Дорогою добра и милосердия
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию (11+)
Лариса Александровна Арапова, руководитель драматического кружка «Шанс», учитель иностранного языка МОУ СОШ п. Поливаново, Ульяновская область
Цели:
— формирование ценностного отношения к нравственной категории – добро;
— формирование этических норм поведения в обществе, развитие эмоционально-ценностной среды детей.
Задачи:
— развивать умение работать в разновозрастных группах, навык сотрудничества, коммуникативные навыки;
— способствовать развитию представлений у детей о добре и зле, о значении добра для гармонии и счастья;
— способствовать формированию у обучающихся доброты и милосердия, чуткости, сострадания, доброжелательности, уважительного отношения к людям, ответственности за совершаемые поступки, умения прийти на помощь нуждающимся в ней;
— расширять знания об их роли в жизни каждого человека;
— закрепить общепринятые правила поведения.
Планируемые результаты:
Личностное развитие – формирование ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, самоуважения и взаимоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию.
Социальное развитие – формирование нравственных качеств, правильного представления о толерантном поведении; освоение основных социальных ролей, норм и правил; развитие стремления быть терпимым в обществе людей.
Познавательное развитие – развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, памяти и внимания, рефлексии.
Коммуникативное развитие – воспитывать чувство уважения друг к другу, внимательность, готовность прийти на помощь к тем, кто в ней нуждается; умение слушать, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Основные понятия: милосердие, добро, благотворительность, сострадание, терпимость, достоинство, долг, любовь, дружба, вежливые слова.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, корзина, магниты, металлические опилки, тарелка, презентация «Живительные воды милосердия», аудиозапись песен.
Плакаты:
* Добрые слова сказать несложно, но их эхо долго живет в человеческих сердцах.
* Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, – вот что я называю наслаждаться жизнью. (Марк Аврелий)
* Забывайте обиды. Но никогда не забывайте доброту. (Конфуций)
* Доброта, даже самая маленькая, никогда не пропадает даром. (Эзоп)
* Не надо ожидать награды за труды, но всякое доброе дело в конце концов обязательно принесёт плоды. (Махатма Ганди)
* Каждому нужно оказывать добра столько, сколько, во-первых, сам можешь сделать, а затем еще, сколько может принять его тот, кого любишь и кому помогаешь. (Цицерон)
* Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером. (Сенека)
* Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. (Аристотель)
* Доброе – это прекрасное в действии. (Жан Жак Руссо)
Технологическое сопровождение мероприятия:
— информационные технологии, ИКТ;
— личностно-ориентированные технологии;
— технология воспитания духовной культуры;
— технология педагогического сотрудничества.
Ход мероприятия:
Ведущий 1: Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться «Доброе утро»!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
— Добрый день, дорогие дети и взрослые.
Ведущий 2: Здравствуйте! Сегодня у нас необыкновенный праздник доброты и милосердия. Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она избавляет нас от одиночества, неприятных обид. Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям.
Открою маленький секрет, если доброта, вежливость и честность живут на свете, то радуются взрослые и дети! А сейчас вас приветствуют танцевальный коллектив «Гномики» дошкольной группы «Берёзка»! Они приготовили для вас танец.
Исполняется танец «Что такое доброта»
Ведущий 1: Милосердие… Вслушайтесь в звучание этого удивительного слова! Что оно подразумевает? Как вы его понимаете? (Ответы детей)
Милосердие – это милость сердца.
Милость – идущая от сердца всегда бескорыстна.
Милосердие – это готовность делать добро,
Милосердие – это сочувствие, сострадание.
Милосердие – это готовность прийти на помощь тем, кому трудно, кто попал в беду.
Ведущий 2: Для того чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее и радостнее. В народе говорят «Слово лечит, слово и ранит». А какие волшебные слова вы знаете? (Ответы детей) Молодцы!
А сейчас мы поиграем и узнаем, знаете ли вы и другие волшебные слова.
Игра «Волшебные слова»
Мальчик вежливый и развитый, говорит при встрече … (Здравствуйте!)
За день мы устали очень, скажем всем … (Спокойной ночи!)
Зеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день!)
Когда нас бранят за шалости, мы говорим … (Извините, пожалуйста!)
Друга встретил ты в обед и сказал ему … (Привет!)
Если же вечером встреча, скажем ему … (Добрый вечер!)
Если девочка больна, хрипло кашляет она
И раз пять чихает снова, скажем ей мы … (Будь здорова!)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо!)
И во Франции, и в Дании на прощание говорят … (До свидания!)
Ведущий 1: Первые слова, которыми мы начинаем день, – это «Здравствуйте», «Доброе утро». Произнося их, мы желаем своим близким здоровья, хорошего настроения.
– Здравствуйте, – ты скажешь человеку.
– Здравствуй, – улыбнётся в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
«Добрый день», – тебе сказали.
«Добрый день», – ответил ты.
Вас две ниточки связали:
Доброты и теплоты.
Какие всё-таки красивые слова – «Здравствуйте», «Доброе утро», «Доброй ночи». Когда услышишь добрые слова, да ещё и сказанные от души, с улыбкой на лице, то сразу становится теплее. Надо больше говорить друг другу добрых слов и дарить улыбку.
Ведущий 2: А сейчас мы с вами поиграем.
Игра-тренинг «Волшебный цветок Добра»
Игра заключается в том, чтобы все плохие слова заменить на хорошие.
Грубый – ласковый,
злой – добрый,
жадный – щедрый,
грустный – веселый,
вражда – дружба,
горе – радость,
ненависть – любовь,
обман – правда,
унижение – похвала,
жестокость – нежность.
(Дети составляют ромашку с хорошими словами)
— Молодцы, ребята! Посмотрите, какой у нас прекрасный и волшебный цветок получился!
Ведущий 1: Я уверена, что вы все любите сказки. В сказках всегда добро побеждает зло. Мы будем описывать героев сказок, которые делали добрые дела, а вы угадайте, кто это.
Викторина «По дорогам сказок»
Ведущие по очереди задают вопросы, одновременно демонстрируются книги.
- «Я очень люблю свою бабушку, которая живёт за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки». (Красная Шапочка)
- «Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось сразиться с Людоедом». (Кот в сапогах)
- «Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка»». (Настенька)
- «Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку». (Дюймовочка)
- Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
- А этот герой лечил зверей и птиц, он спасал больных зверей Африки. (Айболит)
- Девочка, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена. (Герда)
- Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из «Цветика-семицветика»)
- Несмотря на строгость мачехи и сводных сестёр она всегда оставалась доброй и послушной. (Золушка)
- Эта собачка была неразлучна с девочкой, которая помогла трём друзьям (Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву) обрести то, чего им не хватало в жизни. (Тотошка)
Библиотекарь: Я подготовила для вас рекомендательный список литературы «Через книгу – к добру и свету». Это добрые и нежные, глубокие и важные, тёплые и позитивные книги, за которыми руки тянутся сами, когда мы чувствуем себя плохо или, наоборот, хорошо. Книги, которые хочется читать и перечитывать, которые помогают быть добрыми, милосердными, справедливыми и счастливыми.
(Каждому ученику библиотекарь вручает рекомендательный список литературы «Через книгу – к добру и свету»)
Ведущий 2: Молодцы, ребята! А сейчас послушайте стихотворение.
Стихотворение «Доброта»
Шла по свету девушка простая
С именем редчайшим – Доброта.
Лед Бездушья с ней при встрече таял,
И остепенялась Суета.
Злоба выходила на дорогу,
И с Разбоем шла на Доброту,
Встретив, вырождалась понемногу,
Доброте вредить невмоготу!
Ложь порой так искренне краснела
При нежданной встрече с Добротой,
Лесть же подлизаться не сумела,
И ушла, прикрывшись Темнотой.
Долго в одиночестве шагала
Доброта по честному пути,
Но однажды Дружбу повстречала,
С нею веселей вдвойне идти.
Дружба позвала с собою Радость,
С Радостью примчалась Красота,
Все же победит любую Гадость
В жизни непременно Доброта!
(Оксана Варникова)
Ведущий 1: Дарите людям искренне добро,
Дарите ежедневно, ежечасно!
Пусть добрых дел сияет серебро,
Пусть добротой заполнится пространство.
Творите это чудо из чудес
От всей души – легко и бескорыстно!
Пусть вырастает рукотворный лес
Добрейших слов и благородных мыслей.
Добро, как чистый воздух на земле,
Не может быть излишним и напрасным…
Дарите, станет мир вокруг светлей
От радости подаренного счастья.
Ведущий 2: О том, что добро необходимо человеку, знали и наши далёкие предки. Их мудрость отражена в народных пословицах и поговорках. Назовите известные вам поговорки и пословицы о доброте.
(Обучающиеся перечисляют заранее подготовленные пословицы и поговорки)
Поговорки и пословицы о доброте
Учись доброму – плохое на ум не пойдёт.
Про доброе дело говори смело.
Жизнь дана на добрые дела.
Худо жить без доброго слова.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Добрые слова дороже богатства.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Доброе намерение уже само по себе что-нибудь да стоит.
Добро – изнанка зла.
Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.
От добра добра не ищут.
Ведущий 2: Ребята, а как вы думаете, чему учат нас пословицы и поговорки? (Ответы детей)
Ведущий 1: Пословицы и поговорки учат нас совершать добрые поступки, хвалить за хорошее и не замечать недостатки людей.
* Шутить по-доброму.
* Быть чистосердечным в отношении с собеседником.
* Не спешить обвинять в чем-то, пока не разберешься в причинах, быть благодарным.
* Если друг попал в беду, помочь ему.
* Решать споры словами, а не кулаками.
* Быть добрым человеком.
Ведущий 2: Послушайте притчу «Добро и зло».
Притча «Добро и зло»
Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара положило в чашку соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказала Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Возьмите деньги, купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло.
Ведущий 1: Ребята, а какими качествами должен обладать человек, без которых он не может называться человеком? Прежде чем вы ответите на вопрос, я хочу вас познакомить с еще одной притчей «Дары Божии».
Притча «Дары Божии»
Рассказывают, что в самом начале времён, когда только-только были созданы все твари земные, вышел к ним ангел с корзинкой, а в ней – чего только нет: самые разные качества, на любой вкус. Ну и стали все твари разбирать эти качества. Лиса взяла хитрость, мышь – запасливость, муравей – трудолюбие и т. д. А последнему, как это обычно бывает, ничего не досталось. Знаете, кто был последним? Правильно, человек. Тогда ангел отдал человеку опустевшую корзинку, сказав: «Наполни её тем, чем сам сочтешь нужным!»
Ведущий 1: Давайте и мы наполним нашу корзину качествами, которые вы взяли бы себе. (Дети пишут на листочках качества и складывают в корзину)
Заглянем в свою корзинку: что там у нас хранится? (Доброта, вера, милосердие, сострадание, любовь, дружба, терпимость, долг…)
Правильно, ребята, именно эти качества присущи настоящему человеку. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро и быть терпимым.
Ведущий 2: В жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда доброта живет в сердце каждого человека.
Мир держится на добрых людях.
Не на агрессии и зле.
И если доброты не будет,
То ничего не будет на земле.
Мир держится на сострадании,
А не на важности пустой.
Вот кто-то свет потёмкам дарит,
Чтоб озарить жизнь красотой.
Мир держится на милосердии,
А не на выгоде и лжи.
Никто из нас не минет смерти,
А потому добро творить спеши.
Так пусть в нас совесть не убудет
И правда не сорвётся вниз…
Мир держится на мудрых людях,
Как держится при солнце жизнь.
(Андрей Дементьев)
Ведущий 1: Добрые чувства воспитываются в людях с детства. Они рождаются в труде, заботах о людях и животных, восхищении красотой окружающего мира. Если ребёнок мучает в детстве животных, можно утверждать, что позже он не будет добр с людьми.
Стихотворение «Щенок» (читает учащийся)
Брошенный, он шёл туда, где люди.
И уселся возле гаража,
Мелкою прерывистою дрожью
На морозе утреннем дрожа.
Мокрый иней склеивал ресницы,
Взгляд с тоской участия просил,
Только каждый мимо проходящий
Часть надежд собачьих уносил.
Почему никто не замечает,
Что давно не ел он ничего?
И сейчас, за ломтик хлеба
Он отдал полжизни,
Жизнь – за руку, давшую его!
Вдруг вскочил…
И счастьем, и морозом
Задохнулся, взвихривая с ног.
То ему, ему призывно кто-то свистнул,
Незнакомый добрый человек!
Господина будущего чуя,
Пёс бежит по снегу прямиком
И… летит, отброшенный тяжёлым,
Кованым кирзовым сапогом.
Взвыл щенок от нестерпимой боли,
(Футболист, как видно, был мастак…)
Ты привыкни, маленький калека,
Первое знакомство с человеком
Часто совершается и так…
В разговоре этот самый парень
Как-то о знакомом он сказал:
«Разве человек он?
Пёс, собака! Я б его иначе не назвал…»
(Фёдор Абрамов)
Ведущий 2: Попробуйте ответить, какое отношение к теме нашего мероприятия имеет это стихотворение? Откуда на улице появились эти животные? Кто же в этом виноват?
(Обсуждение содержание стихотворения. Ответы обучающихся.)
Добрый, милосердный человек не может жестоко обращаться с животными.
Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения.
Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершённых поступках.
Ведущий 1: Помните:
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды.
Добрые сердца – сады.
За добро добром платят!
— А сейчас мы вам предлагаем посмотреть сказку в исполнении участников драматического кружка «Шанс» «Дорогою добра» (см. Приложение).
Ведущий 2: Представьте: вас назначили правителем одной страны. Какие законы милосердия вы бы составили, и какую памятку вы бы разработали для своих соотечественников? (Ответы) А мы тоже подумали и составили памятку «Жизненных правил».
Памятка «Жизненных правил» (читаем по очереди)
-
- Утро начинай с улыбки себе и всем членам твоей семьи.
- Будь: вежливым, не забывай говорить «спасибо», «пожалуйста», «извините», «здравствуйте», «до свидания»; добрым к людям; терпимым к другим людям; щедрым.
- Не стесняйтесь проявлять своё сочувствие, сопереживание окружающим.
- Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным, маленьким, по мере своих возможностей.
- Защищай слабого.
- Сделал добро и радуйся, не жди ничего взамен.
- Не завидуй.
- Научитесь прощать людям их слабости и прощать обиды.
- Уважай чужой труд.
- Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
- Уважай ветеранов и людей пожилого возраста, родителей.
- Не причиняй зла живым существам.
Ведущий 1: Попробуйте жить по этим законам и правилам – и вы увидите, какими тёплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство будет согревать твоё сердце. Старайся ради себя самого не причинять вреда другому человеку.
Ведущий 2: Если каждую неделю совершать несколько добрых дел, причём непременно разнообразных, это способствует нашему ощущению счастья, а иногда и просто лечит! Мы становимся благосклоннее к другим, чувствуем себя лучше по сравнению с окружающими, чувствуем себя щедрыми и способными помочь.
Рефлексия
Ведущий 1: Ребята, я приглашаю вас встать в круг. Давайте протянем руки перед собой ладонями вверх. Представьте себе, что у каждого из нас на ладонях есть маленькое солнышко. Это солнышко – милосердие, доброта. Оно очень нужно и вам самим, и близким вам людям, и вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает. Ведь любовь и помощь согревает нас как солнце. Давайте сделаем круг как можно меньше, встанем теснее и соединим кончики пальцев. Представьте себе, что наши маленькие солнышки соединились в одно. И пусть это солнышко согревает вас и напоминает о добре, милосердии.
Исполняется песня «Дорогою добра» (сл. Энтина Ю., муз. Минкова М.)
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за Солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба ведёт
Себя не как сестра.
А если с другом худо –
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь –
Не детская игра!
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Аппликация «Волшебная клумба»
Ведущий 1: А теперь давайте все вместе создадим волшебную клумбу. Для начала нам нужно посадить травку, на которой будет расти волшебный цветок. Её я предлагаю вам сделать из ладошек зелёного цвета, ведь зелёный цвет – это цвет природы, цвет самой жизни. Наши ладошки будут тянуться вверх, и поддерживать наши цветы. А знаете, почему наши цветы будут волшебными? Волшебные они потому, что цвет его лепестков означает различные качества людей. А качества бывают разные: хорошие, добрые и не очень… Вот и выберите. От того, какой цвет вы выберете, будет зависеть, каким будет ваш цветок.
(Детям предлагаются разноцветные лепестки: яркие цвета – положительные качества людей (следует назвать), тёмные цвета – отрицательные качества (следует назвать). Положительные: дружба, любовь, доброта, отзывчивость, честность, вежливость… Отрицательные: грубость, неуважение, ложь, злость, лень, гнев…)
Ведущий 2: Наше мероприятие подошло к концу. А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: где же находится царство милосердия и добра, и необходимо ли оно в наше время?
Ответы детей:
— В наше время милосердие нужно обязательно.
— Царство милосердия и добра находится в сердце каждого человека.
— Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым.
— Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется, прежде всего, отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, к «братьям нашим меньшим», к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье.
Ведущий 1: И нам, конечно, хотелось бы, чтобы в ваших сердцах тоже царили только доброта, любовь и милосердие. Мы вам советуем вечером, перед тем, как уснуть, подумать, как вы провели минувший день, какие поступки вы совершили – добрые или злые?
Литература:
- Шполянский М., Максимов Ю.В., Фомин А.В. Азы православия для детей. – М.: «Новая мысль», 2015.
- Казыханов В. Уроки нравственности. – «Творчество», 2007.
- Каспина В.А. Чтобы вырос хороший человек. – М., 2007.
- Чепуров А. Давайте поклоняться доброте. – М., 2013.
Интернет-ресурсы:
- http://www.nns.ru
- http://lib.ru
- http://slovary.yandex.ru
- http://kolibry.cyberpalm.com
- http://www.edu.ru
- http://www.pedsovet.alledu.ru
- https://yandex.ru/images
- http://www.maam.ru/detskijsad/-poseli-dobro-v-svo-m-serdce-koncertnaja-programa-dlja-pozhilyh-lyudei-posvjaschenaja-nedele-dobra.html
- https://infourok.ru/scenariy_vneklassnogo_meropriyatiya_miloserdie-575741.htm
- http://bigslide.ru/obschestvoznaniya/15477-dobro-i-miloserdie-sergiya-radonezhskogo.html
Приложение
Сказка «Дорогою добра»
Действующие лица: Андрюша, Аннушка, Кикимора, Леший, Волшебница Марья, Птенчик, Родничок.
СЦЕНА 1
Звучит песня. Выходят Андрюша и Аннушка.
Аннушка: Как хорошо у нас! Светлая речка, зелёный лес! Тихо, мирно. Живи да радуйся! Наш посёлок Поливаново хоть и небольшой, но такой родной, люди в нём добрые.
Андрюша: Ох, Аннушка, слышал я, что появились в нашем лесу Леший да Кикимора, как бы беды не было!
Аннушка: Ах, Андрюша, страшно мне. Боюсь я Лешего и Кикиморы!
Андрюша: Не бойся, Аннушка, не дам тебя в обиду, да и посёлок наш тоже.
Уходят.
СЦЕНА 2
Леший (завывая): У-у-у! Ого-го-го! Угу-гу-гу!
Песня Лешего (поёт)
На пакости я мастер тонкий.
Я смелый, умный, очень ловкий.
Всех детишек распугаю,
Людям сено разметаю.
Леший, Леший, Лешачок,
Гадость сделал – и молчок.
Людям делать только зло –
Вот призвание моё.
Леший: Ага! Страшно? (Обращается к зрителям) Испугались?! Ох, уж это племя людское, ненавистное! На корню бы всех извел, в поганки бы обратил! Да силёнок маловато: стареть стал. И не соображу, какую бы ещё пакость людям сотворить. Да! А не позвать ли мне на помощь куму Кикимору? Чёртова баба! Умна, хитра… Вмиг новую подлость придумает! Эге-гей! Нечисть лесная, вороны чёрные, сычи болотные, гады ползучие! Летите, ползите, зовите ко мне Кикимору!
Зовёт, зазывая. Появляется Кикимора.
Кикимора: Здравствуй, Лешачок ты мой страшненький, лохматенький, непричёсанный, небритый да немытый! Зачем звал, горло драл?
Леший: Да вот погляди, кума, как я тут повеселился: речку замутил, стога разметал, детей испугал. Что бы ещё сделать злое, не подскажешь, Кикиморушка?
Кикимора: Тебе бы только кого пугать да с поганок шапки сбивать! Мелко мыслишь! Тут умом надо брать, хитростью… А дельце подленькое на примете имею.
Леший: Ах, Кикимурушка! Что за дельце-то?
Кикимора: Так тебе всё и скажи!.. Хочу замуж выйти. Да муж-то чтоб был и красив, и умён, и работящ, и силён.
Леший приосанивается.
Леший (глупо улыбаясь): Это я что ли?
Кикимора: Да ты на себя хоть в лужу-то посмотрись, Ален Делон немытый.
Леший (обиженно): На себя посмотри…
Кикимора (быстро перебивая): Что? Да я на конкурсе «Мисс Безобразие» первое место заняла! Да от моей красоты… мухи дохнут! Так что помалкивай!
Леший: Да молчу я, молчу. А кого же ты, Кикиморушка, в мужья приглядела?
Кикимора (млея): Андрюшу. Из посёлка тутошнего.
Леший: Так у него невеста есть, Анюта.
Кикимора: Невеста не стенка, отодвинуть можно!
Леший: Так ведь любит он её!
Кикимора: Разлюбит! Неужто мы с тобой с этим не справимся? Нечисть мы али нет? Обхитрим, зачаруем, заколдуем! И мой верный мухомор всегда со мной! (Гладит гриб)
Песня Кикиморы
Я красотка – хоть куда!
Кто увидит, ахнет: «Да!»
Всех собой заворожу,
И в болота завожу.
Сердце млеет и душа –
До чего я хороша!
И прекрасна, и мила,
Словно тина, зелена!
Хочу мужа я такого,
Красавца парня молодого.
Он меня полюбит,
И Анютку позабудет.
Кикимора: Ну теперь тебе, Анька, не сдобровать. Мой будет Андрюсик. В Анталию с ним махнём, а то и на Канары засветимся.
Леший: Эх, Кикимурушка!
Кикимора: Да не переживай ты так! И тебе какую-нибудь Маню присватаем. (Уходят)
СЦЕНА 3
С другой стороны входит Аннушка.
Аннушка: Тихо да мирно было у нас, а теперь только и разговоров, что про Лешего да Кикимору. Даже детишки на улицу выходить боятся. (Слышно завывание) Вот опять. Хоть бы Андрюша пришёл скорее.
Входит старушка. Это Кикимора.
Кикимора: Ох, доченька, старость не радость, присесть бы мне, отдохнуть.
Аннушка: Садитесь, бабушка, отдохните, я помогу вам.
Кикимора: Водицы бы мне испить, совсем в горле пересохло.
Аннушка: Сейчас, бабушка, принесу вам водицы. (Уходит)
Кикимора: Иди, иди. Скоро ходить-то не сможешь, не будь я Кикиморой болотной. Даром что ли пять ядовитых медалей имею?! (Колдует над грибом)
Гриб мой любимый,
Мухоморчик милый,
На Анютку порчу напусти
И Андрюшку к ней не допусти!
Аннушка (входит): Вот вам, бабушка, водица, чистая, ключевая, испейте, сразу вся хворь пройдёт.
Кикимора: Спасибо тебе, девица, спасибо, красная. (Пока Аня отвернулась, колдует, выливает воду) На вот тебе моточек пряжи, свяжешь жениху своему свитер тёплый, чтоб согревал его от всякого ветра и стужи.
Аннушка: Спасибо, бабушка. (Кикимора, посмеиваясь, уходит) Прямо сейчас и начну вязать свитер для Андрюши. Ой, что-то в сон меня клонит. Хоть бы Андрюша поскорей пришёл.
Андрюша (входит): Здравствуй, Аннушка. Здравствуй, милая!
Аннушка: Андрюша! (Падает)
Андрюша: Что с тобой, Аня? Нездорова ты? Проснись! Какая странная пряжа, на тину болотную похожа. (Замечает забытый мухомор) А вот и мухомор. Кикимора здесь побывала: её мухомор. От чар колдовских заснула ты, Анюта. Ну, нечисть, берегись! Горы сверну, болота осушу, сам погибну, а найду средство, как расколдовать любимую.
Прощай, Аннушка. Я спасу тебя. (Уходит)
СЦЕНА 4
Андрюша: Дни сменяются ночами, а я всё брожу по белу свету. Не знаю, что делать, как расколдовать Аннушку. Но я не сдамся, всё равно что-нибудь придумаю. Вот встретить бы Кикимору болотную, за всё спросил бы с неё. Место какое неприветливое, оно и понятно – старое зловонное болото.
Навстречу Андрюше выходит Кикимора.
Кикимора (ласково): Здравствуй, Андрюшенька! Здравствуй, добрый молодец!
Андрюша: А-а-а, Кикимора! Кому день добрый, а кому и нет. Говори, плесень болотная, зачем мою Аннушку загубила-околдовала?
Кикимора (притворяясь): Я?! Да никогда! Зачем мне? Наговаривают на меня. Бессовестно врут.
Андрюша (зло): А это что? (Крутит перед носом Кикиморы мухомор) С неба упало? Ты мне зубы не заговаривай! Говори, зачем Аню заколдовала, не то душу вытрясу. (Грозит кулаком)
Кикимора: Да что ты, Андрюша, чтобы я да колдовать, да никогда, Леший это, он и воду вам замутил, и стога разметал, и детей заколдовал.
Андрюша: Леший, конечно, тоже злодей, но Аннушку ты заколдовала, это точно. Так спешила, что гриб мухомор свой забыла. А ну говори, а то хуже будет, высушу твоё болото!
Кикимора: Да, да!!! Я заколдовала Аньку твою. А чего она мне поперёк дороги встала? Я ж полюбила тебя. В мужья вот хочу взять, ягодка ты моя волчья.
Андрюша (возмущенно): Да что же ты, Кикимора, такое говоришь?
Кикимора: Да ты не сердись, Андрюшенька. Ты подумай! Я-то Аньки твоей не в пример лучше. Личико у ней белое, волосы прилизаны, ухи махонькие, а хвоста и в помине нет. А на меня взгляни! Морда-то у меня чудного зелёного цвету, причёска от наилучшего болотного парикмахера, «Дыбом шерсть» называется, на концах ушей кисточки. И самое главное – чудный мокрый холодный хвост.
Песня Кикиморы
Я красотка хоть куда,
Кто увидит, ахнет: «Да!»
Всех собой заворожу,
И в болота завожу.
Сердце млеет и душа –
До чего я хороша!
И прекрасна, и мила,
Словно тина, зелена!
Повстречался ты со мной,
Я сказала: «Будешь мой!»
Увезу за сто морей!
Соглашайся же, Андрей!
Андрюша: Стану я свою Аннушку на такое страшилище менять?! Совсем спятила тут среди своих лягушек.
Кикимора: Андрюша, это ещё не всё. Что Анька? Бесприданница, да и у тебя лишнего не водится. А на мне женишься – озолочу. Богатым будешь, как сам царь-государь. Пить-есть на золоте будешь, в золото одеваться. Леса, поля, луга – всё будет твоим. В круизы будем ездить, отдыхать на лучших курортах, купим двухэтажный коттедж на курьих ножках на берегу какого-нибудь чудного болотца. Ну, почувствовал разницу?
Андрюша (задумчиво): Богат, говоришь, буду?.. И леса, и поля, и луга…
Кикимора: Ну, конечно, конечно!
Андрюша (встаёт): И всю жизнь с тобой жить, на тебя любоваться?
Кикимора: Ой, не говори: и не захочешь, а залюбуешься.
Андрюша: Ах ты, Кикимора, чудо-юдо болотное! Променять Аннушку на тебя! Не променяю я любовь свою на твои богатства. Не продаются любовь да верность ни за какие деньги. Так что расколдовывай Аню мою подобру-поздорову!
Кикимора: Что? Меня, Кикимору, замуж брать не хочешь? От моей красоты мухи дохнут, а ты о какой-то уродине мечтаешь?! Не видать тебе Аньки как своих ушей! (Пятится)
Андрюша (хватая её): Да я тебя, пугало болотное, со свету сживу! Говори, как Аннушку расколдовать? (Трясёт Кикимору)
Кикимора (пугаясь): Да полегче ты, полегче. Подумаешь, столько шуму из-за какой-то пигалицы… (Андрей ещё раз трясёт её)
Андрюша: Сейчас созову людей, и начнём осушать все твои болота!
Кикимора: Колечко нужно волшебное.
Андрюша: Давай кольцо!
Кикимора (презрительно): А это уж не ко мне! К доброй волшебнице, к Марье.
Андрюша: И всё?
Кикимора (злорадно): Нет, ещё одно условьице есть! Коли доброе дело сделаешь, не спадут мои чары и не проснётся твоя бесхвостая! (Вырывается, убегает) А тебе, пенёк поливановский, отомщу, ох, отомщу!
Убегает. Андрюша уходит за ней.
СЦЕНА 5
Андрюша: Где же найти волшебницу Марью? Куда ещё пойти? Старики в деревне говорили, что Марья является людям раз в сто лет и помогает только в добрых делах.
Выходит Марья.
Марья: Здравствуй, Андрюша.
Андрюша: Здравствуй. Кто ты? Уж не волшебница ли?
Марья: Угадал. Волшебница Марья я.
Песня
Солнце встаёт над полями,
Над лесами и лугами.
Это – волшебное чудо
Откуда взялось, откуда?
Радуга в небе сияет,
Цветы росою сверкают.
Это – волшебное чудо
Откуда взялось, откуда?
Всё живёт по законам красоты,
Всё живёт по законам доброты,
Дорогу ты сам выбираешь,
Волшебство ты сам совершаешь.
Андрюша: Старики рассказывали, являешься ты людям, чтобы людям помогать. Беда у меня. Кикимора заколдовала невесту мою. Дай колечко волшебное да научи, как с его помощью Аннушку разбудить.
Марья: Знаю, Андрюша и про тебя, и про Аннушку твою, и про то, как любишь ты её. Вот тебе колечко. (Кладёт его на пенёк) Наденешь его на палец Аннушке своей, и пробудится она ото сна.
Андрюша: Уж и не знаю, как благодарить тебя, добрая Марья! Низкий тебе поклон.
Во время диалога из-за куста высовывается Кикимора, подслушивает, подкрадывается к пню, подменивает волшебное колечко на своё, обращается к зрителям: «Подменила! Отомстила! Ух!». Грозит Андрею кулаком.
Марья: Рада я, что помогла тебе. Вижу, хороший ты человек, сердце у тебя любящее, верное, доброе. Прощай же, Андрюша! Будь счастлив! (Уходит)
Андрюша: Прощай, спасибо за помощь.
Уходит. Выбегает Кикимора, радостно отплясывает.
Кикимора (поёт): Я тебя давно поила колдовскою травой!
Никуда не денешься, влюбишься и женишься,
Всё равно ты будешь мой! (Убегает)
СЦЕНА 6
Андрюша: (входит) Спасибо царевне Марье за колечко, добрая она, правду старики говорили, что помогает людям. Но что это? Как будто кто на помощь зовёт?
Птенчик: Помоги мне, Андрюша, я – маленький птенец. Леший с Кикиморой гнездо наше разорили, я на землю упал, помоги мне, Андрюша!
Андрюша: Ах, Кикимора проклятая, всем беды приносит! Ну, погоди же! Помогу тебе, птенчик.
Раздёется голос Кикиморы: «Коли доброе дело сделаешь, не спадут мои чары!»
Что же делать? Если сделаю доброе дело, не спадут чары с Аннушки. Прости меня, птенец малый.
Птенчик: Что ж, я всё понимаю, прощай, Андрюша. Мне остаётся только волка или лису дожидаться.
Андрюша: Нет, не бывать этому! Не могу я на погибель беззащитных птенцов оставить. Прости меня, Аннушка, я придумаю, как спасти тебя. Помогу вам, птенчики, построю ваше гнездо. Не дам Кикиморе и Лешему наш лес разорять.
Берёт птенца и уходит.
Кикимора: Делай доброе дело, Андрюшечка, делай. Анька теперь не расколдуется, а ты мой будешь, светик ясный, ягодка болотная!
Леший: Кикиморушка, а может, ну их, этих Андрея да Анютку, давай закатимся в трактирчик к моему приятелю Романычу Пеньтрухлевянькому! Погуляем на славу, с русалочками попляшем брейк-дансик какой-нибудь.
Кикимора: К Романычу тебе захотелось, брейк-дансика! Русалочек ему подавай! Кто в напарники напросился? Людям вредить ему захотелось! «Кикимурушка, помоги, придумай чего-нибудь!» Всё, проваливай. Сто лет не был нужен, ещё двести не понадобишься!
Леший: Уж и пошутить нельзя. Я весь внимание.
Кикимора: Так-то лучше. Впредь меня слушайся, а то смотри, напущу туману болотного, враз зачахнешь.
Леший: Совершенно я бесхарактерный. Попал под влияние. (Уходят)
СЦЕНА 7
Входит Андрюша.
Андрюша: Ну вот, и одним птенчикам помог, и другим. Не одно гнездо поправил. Должен же кто-то жителям лесным помогать, в обиду не давать. Что же это? Родничок камнями завален… Вот незадача.
Родничок: Помоги мне, Андрюша!
Андрюша: Кто это?
Родничок: Это я, Родничок. Завалили меня Леший и Кикимора тяжёлыми камнями, закидали большими ветками. Погибаю я, Андрюша. Помоги, расчисть меня.
Андрюша: Да, конечно, помогу. Чего же доброе дело-то не сделать?
(Слышится голос Кикиморы: «Коли ещё одно доброе дело сделаешь, никогда не спадут мои чары, никогда не проснётся невеста твоя…») Ах, Кикимора проклятая, опять чуть не забыл! Не могу я помочь тебе, Родничок. Я и так уже доброе дело сделал. И так надежды почти не осталось. Коли ещё одно доброе дело сделаю, не проснётся никогда от колдовских чар невеста моя. Прости меня.
Родничок: Ну, что ж… На нет суда нет…
Андрюша (медленно отходя от Родничка): Как же так?.. Мимо несчастья чужого прошёл я… Погибнет Родничок. А ведь он – начало нашей реки. На её берегу посёлок мой стоит. Погибнет речка – леса, поля, луга засохнут. Люди без воды останутся. Что же делать?
Родничок (тихо): Прощай навсегда, Андрюша.
Андрюша: Постой, Родничок! Не умирай! (Начинает расчищать завал) Помогу я тебе, спасу. Спасу жизнь речки нашей. Не может такого быть, чтобы подлость, равнодушие, злость правили миром. Старики говорили: «Плохо тому, кто добра не делает никому». Живи, Родничок!
Родничок: Спасибо тебе, Андрюша, за доброту твою! Будь же счастлив!
Андрюша: Прощай, Родничок. (Уходит)
Входит Кикимора, тащит за собой Лешего.
Кикимора: Нет, ну ты видел, да? Ничего остановить Андрея не может. Себя не щадит ради других! Не бывает такого! Все себя щадят за счёт других, чем хуже другим, тем тебе лучше! Разве не так?
Леший: Так-то оно так, да только… Может, ну их, людей, пусть сами разбираются, а мы махнем в кафешку… Недавно открылась на мокрой поляночке, русалочки там, говорят…
Кикимора: Ну ты, страшилище болотное, немытое-небритое, Орландо Блумм нечёсаный! Опять к русалачкам намылился? Водицы мутно-болотной, экологически отравленной давно не пробовал?
Леший: Да шучу я, Кикимурушка, ради тебя стараюсь. (Уходят)
СЦЕНА 8
Андрюша: Здравствуй, Аннушка! Вот и вернулся я из долгого своего странствия. О тебе я думал, Аня, о том, что ничто и никто не разлучит нас. И никакие Кикиморы с их богатствами и сокровищами не дадут мне и частицу того светлого, что зовётся любовью и верностью. (Надевает Анне кольцо) Проснись же, Аннушка! Проснись, невеста моя!
Аннушка (просыпается, встаёт): Андрюша, милый! Как же долго спала я!
Кикимора в ужасе замирает
Андрюша: Не спала ты, а заколдована была Лешим и Кикиморой.
Аннушка: И ты сумел расколдовать меня?
Андрюша: Не сумел бы, если бы не волшебница Марья. Колечко волшебное мне дала, надел тебе его на палец – ты и проснулась.
Выскакивает Кикимора
Кикимора: Неправда! У меня кольцо волшебное. Подменила я его! Из-под самого носа украла! Да ещё два добрых дела сделал Андрюшка, которые делать было никак нельзя! И на тебе – проснулась! Безобразие какое! Без всякого волшебства чары мои пропали! Мошенничество, обман!!!
Голос Марьи: Никакого обмана здесь нет. Всё по законам любви и добра. Не могут любящие и добрые сердца в разлуке быть. И никакие чары твои, Кикимора, не в силах помешать такой любви. Прощайте, Аня и Андрюша. Будьте счастливы!
Андрюша: Слышала, Кикимора? Если люди хотят быть счастливы, то никакие Лешие и Кикиморы не могут им помешать.
Аннушка: Кикимора, подумала бы ты сама: разве злых любят? Любят тех, кто добро другим делает. Прощай! (Уходят)
Кикимора (ворчливо): Все счастливы, все улыбаются. У них любовь. А я? Замуж хотела выйти – не взяли. Злые чары напустила – расколдовали!!! Ах, почему я такая разнесчастная?! И чем это они мои чары расколдовали?
Леший: Всего-навсего какими-то любовью да добротой.
Кикимора: Правда, что ли, сила большая в доброте-то в этой? И удача добрым сопутствует, и любовь их стороной не обходит. Нам тоже, что ли, добрыми стать? (Обращается к зрителям) Как вы думаете? Стать?
Зрители отвечают: «Стать!»
Леший: А дружить с нами будут? Да? (Из зала: «Будут!»)
Кикимора: И замуж возьмут? (Зрители: «Возьмут!»)
Леший: Я тебя замуж возьму, Кикимурушка!
Кикимора: Ты?! А впрочем, если тебя помыть-побрить, в лесную сауну, да в модный салон сводить… пожалуй, и в мужья можно взять.
Леший: Кикимурушка моя, краса ненаглядная!
Кикимора: Ой, Лешачок, не могу я замуж за тебя пойти – неграмотная я, читать-писать не умею, дружить не умею, доброй быть не умею. Пойду лучше в болоте утоплюсь.
Леший: Эх, Кикимурушка, сам-то я не лучше, грамоте не научен, доброте не обучен. Только ты не расстраивайся. В тутошней школе для бывших работников болота открылись курсы. Курсы повышения доброты называются. Побежим записываться! Может, ещё успеем!
Кикимора: Ой, тогда скорей побежим!
Леший: Ну, ладно, прощайте! А нам в школу пора.
Песня «Если добрый ты»
Ведущий 1: Счастлив тот, кто другим помогает,
Из любой беды выручает.
Доброте не поздно учиться,
В жизни она всегда пригодится.
Ведущий 2: Любовь и добро – наше спасение.
Советуем вам больше терпения.
Друзей никогда не браните,
Друг другу улыбки дарите!