Час занимательной зоологии по теме «Птицы»

Урок биологии в 7 классе по принципу игры «Умники и умницы»

Цель урока: углубить и обобщить знания о птицах, активизировать познавательный интерес учащихся к природе и ее изучению.

Оборудование: Рисунки и фотографии с изображениями птиц, ордена умники и умницы, плакаты с пословицами и поговорками о птицах, номера дорожек, записи голоса птиц.

 

Ход урока

Сначала выбираются самые главные участники, по принципу кто первый ответит на вопрос, тот и является участником игры. Остальные набирают ордена за правильные ответы. В конце урока тот, кто набрал большее количество орденов, получает отметку. Игра проходит по этапам:

  • 1 этап – Приспособленность к среде обитания.
  • 2 этап – Овеянные легендами.
  • 3 этап – Охрана птиц.
  • 4 этап – Удивительное из жизни птиц.
  • 5 этап — Голоса птиц.

Выбор дорожки

  1. Спереди шильце, сзади вильце, на груди белое полотенце. (Ласточка)
  2. Бела как снег, зелена как луг, черна как жук, вертится как бес, повернула — и в лес. (Сорока)
  3. Название какой птицы состоит из мусора и реки? (Сор-Ока)
  4. На болоте плачет, а из болота не идет. (Кулик)

 

1 этап – Приспособленность птиц к среде обитания

  1. По носам определить, где живут эти птицы?
  2. Сравнить дятла и лебедя и определить, в какой среде обитания они живут.
  3. По лапам птиц определить, в какой среде они живут.

 

2 этап – Овеянные легендами

  1. В России эта птица была очень популярна. А еще раньше – у других славян, живших на территории нашей страны – она служила символом бога огня. Птицей бога – громовержца Тора она считалась у древних германцев. И, конечно, тоже была окружена почетом и уважением. Однако кое-где к ней относились совсем иначе. Например, в некоторых районах Италии издавна считали, что в души умерших черт вселяется в облике этой птицы. Поляки когда-то верили, что дьявол иногда заставляет ее кричать, чтобы сбить ночных путников с дороги. А на Украине верили, что она способна своим пением по утрам прогнать нечистую силу. (Петух)
  2. Эти птицы у греков и римлян были и предвестниками добра, и предвестниками несчастий. В сказках они и положительные и отрицательные герои – постоянные спутники колдунов и ведьм. Трудно сказать, почему люди представляли себе эту птицу такой. Может быть, черное оперение и этакий «угрюмый» вид наводил людей на мысль, что птица эта недобрая; может быть, то, что они часто кружатся над умирающими животными, ожидая их смерти, или поедают падаль. Нелюбовь сказывалась даже в том, что народное название этой птицы «карга» (пришедшее к нам из татарского языка) стало, чуть ли не бранным словом. (Черный ворон)
  3. Это одна из самых распространенных священных птиц. В странах Междуречья они символизировали любовь и верность, их почитали как земное воплощение богини любви Астраты. Почитали их в Египте и Персии, в Иудее и Греции. В христианской религии знаменовали ее как «святой дух» и как символ воскрешения клали на могилы мучеников. (Голубь)

 

3 этап – Распознать голоса птиц

  1. Звучит голос чибиса.
  2. Звучит голос жаворонка.
  3. Звучит голос дрозда.

 

4 этап – Удивительное из жизни птиц

  1. Из всех птиц на ее долю выпало больше всего насмешек. Ее обзывали глупой, жалкой. Даже пытались исключить из армии пернатых. Ум этой птицы давно обозначает самое низкое деление на шкале, измеряющей человеческий интеллект. Назовите эту птицу. (Курица)
  2. Ее так и зовут по-латыни – «палач», «мучитель», дословно «мясник». Правда, увидев эту красивую птицу, никогда не подумаешь о ее кровожадных наклонностях. По облику и окраске – типично певчая птица. Только клюв хищника. Полагают, что русское название ее произошло от двух слов: «сорока» и «путать», ибо хвост у нее похож на сорочий, а песня непонятная, путанная. Назовите эту птицу. (Сорокопут)

 

5 этап – Охрана птиц

Какие птицы Псковской области* (называется свой регион) занесены в Красную книгу?

 

Вопросы классу:

  1. Как по клюву определить молодого грача от старого? (У взрослого основание клюва белое)
  2. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец)
  3. На стволе березы кольцом ряд отверстий. Чья работа? (Дятел пил весной березовый сок)
  4. Кто кукует у кукушки? (Самец)
  5. Какая птица поет ночью? (Соловей)
  6. Эта птица не имеет голоса. Назовите ее. (Аист)
  7. Какая птица издает звуки, похожие на смех человека? (Филин)
  8. Какая птица может двигаться по вертикальному стволу дерева и вниз, и вверх головой? (Поползень)
  9. Есть ли птичье молоко? У каких птиц? (У пингвинов, голубей)
  10. Какие птенцы высиживают птенцов? (Белая сова)
  11. Найдите и исправьте ошибку:
  • Птицы, относящие к отряду дневных хищников: орел, гриф, сокол, ворона, коршун. (Ворона)
  • Птицы, относящие к отряду сов — ночных хищников: сыч, сова, неясыть, скопа. (Скопа)

 

Подведение итогов урока.

Домашние задания:

  1. Составить кроссворд по теме птиц.
  2. Написать заметку-наблюдение за понравившейся птицей.
  3. Составить ребусы, головоломки по теме птицы.
  4. Сочинить стихотворение по теме птицы.
  5. Сделать зарисовки-наблюдения за птицами.
  6. Подготовить сообщение об охраняемых птицах нашей области.

 

Источник