для того чтобы ползти правильно, ребенку нужно освоить так называемые контралатеральные движения (когда правая рука и левая нога движутся вперед, а левая рука и правая нога остаются позади, и наоборот). Если контралатеральность не выработана, тело не сможет полноценно развиваться дальше.
Чтобы выработать этот навык, ребенка ставят на четвереньки на спину лошади и придерживают. Двигательные импульсы лошади дают сигнал головному мозгу, как надо двигаться правильно. В этом плане иппотерапия также уникальна по сравнению с другими видами реабилитации.
Как выбрать площадку и иппотерапевта
Интерес к адаптивной верховой езде растет с каждым годом во всем мире, в том числе и в нашей стране. К сожалению, нередко иппотерапией называют обычное катание на лошади. В действительности это целый набор упражнений на развитие и двигательной, и интеллектуальной, и коммуникативной сферы. К тому же для иппотерапии используют специально отобранных и обученных лошадей: с правильным ходом, воспитанных, обладающих спокойным темпераментом.
В принципе, катание на лошади практически всегда развивает и приносит пользу. Но хороший инструктор применяет весь арсенал средств и увеличивает эту пользу многократно.
Нужно насторожиться, если во время занятий родителей просят страховать ребенка или, более того, самим вести лошадь — это грубое нарушение техники безопасности. Все-таки лошадь — большое и сильное животное, которое при неправильном обращении может нанести вред. В таком случае лучше поискать для занятий другое место.
Совсем другое дело, когда на первых занятиях инструктор просит маму или папу просто идти рядом с лошадью и оставаться в поле зрения ребенка, чтобы эмоционально поддержать его и помочь справиться со страхом нового. Иногда на начальных этапах терапии детям и родителям специально дают поменяться местами: например, мама садится на лошадь, а ребенок идет рядом. Это нужно, чтобы он удостоверился: мама едет, с ней все в порядке — а значит, и мне будет уже не так страшно сидеть верхом.