ЕГЭ-2022: изменения в экзаменах по обществознанию и истории
В предыдущей статье мы начали знакомить вас с новшествами в заданиях единого государственного экзамена этого учебного года. В нынешнем материале обратим внимание на общественные науки. Продолжаем разговор со специалистами образовательного центра Maximum Education. Они помогут детально разобраться в изменениях и дополнениях заданий по обществознанию и истории в 2022 году.
Обществознание
Изменения в заданиях
Из части 1 исключены форматные задания 1, 2 и 20 по нумерации 2021 года, из части 2 задания 22, 25 и 26 также исключены.
Теперь определение и примеры вынесены как задания на работу с текстом (и критерии этих заданий усложнены), и самое неожиданное изменение – это задание 29 (мини-сочинение), которое многие выпускники отрабатывают годами, исключено!
При этом появились как новые задания, так усложнились и старые. Задание 10 из варианта 2021 г. преобразовано в задание с развёрнутым ответом (задание 21 по нумерации 2022 г.). Интересно, что теперь в этом задании речь идет не только о графике изменения спроса и предложения, но и равновесной цене. В целом, то, что это задание представлено в новом формате – хорошо, позволяет больше анализировать ученикам.
В часть 2 включено новое задание с развёрнутым ответом по Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (задание 23 по нумерации 2022 г.).
Задание на составление плана развёрнутого ответа по предложенной теме (задание 28 в КИМ ЕГЭ 2021 г.) включено в составное задание (задания 24 и 25 по нумерации 2022 г.), соединившее в себе составление плана и новое задание на рассуждение с привлечением актуальных реалий (задание 25).
Общее время выполнения работы сокращено с 235 до 180 минут.
Изменение критериев
Максимальный балл за выполнение задания-задачи 22 (по нумерации 2022 г., бывш. 27) увеличен с 3 до 4 баллов.
Максимальный балл изменён с 64 до 57 баллов.
Основные выводы
Изменения очень интересные. С одной стороны, экзамен стал в чем-то проще, пропали дублирующие друг друга задания, появились новые, над которыми необходимо поразмыслить. В целом, теперь экзамен стал больше не про «выучил-написал», а требует от ребят множества размышлений, умения аргументировать – это очень важно в предметах социально-гуманитарного цикла. Кроме того, такие задания позволяют отделять учащихся, которые целенаправленно готовятся к ЕГЭ, а кто просто сдает «на удачу».
С другой стороны, пропало сочинение, что давало ученикам возможность творчески подойти к вопросу, за счет этого уменьшилось время экзамена почти на час, но заданий по-прежнему довольно много и потенциально могут быть проблемы с тем, чтобы банально успеть все написать за отведенное время.
История
Изменения в заданиях
В ЕГЭ по истории отныне нет исторического сочинения. Это, наверное, стало самым неожиданным решением, так как в перспективной модели от сочинения никто не отказывался.
Задание на аргументацию стало гибридным: теперь оно содержит элементы всеобщей истории.
Задания-таблицы с элементами всеобщей истории больше нет, вместо него – таблица с регионами и зарубежными территориями, непосредственно связанными с историей России.
Блок работы с иллюстративным материалом (культура) переехал во вторую часть, задание, посвященное Великой Отечественной войне, модифицировано и также переехало во вторую часть: теперь это содержательный анализ текстовых источников вместо задания-задачи, во второй части экзамена появилось задание на установление причинно-следственных связей (отсылка к бывшему критерию К3 из исторического сочинения).
Все задания на множественный выбор из первой части отныне не содержат указание на необходимое количество верных ответов.
Задание на работу с историческими терминами и понятиями отныне находится во второй части экзамена и представляет собой задание с развёрнутым ответом.
Основные выводы
Изменения в истории колоссальные и очень неожиданные. Из экзамена были исключены задания, которые проверяют одни и те же навыки и умения выпускников, при этом вроде бы общая логика экзамена сохранена: проверяются ключевые единицы знаний из блоков Отечественной и всеобщей истории, русской культуры, навыки работы с исторической картой, иллюстративным материалом, текстовыми источниками, аргументацией, однако форматы этих заданий почти все новые.
В целом можно сказать, что реальную сложность представляют собой задание 19, которое соединило в себе два слабых места всех выпускников – аргументацию и элементы всеобщей истории, и задание 4, т. к. знания географии часто подводят учеников.