Физика в годы Великой Отечественной войны
Сборник межпредметных задач (урок-решение задач) для учащихся 7-11 классов
Финя Магруфовна САБИРЗЯНОВА, учитель физики и информатики, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Мичанская ООШ Сабинского муниципального района Республики Татарстан», с. Старый Мичан, Сабинский район, Республика Татарстан
Введение
Данный сборник предназначен для учителей физики, которые захотят использовать на своих уроках межпредметные задачи, или знакомство с именами учёных-физиков и характеристиками техники того времени; возможность представить, какими были для нашего народа годы великой битвы. Физика – наука об окружающем мире, а значит она обязана работать на объяснение явлений природы и других жизненных процессов, как воспитание чувства гордости за вклад физики в исход войны, развитие культуры поведения на уроке, повышение культуры общения, воспитание любви к предмету. Сборник задач ориентирован на работу с учащимися при самостоятельном изучении материала о вкладе физики как науки в исход победы нашей страны в Великой Отечественной войне, вырабатывание исследовательских умений, учащихся; совершенствование умения слушать, делать выводы.
Мой опыт работы показывает, что такой материал оказывает воспитательное воздействие на учащихся, вызывает и повышает интерес как и физике, так и к другим школьным предметам, способствует прочности усвоения знаний.
Я уверена, что решение межпредметных задач способствует комплексному развитию образовательного опыта учащихся, содействует самоорганизации деятельности, позволяет ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни, получить интегрированные знания, рассмотренные в процессе изучения вклад физики в исход войны.
Мои замечательные коллеги!
Если мой сборник покажется вам интересным, и вы будете использовать мои задачи в своей практике работы, то значит, я не зря потратила время на его составление. Я не привожу в сборнике решения задач, да и решение ситуативных задач не может быть единственным. При их решении важнее рассуждения и живой диалог с учениками.
УЧИТЕЛЬ: Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. И высочайшей вершиной этого мужества была Великая Отечественная война. Эта война самая народная и поистине самая священная из всех войн на Земле. Тема истории войны неисчерпаема; очень хочется, чтобы вы знали её с разных сторон. Поэтому сегодня на уроке мы услышим и увидим, какой вклад в Победу внесли учёные-физики, узнаем их имена, увидим технику того времени и познакомимся с её характеристиками. Мы будем решать задачи.
Глава 1.
О технике, которая во многом определила Победу
Война была не только битвой армий, но и длительным, изнуряющим сражением техники, битвой умов. К началу войны с СССР гитлеровская Германия обладала мощным военным потенциалом. У неё были совершенные танки, самолёты… Она превосходила нашу страну не только по качеству, но и по количеству единиц военной техники. Вот несколько цифр: промышленная база Германии превышала советскую в 1,5-2 раза, а в 1942 году в связи с захватом богатейших районов нашей страны — в 3-4 раза.
Командование, конструкторы, учёные понимали, как сильно исход войны зависит от технического оснащения нашей армии! Нужно было в кратчайшие сроки не только организовать выпуск нужного количества военных машин разного назначения, но и создать новые, превосходящие аналоги противника. С первых дней войны начался величайший в истории поединок воздушных армий, битва конструкторских умов. Небывало быстрыми темпами совершенствовались наши воздушные корабли. Нам нужно было иметь лучшие, чем у врага, самолёты, а для этого требовалось увеличить высоту их полёта, скорости подъёма и движения, улучшить маневренность машин, их огневую мощь. Стояло много технических задач, и все они были сложные. Авиаконструкторы использовали результаты исследований, выполненных в предвоенные годы нашими учёными, в частности Мстиславом Всеволодовичем Келдышем, который проанализировал причины и теории сильного самовозбуждения колебаний крыльев и хвостового оперения самолёта, приводящих к разрушению машины в полёте.
Широко известны слова нашего знаменитого авиаконструктора Семёна Алексеевича Лавочкина, сказанные в лихие военные годы: «Я не вижу моего врага — немца-конструктора, который сидит над своими чертежами… в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним… Я знаю, что бы там ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт… чтобы в день, когда два новых самолёта — наш и вражеский — столкнутся в военном небе, наш оказался победителем». Так думали и такую мысль считали главной многие создатели отечественной военной техники.
В суровых условиях военного времени наши авиаконструкторы сумели создать и запустить в серийное производство 25 новых и модернизированных типов военных самолётов. В их числе:
истребитель Ла-5 конструкции С.А. Лавочкина, обладавший мощным двигателем, большой скоростью подъёма, маневренностью, огневой мощью, значительной высотой полёта (более 11 км), простотой в управлении; стремительность и «живучесть» машине придавал новый мощный, надёжный двигатель с воздушным охлаждением (первые полки истребителей Ла-5 участвовали в сражениях уже через год после начала войны);
самый лёгкий и маневренный истребитель Второй мировой войны — Як-3, сконструированный в 1943 году в конструкторском бюро Александра Сергеевича Яковлева; его взлётная масса составляла 2650 кг, высота полёта — до 12 км, для подъёма на 5 км требовалось всего 4,1 мин; он обладал высокими аэродинамическими качествами;
пикирующий бомбардировщик ТУ-2, созданный в конструкторском бюро Андрея Николаевича Туполева. Он мог летать на высотах до 9,5 км при дальности полёта 2100 км и развивал скорость до 570 ; специальное оборудование позволяло прицельно сбрасывать бомбы при разных режимах полёта;
штурмовик Ил-10 конструкции Сергея Владимировича Ильюшина, созданный в 1944 году, обладал мощным двигателем и вооружением, усиленной бронёй; он был прозван фашистами «летающим танком», «чёрной с Опыт боевых действий показал, что сконструированные в годы войны многие наши самолёты обладали преимуществом перед вражескими машинами аналогичного назначения. Творческий союз учёных и авиаконструкторов дал хорошие результаты: скорость наших истребителей возросла на 25%, дальность полёта — на 300%, скорость подъёма в воздух — более чем на 200 %, а калибр используемого стрелково-пушечного оружия возрос более чем в 2 раза. В конце войны превосходство в небе нашей авиации было явным: в полёте уничтожали почти любой самолёт врага!
В конструкторских бюро танкостроения тоже полным ходом шла напряжённая творческая работа.
В 1943 году, в очень короткие сроки, был создан новый тяжёлый танк ИС-2 массой 45 тонн. Технические характеристики танка в лучшую сторону отличались от параметров предшествующих моделей: толщина брони была 90-120 мм, развиваемая скорость — до 52 (на 30 % больше, чем у отечественных машин этого класса; раньше так быстро могли передвигаться лишь лёгкие и средние танки). Для машины был сконструирован ряд новых компактных узлов: планетарный механизм поворота башни, более совершенная силовая передача. Танк ИС-2 был оснащён мощным вооружением: пушкой 122-миллиметрового калибра и четырьмя пулемётами.
Создание ИС-2 считалось выдающимся научно- техническим достижением. Эта машина была признана одной из самых удачных и совершенных в истории военной техники тех лет. На базе танка ИС-2 в 1944 году было создано несколько тяжёлых самоходных артиллерийских установок, в том числе на гусеничном ходу — ИСУ-152, оснащённая гаубицей-пушкой 152-миллиметрового калибра. Эта машина совмещала в себе мощь полевого орудия, подвижность и надёжную броневую защиту. Её прозвали «царь-пушка». Она вступила в строй в конце войны. Появление на полях сражений наших ИС-2 и ИСУ-152 нанесло сокрушительный удар по представлениям фашистов о техническом превосходстве их танков — «пантер», «тигров», «Фердинандов» — над нашими.
Перед войной группа наших учёных создала новую артиллерийскую установку — реактивную, которая обеспечивала мощный массированный огонь; её любовно называли «катюша». Установке не требовался длинный орудийный ствол из высококачественной стали; она была экономичной, малогабаритной и монтировалась на автомобиле, что обеспечивало её высокую маневренность. Ни в одной из армий капиталистических государств в то время не было реактивных снарядов и пусковых установок, подобных «катюшам».
Снаряд этого орудия представлял собой пороховой реактивный двигатель, масса снаряда составляла 42,5 кг, длина — 1,5 м, дальность полёта — около 8 км. Полк таких реактивных установок за 8-10 секунд обрушивал на врага 384 снаряда, уничтожая живую силу и технику на площади свыше 100 гектаров. В создании этого реактивного оружия участвовали ряд учёных и конструкторов, в частности Николай Иванович Тихомиров и Владимир Андреевич Артемьев. К началу войны были разработаны не только боевые ракеты, но и пороха к ним, а также пусковые системы. Новое оружие впервые было применено в бою 14 июля 1941 года вблизи белорусской железнодорожной станции Орша. Снаряды, выпущенные из установки, рвались с оглушительным рёвом, свистом и раскатистым скрежетом, всё вокруг окутывали огромные клубы красно-чёрного дыма. Горели не только танки и машины противника, горела и земля; врага охватили ужас и паника. Наши очевидцы рассказывали, что сердце переполняли радость и гордость за творцов этого грозного оружия!
Но души многих наших соотечественников сжимались от горя, когда они узнавали или вспоминали, что в ноябре 1937 года одни из создателей знаменитой «катюши» — Георгий Эрихович Лангемак и Иван Терентьевич Клейменов — были арестованы и через два месяца приговорены к расстрелу. Работы по ракетной технике затормозились. В результате реактивная артиллерия смогла выступать в военных операциях как мощное и широкомасштабное средство подавления врага лишь с лета 1944 года. Раскрывая эту тему, нельзя не сказать о том, какая лавина страшных карательных мер обрушилась на наших ведущих военных специалистов: с мая 1937 года по сентябрь 1938 года 40 тысяч человек командного состава были репрессированы, из 85 крупных военачальников на свободе остались только 7!
Как отечественные физики спасали флот
Фашисты понимали, какую ценность для государства представляет его флот. Он нужен для охраны границ, торговли. Потому один из первых и жесточайших ударов врага был обрушен именно на Военно-Морской Флот нашей страны. Уже 24 июня 1941 года в устье Финского залива на минах магнитного действия подорвались эсминец «Гневный» и крейсер «Максим Горький».
Фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего флота неожиданным мощным ударом, а другую — запереть на морских базах, перекрыв выход с них с помощью мин разной конструкции (в том числе новейшей), а затем ликвидировать. Фашисты приступили к установке мин и минных заграждений всюду, где это было возможно, тем самым угроза уничтожения нашего флота стала реальностью. Возник вопрос: «Что делать, как быть?»
Удалось обнаружить, что новые мины магнитные: они приводились в действие магнитным полем проходящего вблизи корабля. Конструкция мин была засекречена рядом технических мер, не позволявших ей попасть в руки противника и вскрыть устройство. Потом удалось выяснить, что магнитное поле проходящего корабля улавливал специальный прибор; он же управлял её взрывателем. Стало ясно, что помочь флоту могут только высококвалифицированные научные специалисты. Ещё до войны в Ленинградском физико-техническом институте под руководством профессора Анатолия Петровича Александрова группа учёных начала исследования, направленные на уменьшение возможности поражения кораблей магнитными минами. В процессе был создан обмоточный метод размагничивания кораблей. Заключался он в следующем: из специального кабеля делали большую петлю, которую клали на палубу или подвешивали с наружной стороны бортов. По петле пропускали электрический ток, который создавал вокруг корабля искусственное магнитное поле. Замысел учёных заключался в том, чтобы это поле было противоположно по направлению собственному магнитному полю корабля. После сложения обоих полей результирующее магнитное поле корабля становилось незначительным и не вызывало срабатывания магнитной мины. Через 5 дней после начала военных действий (27 июня 1941 года) пришёл приказ об организации бригад по срочной установке размагничивающих устройств на всех кораблях флота. В одну из бригад добровольцем пошел физик, профессор Игорь Васильевич Курчатов. Уже к августу 1941 года специалисты защитили от магнитных мин врага основную часть боевых кораблей на всех флотах и флотилиях. Позднее был разработан другой вариант методики: безобмоточный метод размагничивания кораблей. Предложила его группа учёных, среди которых был В. М. Тучкевич. Научный подход и знания помогли хранить для Родины сотни кораблей и многие тысячи человеческих жизней. В апреле 1942 года группе сотрудников Ленинградского физтехника и военных моряков за эту работу была присуждена Госпремия 1-й степени. В Севастополе для увековечения памяти о подвиге учёных по спасению в годы войны наших кораблей от мин, установлен памятник.
В центре памятника надпись: «Здесь в 1941 году в сражающемся Севастополе группой учёных под руководством А. П. Александрова и И. В. Курчатова были проведены первые в стране успешные опыты размагничивания кораблей Черноморского флота».
Хотя наша страна располагала значительно меньшей военно-промышленной базой, чем противник, она во второй половине войны превзошла врага в производстве военной техники:
- по орудиям — более чем в 2 раза;
- по танкам и самоходным артиллерийским установкам (САУ) — почти в 2 раза;
- по самолётам — в 1,7 раза;
- по автоматам и минометам — в 5 раз!
Наша промышленность выпустила за годы войны 137 тысяч самолётов, 104 тысячи танков, 488 тысяч орудий. В январе 1945 года мы имели в 2,8 раза больше танков, чем гитлеровцы, в 7,4 раза больше самолётов! В ходе войны было проведено не просто оснащение техникой нашей армии, но и её полное перевооружение. Таких фактов история до этого не знала!
Жаль, бесконечно жаль, что это произошло с большим опозданием.
За этот мир платили мы в боях Ценой немалою, большой ценою…
Поэтому День Победы — «Праздник со слезами на глазах».
Глава 2.
Задача 1. Максимальные скорости советских самолётов истребителей периода Великой Отечественной войны Як-3, Ла-5, МиГ-3 составляли соответственно 660, 648, 640 км/ч. Выразите эти скорости в м/с.
Задача 2. Лётчик самолёта Як-3, летевшего со скоростью 140 м/с открыл огонь из пулемёта по вражескому самолёту Ме-109, летевшему в том же направлении со скоростью 150 м/с. Скорость вылета пули, относительно Як-3 800 м/с. Какова скорость пули относительно Ме-109? Относительно неподвижного наземного наблюдателя?
Задача 3. Масса прославленного в Великой Отечественной войне танка Т- 34 равна 31,4 тонны. Длина той части гусеницы, которая соприкасается с полотном дороги равна 3,5 м, ширина 0,5 м. Вычислите давление танка на грунт и сравните его с тем давлением, которое семиклассник производит на землю при ходьбе (р≈36 кПа)
Задача 4. Во время Великой Отечественной войны для защиты Москвы от налётов вражеских самолетов применяли аэростаты заграждения, привязанные к тонким стальным тросам, наткнувшись на которые, гибли фашистские самолёты. Рассчитайте массу троса, который может поднять аэростат объёмом 1000 м 3 , наполненный водородом, если масса его оболочки 200 кг.
Задача 5. В годы ВОВ выдающееся советские физики академики А.П. Александров и И.В. Курчатов предложили стальные корпуса кораблей «обматывать» несколькими витками кабеля, по которому время от времени пропускали электрический ток. С какой целью это делали?
Задача 6. Несколько дней в 1952 г. Лондон был окутан столь густым и чёрным туманом (смогом), что видимость была минимальной, и в городе погибло около 4 тысяч человек. За последние 10 лет лондонские туманы стали относительно слабыми. Одна из причин этого заключается в том, что сейчас там для отопления очень редко используют уголь. Объясните этот факт.
Задача 7. Сила тяги двигателя снаряда боевой ракетной установки «Катюша» составляла 19,6 кН. Масса снаряда 42,5 кг. Определите ускорение, с которым двигался снаряд.
Задача 8. В 1942 году на смену КВ-1 было начато производства танка КВ-1с, масса которого составляла 42,5 т. Площадь гусениц уменьшилась на 13 % по сравнению с КВ-1. Как изменилось давление танка на грунт?
Задача 9. Аэростат заграждения АЗ имел объём 290 м3. Вычислите Архимедову силу, действующую на аэростат, если он наполнен гелием.
Задача 10. Партизан, плывя на лодке по озеру, стреляет из автомата ППШ под углом 300 к горизонту в сторону направления движения. С какой скоростью двигалась лодка, если она остановилась после 10 выстрелов? Масса лодки с партизаном 120 кг, масса пули и заряда 6 г, скорость вылета пули и пороховых газов 500 м/с.
Задача 11. На каком расстоянии от советского воина находился в Великую Отечественную войну фашистский танк, если пуля выпущенная солдатом из противотанкового ружья со скоростью 1000м/с, настигла танк через 0,5 с?
Задача 12. Скорость бронированного самолета штурмовика ИЛ-2, участвовавшего в Великой Отечественной войне, равно 440 км/ч. Какой путь преодолел самолет, если полет по заданию командования продолжался 1ч40 мин.
Задача 13. Во время Великой Отечественной войны страшным для врагов смертоносным оружием зарекомендовал себя лучший в мире советский танк Т-34. Какую скорость развивал этот танк, если танковая колонна, перебрасываемая с одного участка фронта на другой, прошла 165 км за 3 часа?
Задача 14. Какова площадь опоры одной такой боевой машины пехоты БМП, если при массе 11т она оказывала давление на почву 59 кПа?
Задача 15. Сила, действующая на снаряд первой советской боевой ракетной установки «Катюша», громившей захватчиков с самого начала Великой Отечественной войны, 19,6кН. Выпущенный из нее снаряд летел на расстоянии 8км. Какую работу совершала установка по выпуску всех своих снарядов, если у нее их 16?
Задача 16. Через сколько времени Як-3, летевший со скоростью 650 км/ч мог догнать фашистский бомбардировщик, находящийся от него на расстоянии 3 км и двигавшийся со скоростью 500 км/ч?
ИТОГ УРОКА
Учитель. Сейчас, по прошествии более 75-ти лет с момента окончания войны, это событие и сама война лучше видятся с далёкого расстояния, о них много написано, многое осмыслено. Думается, справедливо считать, что салют Победы, состоявшийся 9 мая 1945 года, славил подвиг всех людей страны — тех, кто с оружием в руках в смертельной схватке с врагом отстоял свободу и независимость нашей Отчизны, кто варил сталь, изготавливал снаряды, строил танки и самолёты, кто делал оружие Победы, кто, не жалея сил, день и ночь трудился в тылу на благо фронта, кто создавал вооружение, — учёных, конструкторов, исследователей, деятелей техники. Это благодаря их труду, знаниям, практическому опыту и полёту творческой мысли рождались в небывало короткие сроки проекты новой боевой техники, призванной громить врага, и совершенствовалась техника, уже имевшаяся. Страна салютовала всем своим гражданам: ведь это их неимоверными усилиями была завоевана великая Победа. Она салютовала нравственному подвигу народа, выстоявшего в жесточайшей длительной борьбе и вышедшего из неё победителем. (Звучит музыка песни «День Победы».) Хочу услышать ваше мнение, учащиеся, по материалу урока. Что для вас было интересно, что ещё нового по этим вопросам вам бы хотелось узнать? (Обмен мнениями.)