Куда девать мусор?

Из опыта работы


Гульсем Мунировна ЗУЛЬКАРНЯЕВА, учитель биологии МКОО Староатлашская СОШ, Старокулаткинский район, Ульяновская область


В результате человеческой деятельности огромные монбланы отходов заполнили планету Земля. И в нашей стране тоже стоит такая проблема. Россия ещё не может использовать вторичное сырьё в производстве. Например, тару из-под лекарств, стеклянные ёмкости. Легче бы было производить стекло из вторичного сырья, а мы всё начинаем с нуля.

В европейских государствах у каждого хозяйства имеется ящик для тары, пробок. Всё это идет в производство. А мы захламляем окружающую среду, не бережём. Наверное, от того, что наша страна очень богата ресурсами, не задумываемся о будущем поколении: а достанутся ли им эти ресурсы?

Я затронула эту тему для того, чтобы показать вам, как мои малыши учатся рационально использовать всё необходимое для жизни. Не так много пройдёт времени, всего через 11 лет от действий каждого из них может зависеть судьба человека или общества. На уроках технологии, на классных часах я учу детей «давать вещам вторую жизнь». Делая такие вещи, дети учатся не только использовать вторичное сырьё, но и пополнять семейный бюджет.

Фрагмент урока технологии в 1 классе

Тема: «Изготовление ёлочных игрушек»
Цель: Научить делать ёлочные игрушки (весёлых человечков) из конфетных обёрток.

— Муравей угостил своих друзей шоколадными конфетами. Ребята, что останется после того, как муравьи съедят конфеты? (Фантики)
— А куда их девать?
— И вот мудрая умная Черепаха придумала, как можно изготовить из фантиков полезные и интересные вещи. Например, таких весёлых человечков. Ими можно украсить новогоднюю ёлочку.

  1. Берём четыре фантика.
  2. Складываем пополам.
  3. Получившуюся полоску сгибаем ещё раз так же. Получились ровные полоски.
  4. С помощью степлера соединяем две полоски с одного конца. Получилось туловище.
  5. Делаем руки: складываем два фантика и соединяем их, закручивая концы попарно.
  6. Рисуем и вырезаем голову мальчика или девочки.
  7. Соединяем с помощью степлера или скотча.
  8. Осталось сделать юбочку или брючки.

 

«Секретный» классный час

На 8 Марта мальчики делают подарки девочкам (украшения для волос). Для выполнения оригинальных и простых цветочков для волос понадобятся:
* Небольшие кусочки джинсовой ткани
* Нитки мулине
* Металлические пуговицы
* Заколки или резинки для волос

План работы:

    1. Перевести через кальку шаблон выкройки (рисунок 1), наклеить на картон, вырезать. Или, используя циркуль, линейку, карандаш, по указанным размерам начертить его на картоне. Деталь можно уменьшить.
    2. Сложить ткань вдвойне изнаночной стороной внутрь. Аккуратно обвести шаблон острозаточенным карандашом. Сколоть лепестки булавками, выкроить.
    3. Булавки не откалывать. Обшить срезы обметочным швом нитью в два сложения (рисунок 2, 3). Узелки следует прятать между деталями цветка.

 

— Пришить в центр цветка пуговицу, а готовый цветок – к заколке или резинке.

На уроках, во внеурочное время дети изготавливают кормушки для птиц из пластиковых бутылок и другого бросового материала, мягкие игрушки из ткани от старой одежды, глиняные игрушки, сувениры, аппликации из природного материала.

Тема вторичного использования сырья или предмета развивается и на уроках изобразительного искусства.


Иллюстрация к сказке «Теремок». Работа ученика 3 класса Музяева Дамира

Важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. Главная задача его – формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. В этом случае можно надеяться на то, что принимаемые законы по охране природы будут выполняться, а экологически вредные проекты отвергаться, какую бы прибыль они ни приносили. Проблема охраны природы становится проблемой этики.