Нужны ли карманные деньги ребенку?

Вопрос «Нужны ли карманные деньги ребенку?» сейчас почти не задают. Ответ на него, как правило, однозначный — да, нужны. Если человек научится управлять своими (пусть небольшими) финансами в детстве, ему легче будет справиться с этой задачей во взрослой жизни.

Занимайтесь семейным бюджетом вместе

При грамотном подходе деньги для ребенка не развлечение (хотя потратить он их может в том числе и на это), а способ стать более самостоятельным и ответственным, утверждают психологи. Финансовая грамотность в современном мире важна так же, как умение читать, считать и писать. Вопрос только в том, когда начать выдавать детям небольшие суммы на карманные расходы, сколько именно лучше выделять в неделю и каким образом научить ребенка распоряжаться финансами с умом.

Финансовый советник Антон Берлинер считает, что воспитание умения обращаться с деньгами следует ставить в один ряд с обучением в школе или с творческим образованием. «А поскольку отдельного предмета на подобную тему в школе нет, родители должны сами этим заниматься, лучше всего, просто общаясь с ребенком, объяснять ему в доступной форме какие-то азы и финансовые правила. В идеале, конечно, на собственном положительном примере», — говорит он.

По мнению эксперта, начинать обучать детей финансовой грамотности надо с самого раннего возраста — буквально с 3 лет. Дети во многом копируют поведение родителей на подсознательном уровне, поэтому важно, чтобы родители контролировали свои финансы, вели учет, делали накопления. Не надо скрывать разговоры о деньгах от ребенка под предлогом, что он еще маленький.

Так что учетом семейных финансов можно заниматься вместе с ребенком. Задача взрослых — стараться делать это в игровой форме, доступно все объяснять и заинтересовывать, прививать ему навыки учета денег. Главное при этом — показывать ребенку выгоду от этого процесса. К примеру, рассчитать время, в течение которого он или она сможет накопить на новый велосипед.

В воспитании финансовой грамотности могут помочь настольные игры в кругу семьи — например, знаменитая «Монополия». Она ненавязчиво учит ребенка распоряжаться денежными средствами: он начинает понимать, как можно покупать, продавать, копить и инвестировать.

Личные финансы — с первого класса

Первый класс, то есть возраст 7–8 лет, — лучший момент для детей начать самостоятельно распоряжаться деньгами. При этом, считают эксперты, важно, чтобы ребенок уже умел считать, опознавал купюры и монеты разного достоинства и мог соотнести их с ценниками в магазинах.

Первоклассникам лучше выдавать деньги ежедневно, но понемногу (50–200 рублей — в зависимости от потребностей ребенка и возможностей родителей).

Через некоторое время, годам к 10, ребенок научится управляться с мелкими суммами — и уже тогда можно переходить на недельное финансовое обеспечение. Специалисты по финансовой грамотности называют сумму в 500–700 рублей — на семь дней, в 1500–2000 рублей — на месяц.

Это, конечно, условные цифры: «объем финансирования» будет зависеть от доходов семьи. Также можно поинтересоваться (у ребенка, родителей одноклассников, классного руководителя), каков размер «денежного довольствия» для детей в среднем по классу. Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя ни богачом, ни бедняком на фоне одноклассников.

Как превратить карманные деньги в инструмент обучения

1. Перед тем как вы начнете выдавать деньги, объясните, зачем это нужно. Распишите вместе с ребенком его первые расходы, расскажите про необходимые траты (проезд, питание) и про дополнительные (игрушки, сладости, развлечения).

2. Покажите личный пример финансового планирования. Поговорите с ребенком о том, как вы сами распределяете зарплату по статьям семейного бюджета (коммунальные услуги, продукты, транспорт, одежда, развлечения).

3. Если вы собираетесь выдавать деньги на неделю или на более долгий срок, назначьте день, когда вы будете это делать. Соблюдение договоренностей в финансовом вопросе очень важно: выделяемая сумма должна быть получена в определенный день. Это даст ощущение стабильности и предсказуемости; при этом, если ребенок спонтанно потратит всю сумму, он будет знать: придется жить без денег до следующей «зарплаты».

4. Не нужно наказывать ребенка лишением карманных денег. Варьировать сумму выплат в зависимости от школьных оценок и поведения — тоже не лучший способ воспитания ответственности. Этот путь ведет к неконструктивному восприятию финансов на эмоциональном уровне — ребенок решит, что деньги — самое лучшее средство воздействия на человека.

Правильно контролировать расходы ребенка

Самое главное, что нужно помнить: контролировать расходы ребенка нужно максимально деликатно, чтобы контроль (который на самом деле является формой заботы) не превратился в слежку. Родительское доверие находится в прямой зависимости от ответственности ребенка.

Способов быть в курсе расходов детей так, чтобы они не чувствовали себя под колпаком, сейчас много. Например, многие банки предоставляют возможность завести дополнительную карту, привязанную к счету, и установить на ней лимит трат. Эту карту можно выдать ребенку, чтобы он распоряжался ею сам. По уведомлениям об операциях вы всегда будете знать, сколько и на что он потратил денег.

Ребенок, а потом и подросток может ошибаться, обучаясь финансовой грамотности с помощью своих карманных расходов. Таков естественный путь овладения любым навыком. Непродуманные траты и извлеченные из них уроки в детстве не дадут вашему сыну или дочери во взрослом возрасте легкомысленно обращаться с деньгами.


Источник