Конкурсы для педагогов — это не сложно: развенчиваем стереотипы

Профессиональные конкурсы дают учителям возможность самореализоваться, улучшить портфолио, повысить престиж своей школы и даже выиграть денежный приз. Но участвуют в них немногие: кого-то останавливают неуверенность в собственных силах и рабочая нагрузка, а кого-то — стереотип, что конкурс выльется в бесконечную головную боль без всякой надежды на победу. Однако распространенные страхи педагогов в отношении конкурсов сильно преувеличены… 

Электронная регистрация

Прошло то время, когда для участия в конкурсе учителя собирали «пакет документов» и передавали их из рук в руки организаторам: теперь заявки принимаются в электронном виде. При этом многие педагоги до сих пор с компьютером «на вы». Если прибавить к этому неудобный интерфейс и навигацию сайта, получается, что сама регистрация на конкурс — уже испытание.

Потенциальных участников отпугивает:

  • долгий процесс регистрации на сайте;
  • множество требований к предоставляемым документам;
  • необходимость их сканировать;
  • ошибки при заполнении электронных форм;
  • технические сбои.

Что говорят эксперты?

Проректор тульской Высшей технической школы Юлия Манаенкова:

«Раньше отсутствие четкой методической поддержки на платформе действительно приводило к тому, что участник оставался один на один с необходимостью что-то куда-то как-то внести, но на сегодняшний день ситуация меняется».

С развитием электронного документооборота разработчики платформ и организаторы конкурсов прислушались к потребностям участников. Сайты стали понятнее и легче в использовании:

  • появились разделы FAQ, где подробно разбираются способы решения всех возможных проблем;
  • добавились горячие линии, где можно проконсультироваться со специалистом платформы;
  • упростился сам процесс регистрации: она осуществляется всего в несколько кликов и требует минимальных данных.

Финалистка конкурса «Учитель года», преподаватель географии из Тулы Лариса Пацукова советует перенимать опыт участников со стажем. Практически у каждого профессионала образования в окружении найдется коллега, который уже проходил через конкурсный отбор и знает, как все устроено.

Бумажная волокита

Когда участник справился с регистрацией на платформе, начинается сбор документов. Обычно на конкурс требуются:

  • характеристика педагога со сведениями о стаже, квалификации, информацией о школе;
  • информационно-аналитическая справка о достижениях;
  • согласие на обработку персональных данных;
  • сами конкурсные материалы, по которым оцениваются профессиональные компетенции.

Бывает, что перечень документов увеличивается из-за нормативных требований. Даже подумать об этой стопке бумаг страшновато.

Что говорят эксперты?

На самом деле большая часть документации — общая для разных конкурсов и повторяется из года в год. Имеет смысл сохранять шаблоны, которые проще будет вынуть из архива и подкорректировать под нужный формат, чем писать заново.

Иногда педагоги сами собирают лишние бумаги, потому что стремятся предоставить жюри наиболее полную информацию о себе. Но в Положении о конкурсе содержится полный перечень критериев оценки, на которые опирается комиссия. Если изучить их внимательнее, становится ясно, какие документы действительно нужны, а какие только привносят мороки.

Лариса Пацукова:

«Не нужно наполнять конкурсные работы лишним материалом. Так можно наоборот потерять баллы. Кроме того, если в условиях есть тематические разделы или модули, то весь материал лучше разбить по этим направлениям и тщательно проверить. К концу сортировки останется только самое нужное и ценное».

Отсутствие помощи и времени на подготовку

Несмотря на то, что директорам школ выгодно выдвигать педагогов на соревнования, мало кто из них снижает рабочую нагрузку на время подготовки. Искать полезные материалы к конкурсу и «лишние» часы для их освоения учителям приходится самим. И чаще всего они обнаруживаются лишь ночами и по выходным. Усталость ведет прямиком к профессиональному выгоранию, а сам конкурс превращается в повинность.

Что говорят эксперты?

Лариса Пацукова советует поговорить об этом с директором или заместителем, курирующим конкурсное движение, поставить вопрос на педагогическом совете. Получить поддержку коллег вполне реально: кто-нибудь обязательно поделится наработками, даст наводку на качественный контент или поможет с заполнением отчетности.

Педагоги — это целое сообщество. Помимо групп в социальных сетях, проходят очные встречи региональных клубов конкурса «Учитель года». Участники разных лет, организаторы и члены жюри с радостью делятся многолетним опытом. Почерпнуть полезную информацию о профессиональных методах и организации работы можно на интерактивных мастер-классах фестиваля Geek teachers.

Кроме того, не стоит пренебрегать техническими новинками. Многие из них позволяют подготовить качественное творческое задание чуть ли не «на коленке». Очень спасают приложения в смартфоне:

  • в CapCut легко нарезать видео, добавить в него текст и эффекты;
  • Canva дает возможность сделать яркую презентацию с помощью уже имеющихся шаблонов;
  • SpeechPad преобразует голос в текст, поэтому свое выступление можно надиктовать по дороге на работу.

Работа насмарку и бесполезный диплом

Несмотря на колоссальную подготовку и бессонные ночи, победителями станут не все. Учителям, не занявшим призовых мест, может показаться, что работа проделана зря. Да и дипломы победителей не продвинут по карьерной лестнице, не принесут существенной прибавки к зарплате. Тогда зачем копить бесполезные знаки отличия?

Что говорят эксперты?

«Ни один мой конкурс не прошел зря!» — уверяет Лариса Пацукова.

Сама по себе подготовка к конкурсу — это уже награда. Она позволяет:

  • не стоять на месте, приобрести ценный опыт, расти в профессии;
  • расширить круг знакомств;
  • получить авторские права на инновационные методики и тиражировать их;
  • попробовать себя в качестве спикера на мастер-классах, выставках или практикумах;
  • предложить свою программу образовательным порталам Учи.ру или Фоксфорд;
  • написать научный труд или статью в Педсовет.

Зачастую конкурсы приносят дополнительные баллы во время аттестации, то есть помогают повысить квалификацию. Но главное, что победа — это радость не только для учителя, но и для его коллег, родных и учеников.

Лариса Пацукова:

«Как же ребята потом гордятся своим победителем! Они стараются стать лучше, хотят быть достойными своего учителя. Именно ради этого, в первую очередь, и стоит участвовать в конкурсах».

Лариса и Юлия были членами жюри регионального конкурса «Призвание — учить!», организованного благотворительным фондом «Эмпатия» Михаила Шелкова совместно с Министерством образования Тульской области. Они помогли выбрать лучших педагогов региона в 11 номинациях, которые разделили призовой фонд в 7 миллионов рублей.


Источник