Чем авиамоделирование лучше LEGO?

Почему иногда модному «Лего» стоит предпочесть лобзик, рубанок и авиамодельный кружок. 

Несмотря на поголовное увлечение робототехникой и прочими инновациями, старые добрые кружки технического творчества, знакомые всем со времён ДОСААФ, никуда не исчезли. Авиамодельные — как раз из таких. Дети продолжают мечтать о небе, строить модели самолётов и соревноваться в искусстве пилотажа. Пусть и стоя на земле.

Зачем идти в авиамоделисты в эпоху «Лего» и смартфонов? Своим ответом на этот вопрос с нами поделился Максим Посыпай, преподаватель кружка авиамоделирования из Екатеринбурга.

Максим Посыпай
преподаватель кружка авиамоделирования, мастер авиамодельного спорта, Екатеринбург

Не хобби, а спорт

Начну с того, что научиться делать модели самолётов и даже на них «летать», в качестве приятного хобби, любой ребёнок может дома, с мамами и папами. Вся необходимая информация есть в интернете. Задача авиамодельных кружков в другом — воспитать спортсменов-авиамоделистов.

Авиамодельный спорт с 2014 года внесён во Всероссийский реестр видов спорта. (И он, кстати, первый в списке — потому что на букву «А».) Как в любом спорте, здесь присваиваются разряды, проводятся соревнования вплоть до чемпионата мира.В авиамодельном спорте есть разные категории, в зависимости от моделей самолётов. Основные — это свободнолетающие модели (пилот только запускает модель, и между ними нет никакой связи во время полёта), кордовые модели (они летают по кругу и управляются двумя тросиками малого диаметра — кордами) и радиоуправляемые.

Члены общества Авиахим с моделями самолетов и планеров, 1926 год. Авиамодельные кружки в Советском союзе были «кузницей кадров» для большой авиации.

(источник: babs71.livejournal.com)

Если ребёнок занимается в кружке и активно участвует в соревнованиях, к концу школы он вполне может получить первый взрослый спортивный разряд или даже стать кандидатом в мастера спорта. А такое достижение даёт дополнительные баллы при поступлении в профильные вузы, связанные с авиацией. Это вполне ощутимое различие между авиамоделизмом как спортом и как хобби.

Другое различие состоит в том, что в хобби нет соревновательного момента. Ну, сделал — полетело. А лучше ты летаешь, хуже, быстрее, медленнее, выше, красивее — неважно.

Авиамоделизм популярен по всему миру. Вот, например, страница из тематического американского журнала 1973 года с демонстрацией новой авиамодели.

(источник: airplanesandrockets)
Но именно соревновательный момент позволяет развивать инженерное мышление — то, что технические кружки и должны делать.

Простой пример: по правилам соревнования площадь крыла и вес кордовой модели ограничены. Мы не можем сделать модель легче 410 граммов, а площадь крыла должна быть не более 34 квадратный дециметров. И вот придумай, как соблюсти эти условия и добиться, чтобы лётные качества были лучше, чем у конкурентов. Ко второму году обучения в кружке дети уже способны решать подобные инженерные задачи.

На этой модели «летал» экипаж чемпионов Европы и СССР (в соревнованиях по кордовым моделям в экипаже два человека — пилот и механик)

Другой пример: в нашем спорте, как в «Формуле-1», скорости постоянно повышаются, и из соображений безопасности вводятся новые технические требования, которые должны скорость снизить. В 90-х годах на кордовых гоночных моделях были корды диаметром 0,3 миллиметра, сейчас норма — 0,4 миллиметра. Кажется — ерунда, но скорость «съедается». Первое время — это проблема, а спустя год, полтора, два находятся способы компенсирования, чтобы даже с такими техническими условиями самолёт летел быстрее.

Ограничения, которые есть на соревнованиях, приводят к появлению интересных инженерных решений.

Соревновательный момент вообще очень важен для подростков, он позволяет доказать всем и самому себе, что ты в чём-то лучший, что ты что-то можешь.

Нитки и техническое творчество

Ко мне ребята приходят с 11 лет, потому что им нужно знать кое-что из математики и обладать достаточно развитой моторикой, чтобы работать с материалами. У меня есть свой контрольный вопрос для входа в кружок: делится ли 491 на 2? Если ребёнок отвечает, что нет, математику следует подтянуть.

Как и в любом кружке, мы идём от простого к сложному. Самую первую модель они делают из бумаги по моим чертежам за 40 минут. Для меня здесь главное, чтобы ребёнок увидел: он сделал своими руками самолёт — и самолёт полетел.

Следующая модель — модель-схема «летающее крыло» из обыкновенной потолочной плитки. Чем хорош этот самолёт: его можно сложить пополам и на улице, растянув резинку, запустить вверх — он раскроется и полетит сам.

Затем мы делаем метательный планер (ребята начинают работать с деревом) и проводим первые городские соревнования — дети учатся его правильно запускать.

А дальше мы приступаем к схематической модели самолёта, которая в моём кружке является переломной.

Если предыдущие делались за один-два урока, то с этим самолётом кто-то справится за месяц, а кто-то за полгода. Всё потому, что здесь добавляется новая операция — сматывание нитками. Две детали берутся и плотненько-плотненько сматываются нитками, а нитки потом промазываются клеем. Работа несложная, но очень кропотливая.

Эта операция будет присутствовать потом на всех последующих моделях, да и при внезапных поломках на соревнованиях без неё не обойтись, чтобы быстро что-то отремонтировать — в общем, мы на этапе освоения крайне полезного навыка. И вот тут-то у детей начинаются проблемы — им не хватает усидчивости, они не любят такую работу.

Не выдержав «испытания нитками», многие бросают кружок. У меня есть отдельный шкаф, в котором лежат их недоделанные конструкции. Зато если уж ребёнок после этой модели остался — почти гарантировано, что он здесь приживётся.

Кто-то на этой модели бросает кружок, а кто-то с неё начинает свой путь к большим соревнованиям.

После этого я предлагаю ребятам выбрать, какими моделями они будут дальше заниматься — свободнолетающими, кордовыми или радиоуправляемыми.

Кстати, чем авиамодельный спорт хорош — здесь каждый может найти свою нишу.

Все дети разные: кто-то из них конструктор, кто-то пилот, кто-то спортсмен.

Я как тренер всегда смотрю на темперамент ребёнка и понимаю: если он флегматик — то ему нечего делать в воздушном бою, если он спокойный и сдачи никогда не даст — я не поставлю его участвовать в гонке. Но есть пилотажные модели — и там нужно как раз быть абсолютно спокойным.

О чувстве материала

Я сам — выходец из авиамодельного кружка, сейчас являюсь членом сборной Свердловской области по кордовым гоночным моделям. И я помню, почему пришёл в этот кружок: мне хотелось самому делать себе самолёты, чтобы играть.

У современных детей слишком много игрушек и гаджетов, чтобы у них появилось подобное желание. Мало того, сейчас компьютерные программы позволяют создать не только виртуальную модель самолёта, но и смоделировать среду (задать параметры ветра и так далее), и прямо на компьютере проверить, как эта модель в данной среде себя ведёт. И лобзиком работать не надо, и на самолёте полетал.

Но я уверен: только физическая модель, сделанная своими руками, может быть шагом к инженерии. Потому что именно так приходит понимание, как работают с материалами.

Ребёнок должен понимать, как из какого-то бревна в конце концов получается действующая летающая модель.

Конструктор «Лего» тоже такого опыта не даёт. Во-первых, на кубиках невозможно изучать такие вещи, как прочность и жёсткость конструкций, невозможно учиться работать с чертежами. Во-вторых, любая модель «Лего» собирается за одно-два занятия. Да, ты можешь ещё писать программу, но физически модель будет готова — и это обманчивая лёгкость, далёкая от работы в реальных условиях.

Для детей, растущих со смартфоном в руках, технический кружок становится чуть ли не единственным местом, где можно научиться пользоваться молотком.

Школа этому не учит

Я считаю, что любой технический кружок — это практическое применение теоретических знаний, данных в обычной школе. Не раз наблюдал, как именно здесь, создавая модели, ребята делали открытие: если трапецию «повернуть на бок» — она остаётся трапецией. Или что разделить пополам 491 рубль и 491 миллиметр — это одна и та же математическая операция.

Школа не учит договариваться и работать в команде. У нас командная работа появляется на соревнованиях. Тут без команды никак, и каждый должен выполнять какие-то функции. Конечно, дети все до единого хотят быть пилотами, и есть такие непопулярные, «черновые» профессии — например, механик в гоночных моделях. Я вот именно механик, и мне чуть-чуть обидно, что к моей «профессии» так относятся. Но это до первых выездных соревнований. Там они видят, что и в других городах дети занимаются такой «черновой» работой, и результат команды зависит от каждого, и им это начинает нравиться.

А ещё у меня, например, принципиальная позиция: инструментов в классе ограниченное количество. Если хочешь что-то сделать — будь любезен договариваться. Например, есть 5 рубанков, на занятие приходит 15 человек. Если они не умеют договариваться, рубанков им точно не хватит.

Авиамоделизм и время

Что мы делали в 1988 году, когда я пришёл в кружок в четвёртом классе, и что мы делаем сейчас — сами модели совершенно не изменились. Изменился технологический подход. Сейчас для черчения используется компьютер, программа «Компас», для изготовления деталей — фрезерные станки с ЧПУ, станки лазерной резки, 3D-принтеры. Современному ребёнку гораздо интереснее делать модель с использованием его любимого гаджета, чем просто орудовать лобзиком.

Несмотря на это, первые модели всё равно делаются вручную, чтобы освоить инструмент. И нитками придётся научиться сматывать — без этого никуда.

Так выглядит полёт кордовой модели самолёта, если на неё установить камеру GoPro (ВНИМАНИЕ! Сделайте звук потише)

Не думаю, что авиамоделизм в обозримом будущем ждёт упадок: наоборот, люди рвутся в воздух, хотят летать, хотят смотреть с высоты птичьего полёта. Взять развитие тех же дронов. Знаю выходцев из авиамодельных кружков, которые потом успешно занимались аэрофотосъёмкой с беспилотных аппаратов. Авиамодельный спорт тоже не исчезнет, потому что, слышал такую хорошую фразу, инженер рождается там, где есть ограничения.

Я вовсе не стремлюсь, чтобы ребята из кружка обязательно шли в авиацию. Но если они найдут себя в технических специальностях (а по наблюдениям, именно так и происходит), буду очень рад.

Источник