Дирижируем уроком
Из опыта работы педагога
Что такое дисциплина на занятиях для «классического» преподавателя обычной школы? Это когда ученики внимательно слушают учителя, тихо сидят и не задают лишних вопросов. Так было и в те времена, когда я училась в школе.
Прошло 18 лет, как я окончила школу, университет, построила карьеру и … решила сменить профессию. Теперь я обучаю детей. Я помню первые занятия, свое волнение и внутренний вопрос: «А вдруг не смогу управлять группой детей»?
Именно этот вопрос побудил меня решить несколько задач: как сделать так, чтобы занятие проходило с нужной динамикой, чтобы материал был усвоен, чтобы дети вышли с занятия с позитивными эмоциями? Как быть скорее другом для учеников, чем классическим учителем?
Когда у меня возникают вопросы, я ищу книги, которые помогут ответить на них. А если ты ещё и ТРИЗ-педагог, то формулируешь для себя ИКР и ищешь решения. Какое ИКР нужно было мне? «Дети сами управляют своим поведением на занятии». Отлично, теперь можно искать подходящие инструменты! В книге Анатолия Гина «Приёмы педагогической техники» нашла ответы, как «дирижировать» уроком.
Итак, я предложила ученикам распределить роли. В начале каждого занятия назначался (впоследствии дети сами стали себя назначать) «Хранитель времени», который гордо брал песочные часы и следил за таймингом на каждое задание. «Правая рука преподавателя» контролировал раздачу пособий и тетрадей всем участникам занятия, следил за остротой карандашей и наличием маркеров. Обязательно каждый ученик пробовал себя в роли «Преподаватель»: управлял процессом выполнения психомоторных упражнений и правильностью выполнения заданий.
У меня была структура занятия, но окончательный сценарий того, что именно будем выполнять с учениками, решали в процессе, все вместе. Я озвучивала варианты упражнений, которые приготовила, а ребята большинством голосов решали, что сегодня делаем (например, работаем по пособию «Мнемотехника» или играем в игру «Мемо». И то и другое направлено на развитие зрительной памяти).
В конце каждого занятия выделяю время на рефлексию, где каждый открыто отвечает на вопросы: «Что понравилось больше всего на занятии»? «Что было самым сложным»? «Как оцениваешь свое эмоциональное состояние по 10-бальной шкале»? «Чего не хватило, чтобы было 10»?
Заканчиваю урок вопросом: «Кто молодец»? Все дружно отвечают: «Я молодец»!
Через несколько месяцев ребята стали проявлять инициативу и предлагать помощь друг другу, объяснять материал, если что-то непонятно. И самое приятное для меня: ребята стали приходить со своими заданиями, задачами, которые придумали, нашли. Стали делиться тем, что происходит в их жизни.
Относительно дисциплины редко вставал вопрос, потому что ученики знали, что у каждого есть выбор: быть на занятии или уйти в коридор посидеть на диванчике. Знали, что желание покинуть аудиторию не будет осуждаться преподавателем. Каждый имел право заниматься или не заниматься. Только почему-то дети приходили и занимались.
Было несколько эпизодов, когда эмоциональное состояние ученика не позволяло «встроиться» в групповую динамику. В этот момент я старалась ненавязчиво узнать, понять, что случилось, как помочь. Вся группа всегда с пониманием относилась к тому, у кого настроение было совсем не рабочее. Как правило, через несколько минут после начала урока, общее настроение группы «подхватывало» ученика с низким эмоциональным настроем.
Сейчас я понимаю, что управление групповой динамикой на занятии похоже на работу дирижёра: у каждого ученика своя «партия», каждый «вступает» в нужный момент урока. От «игры» каждого зависит звучание всей композиции занятия. И каждый урок не похож на предыдущий. С каждым разом ученики всё лучше и лучше «играют» свои роли, проявляют инициативу, появляется импровизация и все вместе создают неповторимый сюжет…