Естествознание в школе: методические лайфхаки педагогов-новаторов

«Наглухо законсервированная культура вырождается и вымирает. Если она не развивается, не интегрируется в мир, она обречена сгинуть на задворках истории и стать предметом интереса лишь для отдельных специалистов», – утверждает художник-иллюстратор и писатель Роман Папсуев. То же самое происходит и с «отжившими свой век» форматами образовательной деятельности. К счастью, на помощь всегда готовы прийти педагоги-новаторы. На Московском педагогическом форуме преподаватели СПб АППО и авторы издательства «Просвещение» Ирина Алексашина и Юрий Киселев поделились свежими методическими лайфхаками для трансформации уроков современного естествознания. 

Интеграция, понятие, концепт

В начале своего выступления Ирина Алексашина и Юрий Киселев предложили коллегам поговорить об интегративном образовании. По их словам, интеграция бывает разного уровня: это и процесс, и результат становления единого на основе многих качеств. В рамках интегрированного курса связи элементов находятся на уровне «организма», то есть часть не может полноценно существовать в отрыве от целого.

Если предметный курс формирует систему понятий, знание в нем рассматривается как цель, картина мира является частной, а в качестве дидактической единицы выступает понятие, то в ситуации с интегрированным курсом картина мира становится целостной, концепт – дидактической единицей, а знание превращается в средство.

Концепт в интегрированном курсе становится его основной характеристикой, несмотря на то, что редко встречается в педагогической практике в естественных науках. Однако в традиционной, привычной педагогам системе знаний, умений и навыков опорным элементом является понятие – самое общее, абстрактное представление о чем-либо, некая сумма сходств, объединяющих предметы в группу.

Понятие мы, педагоги, передаем, закрепляем, используем в практике: его усвоение является образовательным результатом большинства предметных курсов. Концепт, помимо традиционных знаний, умений, навыков содержит смысловой компонент: еще одной осью становятся ценностно-смысловые ориентиры. Концепт становится единицей интеграции гуманитарных и естественно-научных знаний. За счет использования концептов вместо понятий можно развивать не только предметные знания ученика, но и влиять на его стиль мышления и мировоззрение, – убеждены спикеры.

«Безумные идеи», которые могут сработать

Если рассматривать концепты в качестве дидактической единицы, в интегративном курсе естествознания следует выделить и зафиксировать метаконцепты: идею единства, идею взаимозависимости, идею гармонизации отношений человека и природы.

Естествознание в школе

Возьмем в качестве примера такой объект, как биосфера. Через идею единства человека и природы он рассматривается следующим образом: объект – компонент природы, со всеми взаимосвязями, приводящими к системной целостности; явление – отражение взаимосвязей между компонентами природы; закон – объективная основа функционирования природных систем, в том числе человека. Через призму идеи взаимозависимости человека и природы объект выглядит как фактор жизнеобеспечения человека с учетом антропогенной деятельности, явление – как проявление объективных законов природы, закон – как способность человека познавать природу и ее принципы. Исходя из идеи гармонизации отношений природы и человека, объектом станет источник знаний для рационального природопользования, явление – фактором, который необходимо учитывать при организации рациональной жизнедеятельности человека, закон – главнейшим условием организации научно обоснованного природопользования. С учетом всех трех парадигм цель урока формируется следующим образом: осознать, что живое и косное вещество составляют единое целое, развиваясь и функционируя в соответствии с общими экологическими закономерностями; понять условия поддержания стабильности, устойчивости биосферы; освоить умение обобщать знания о процессах в биосфере, на их основе делать выводы о принципах сохранения ее стабильности.

Модели уроков естествознания

По словам спикеров, учебник, авторами которого они являются, содержит в себе параграфы разных типов. По ним предусмотрены уроки в формате лекции, семинара, практикума, конференции, обобщения. Модель урока задана в самом тексте учебника. В процессе экспериментов эксперты выработали еще несколько типов занятий: урок-проект, исследование, урок освоения образовательной технологии, логико-смыслового моделирования, урок в историко-научном контексте, урок концептного анализа.

Лекционный урок не предусматривает зачитывания учителем и заучивания школьниками материала. Дети вместе с педагогом составляют схему на основе причинно-следственных связей по теме урока, и таким образом знания усваиваются лучше и быстрее. Логико-смысловое моделирование включает в себя выявление всех взаимосвязей, относящихся к теме занятия, включая целевые, а не только причинно-следственные.

Урок в историко-научном контексте предполагает использование «ленты времени»: материал структурируется по блокам «история людей», «история идей», «история культуры», «история общества» и рассматривается в хронологическом порядке. Так рождается возможность для интеграции естественно-научных, гуманитарных и социокультурных концептов.

Урок проектно-исследовательской деятельности не строится вокруг проекта или исследования как самоцели или «вещи в себе». Следует помнить, что краеугольным его камнем являются усилия педагога, направленные на методологию научного познания.

Естествознание в школе

Выставка одного экспоната

Концепты как дидактические единицы мотивируют педагогов-исследователей на поиск новых смысловых единиц, поскольку могут быть вербализованы не только в словах, но и в вещах. Именно вещь является «сгустком смысла», может стать отправной точкой для поиска и интеграции знаний из разных областей. В качестве иллюстрации Ирина Алексашина и Юрий Киселев привели конкретный пример:

Мы с ребятами реализовали проект – «выставку одного экспоната», где ключевым персонажем стал микроскоп. Сам объект выбрали дети, итоговая экспозиция также стала результатом проектной деятельности школьников. Концепт помогает исследовать все объекты и признаки, окружающие центральный объект исследования (в нашем случае – микрокосм, то, что нам помог разглядеть микроскоп). Серия «выставок одного экспоната» помогает осознать важность естественно-научных знаний в жизни каждого ребенка и взрослого. Двигаясь вдоль экспозиции по собственной траектории, школьник осмысляет объекты, ассоциирует их с другими предметами и явлениями. Итоговым результатом становится некий творческий продукт: ученик фиксирует свои умозаключения.

«Инаковость» оценивания

По итогам изменения урочных форматов вполне логично модифицировать и систему оценки результатов, убеждены эксперты. Она включает в себя монопредметные результаты (выполнение заданий на понимание), монопредметные и интеграционные результаты (задания на применение знаний в проблемной ситуации). Учебно-познавательные задачи монопредметных курсов (физики, химии, биологии) ориентированы на глубину усвоения понятий. Что касается интегрированных курсов на примере естествознания, то они направлены на то, что в системе PISA называется компетентностноориентированными задачами. Вопросы в последних более обобщены и связаны с целостным пониманием предмета.

Чтобы детально вникнуть в суть вопроса, Ирина Алексашина и Юрий Киселев предлагают ознакомиться с литературой, список которой они представили в ходе своего выступления (53–54-я мин видеозаписи), а также посетить курсы повышения квалификации. В заключение эксперты призвали коллег не бояться рисковать и «играть свою музыку», напомнив известное высказывание Гете: «Тот, кто боится идеи, теряет под конец и понятие».


Источник