Интернет-зависимость у детей: что такое и как избавиться
И почему социально неадаптированные дети больше к ней склонны
«Убери телефон и иди делать уроки!» — знакомая фраза? Большинство детей спокойно переносят ограничения от гаджетов и быстро находят себе другие занятия. Но есть и те, кто не может провести без телефона и интернета даже несколько минут. Что делать, если вы подозреваете у ребёнка интернет-зависимость, — выясним вместе с детским психологом Лидией Пархитько.
Что такое интернет-зависимость?
Интернет-зависимость — это состояние, при котором человеку сложно контролировать время, проводимое в интернете, и постоянно возникает навязчивое желание сидеть в Сети. У детей интернет-зависимость выражается так же, как и у взрослых: им хочется скроллить соцсети, играть в игры, они находят любой повод, чтобы заполучить смартфон с доступом в интернет.
Почему у детей возникает интернет-зависимость?
Можно выделить шесть причин интернет-зависимости у детей и подростков:
- Самая распространённая — это сложности в общении со сверстниками. Часто ребятам проще сёрфить в интернете или играть в онлайн-игры, чем строить отношения вживую.
- Из этой причины вытекает следующая — неустойчивая самооценка. Ребёнок не уверен в том, что он нравится другим, и стремится спрятаться от вызовов реального общения в анонимность и предсказуемость игр и соцсетей.
- Повышенная тревога тоже может выражаться через интернет-зависимость. Это происходит у детей и подростков по той же схеме, что и у взрослых. В тревожном настроении хочется постоянно скролить ленту соцсетей, потому что поток новой информации отвлекает от внутреннего эмоционального дискомфорта.
- Сложности в переживании агрессии. Если ребёнок часто злится и не может реализовать эту эмоцию каким-то другим способом (например, через спорт), он может начать выплёскивать её в интернете — ведь кажется, что это анонимно, безопасно и не несёт последствий.
- Чрезмерный родительский контроль тоже может быть причиной возникновения интернет-зависимости. В таком случае интернет оказывается для подростка тем редким местом, где родители не следят за ним, не дают непрошенных советов, где можно проявить самостоятельность.
- При этом недостаток контроля за гаджетами тоже опасен. Часто дети не могут просто взять и перестать смотреть мемы и ролики в TikTok. Дело в том, что алгоритмы социальных сетей подстраиваются под вкусы ребёнка и подсовывают ему всё больше и больше контента, который нравится. А самоконтроля и критического мышления, которые напомнят о том, что пора заканчивать, у детей ещё недостаточно.
Как определить, что у ребёнка или подростка интернет-зависимость?
- Первый признак — потеря интереса к реальной жизни: когда ребёнку перестали быть интересны поездки, прогулки, кружки, общение с друзьями. Если самым разным альтернативам он стабильно предпочитает телефон — это важный сигнал о том, что отношения с гаджетами необходимо регулировать.
- Второй и очень важный признак — отсутствие познавательной и игровой активности: ребёнку неинтересны новые места и игрушки, он не задаёт вопросы, не принимает участия в семейных разговорах. Он как будто просто замирает в ожидании, когда же ему вернут телефон и он сможет продолжить играть или смотреть тиктоки.
Потеря интереса к жизни приводит к тому, что гаджеты становятся для ребёнка единственным понятным способом проведения досуга.
Возникает ощущение, что все его мысли сосредоточены только вокруг смартфона. Он ищет любые способы зайти в интернет — сначала пытается договориться («Мама, а после уроков я смогу поиграть?»), потом клянчит («Можно хоть на пять минуточек?») или шантажирует («Тогда я вообще ничего не буду делать!»), может пытаться забрать телефон у братьев, сестёр или одноклассников. Такая эмоциональная привязанность к гаджетам приводит к тому, что ребёнок или подросток перестаёт понимать собственные эмоции и справляться с ними.
Родители могут наблюдать расстройства настроения — например, ребёнок был опечален, а потом разозлился, не может совладать со злостью, необычно долго не возвращается в спокойное состояние.
Развивающаяся зависимость провоцирует нарушение режима питания и сна. Гаджеты очень сильно влияют на навыки саморегуляции детей и подростков:
- Во-первых, когда ребёнок занят игрой или просмотром видео, ему просто некогда понять, что он голоден.
- Во-вторых, вечерняя активность в телефоне влияет на глаза и мозг, создавая иллюзию, что световой день продолжается и спать ещё не пора. В итоге ребёнок или подросток перестаёт слышать сигналы собственного организма, возникают серьёзные расстройства пищевого поведения и бессонница.
Если вы наблюдаете у своего чада несколько совокупных признаков зависимости — это важный сигнал о том, что ребёнок не может регулировать свою деятельность в интернете и ему нужно помочь.
Как помочь ребёнку избавиться от интернет-зависимости?
Основных способов — четыре.
- Наладить режим и придерживаться его
Основная проблема детей и подростков в том, что они не могут самостоятельно регулировать время, проведённое в интернете. Поэтому главный способ профилактики — это создание и поддержание здорового режима.
Поэтому первое, что нужно сделать, — рассказать ребёнку, в чём заключается проблема. Обычно у интернет-зависимых детей и подростков не хватает времени на домашнее задание, встречи с друзьями и сон. Можно начать разговор так: «Смотри, ты сегодня час играл вместо того, чтобы делать домашку. Теперь тебе придётся позже лечь спать, а завтра ты не выспишься и у тебя будет плохое настроение». Следующий шаг — договориться о конкретных ограничениях: сколько именно минут можно использовать гаджеты и в какое время суток, сколько раз в неделю. Например, ученик 3–4-го класса может получать гаджет каждый день после школы на час. В этот час он может делать что угодно: играть, снимать видео, смотреть тиктоки, переписываться. Когда положенное время истекает, ребёнок должен вернуть гаджет и сесть за уроки.
Конечно, в первое время введение режима может вызвать возмущение, недовольства, капризы. Это нормально. Важно, чтобы ребёнок понимал: у него есть право на интернет, просто оно ограничено.
Однако мало сказать ребёнку или подростку: «Пожалуйста, проводи с гаджетами не больше двух часов» — и уйти на целый день на работу. Это просто не сработает. Для того чтобы ограничения были эффективными, родителям нужно следить за их соблюдением. В этом вам помогут приложения для родительского контроля.
- Помочь ребёнку развивать навыки общения со сверстниками
Как бы тщательно родители ни следили за режимом, если ребёнок или подросток не умеет общаться со сверстниками — он постоянно будет чувствовать себя лишним и потерянным и будет стремиться спрятаться от этих эмоций в интернет-общении.
Хорошая новость: вы можете помочь своему ребёнку научиться общаться! Попробуйте собрать компанию из 2–3 знакомых с детьми примерно одного возраста и устроить интересную прогулку — например, пойти в аквапарк, на мастер-класс или на пикник. Также можно приглашать сверстников в гости, устраивать тематические праздники. Вне школьного стресса ребёнку будет проще наблюдать за другими детьми и тренировать социальные навыки.
Чтобы создать общение в классе или между классами, хорошо подходят совместные походы или поездки, особенно за город, на природу. В непривычных условиях дети по-новому раскрываются и могут увидеть друг в друге новые интересные черты.
Если же вы замечаете, что такие действия не приводят к изменениям, что ребёнок в маленькой группе сверстников продолжает быть пассивным, не включается в общение, — возможно, стоит обратиться за консультацией к детскому психологу. У специалиста найдутся эффективные методики развития коммуникации, чтобы ребёнок научился получать радость от общения, а не продолжил прятаться от стресса в интернете.
- Уделить внимание атмосфере в семье
Часто сложности в общении со сверстниками коренятся в том, что детям непросто общаться с родными. Спокойная и радушная атмосфера в семье настраивает ребёнка на спокойное и любопытное исследование мира, на дружбу, на хорошее настроение. И наоборот: если атмосфера в доме агрессивная, много скрытых тревог или явных конфликтов — ребёнку будет некомфортно. Он будет пытаться избавиться от агрессии и тревоги, которые испытывает дома, самыми разными способами: драться, включаться в травлю или постоянно зависать в интернете.
Если вы понимаете, что атмосфера в семье в данный момент сложная, — значит, нужно уделить время и силы тому, чтобы разобраться, почему так происходит. Вам могут помочь психолог по детско-родительским отношениям или специалист по отношениям в паре. Важно понимать, что вы можете сделать жизнь семьи более комфортной — это реально, и это в ваших руках!
- Сделать время в интернете полезным
Правда в том, что дети берут пример с родителей, а современные взрослые непрерывно используют гаджеты, особенно по работе. При этом мы считаем это время полезным. Что, если научить и детей проводить время в интернете с пользой?
Например, ребёнка, который увлекается тиктоками, можно научить снимать и монтировать видео, чтобы делать классные собственные ролики. А для того, кто постоянно смотрит видео с прохождениями игр, — найти образовательный контент о том, как вообще делаются игры.
Подведём итоги
- Интернет-зависимость — это чаще всего следствие того, что у ребёнка или подростка сложности с общением в компании или в семье. Другие причины её возникновения — повышенная тревожность, неумение реализовать агрессию, повышенный или пониженный родительский контроль
- Распознать интернет-зависимость можно, просто наблюдая за ребёнком. Если ему неинтересны никакие действия без гаджетов, посещение новых мест и общение со сверстниками, если он как будто вообще не понимает, как себя занять без телефона, — это очень тревожный знак.
- Семья может помочь ребёнку или подростку преодолеть интернет-зависимость. Для этого нужно, во-первых, настроить режим дня и договориться об ограничениях взаимодействия с гаджетами. Во-вторых, нужно разнообразить досуг ребёнка: вместе заниматься интересными хобби, ходить в кино, музеи или аквапарк. Создать ребёнку ситуации и компанию, в которых ему будет интересно и комфортно проводить время без интернета.
- Иногда родители понимают, что они делают всё, но ситуация не меняется. В таком случае лучше обратиться к детскому психологу.