Большая половина, или Отлично на ЕГЭ по русскому языку за 20 ошибок

Категории: Статьи

Тэги: ,

Почему ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, Министерство образования и науки РФ и Рособрнадзор считают отличниками всех, кто набрал на ЕГЭ 70 баллов, и уместно ли считать отличником выпускника, неверно выполнившего 11 из 23 однобалльных заданий и допустившего в маленьком сочинении девять ошибок.

Знаете ли вы, что на ЕГЭ по русскому языку можно получить 91 балл из 100 возможных, допустив в мини-сочинении из 150 слов четыре орфографические ошибки и пять пунктуационных? Почему ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, Министерство образования и науки РФ и Рособрнадзор считают отличниками всех, кто набрал на ЕГЭ 70 баллов, и уместно ли считать отличником выпускника, неверно выполнившего 11 из 23 однобалльных заданий и допустившего в маленьком сочинении девять ошибок.

ЕГЭшные отличники по версии ректора НИУ ВШЭ

Высшая школа экономики и «Яндекс» при поддержке Министерства образования и науки и Рособрнадзора проводят ежегодное исследование итогов приемной кампании на очные программы бакалавриата и специалитета под названием «Мониторинг качества приема в вузы». Качество приема оценивается по среднему баллу абитуриентов, зачисленных на первый курс по итогам ЕГЭ.

Впервые в истории российского высшего образования на большую половину бюджетных мест России зачислены отличники, то есть те, кто сдал на 70 баллов и выше единый государственный экзамен, − сообщил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов на пресс-конференции, посвященной публикации результатов исследования.

Оставим выражение «большая половина», где бы ни поставили ученые-исследователи из НИУ ВШЭ ударение в слове «большая», на совести авторов. Возможно, в их представлении и «меньшая половина» существует. Давайте лучше посмотрим, что это за результат – 70 баллов на ЕГЭ по русскому языку и профильной математике.

70-балльный отличник по русскому языку

Расскажу коротко о структуре ЕГЭ-2019 по русскому языку. Всего заданий 27. За верное выполнение заданий 1–7, 9–15, 17–25 экзаменуемый получал по 1 баллу, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. За выполнение задания 16 выставлялось от 0 до 2 баллов, задания 8 – от 0 до 5 баллов, задания 26 – от 0 до 4 баллов. Задание 27 – сочинение, максимальный балл – 24. Опуская детали, сообщу, что для получения максимального балла за сочинение нужно написать не менее 150 слов, включая служебные слова. Легко подсчитать, что за выполнение всех заданий ЕГЭ можно набрать 58 первичных баллов. Первичные баллы по специальной шкале переводятся в тестовые баллы: 58 первичных баллов – 100 тестовых, 54 – 91, 43 – 70, 32 – 56.

Давайте разберемся, сколько ошибок можно допустить, чтобы не опуститься ниже 70 баллов. Начнем с сочинения. За четыре орфографические ошибки – минус два балла, за пять пунктуационных – еще минус два, то есть, даже допустив девять ошибок в сочинении из 150 слов, экзаменуемый может рассчитывать на 91 тестовый балл. Разумеется, при условии безошибочного выполнения остальных заданий.

Для того чтобы получить гордое звание отличника ЕГЭ по русскому языку, достаточно, по мнению ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, Минобрнауки и Рособрнадзора, набрать 70 тестовых баллов (43 первичных). Допустив девять ошибок в сочинении, экзаменуемый лишился четырех первичных баллов, то есть может потерять еще 11 баллов и остаться при этом отличником.

Таким образом, исследование НИУ ВШЭ считает отличником выпускника школы, допустившего 20 ошибок в ЕГЭ по русскому языку. Как вы относитесь к этому факту, уважаемые читатели?

56-балльный хорошист по русскому языку

Еще «веселее» обстоят дела с хорошистами, к которым исследователи Высшей школы экономики относят всех, кто набрал 56 тестовых баллов (32 первичных).

Экзаменуемый может потерять 26 первичных баллов, то есть проигнорировать, например, сочинение (24 балла) и допустить еще пару ошибок в тестовой части. Распространенные ошибки на ЕГЭ по русскому языку я анализировал ранее.

Полагаю, что едва ли можно считать хорошистом выпускника, не написавшего сочинение на ЕГЭ по русскому языку. А что вы думаете по этому поводу?

Отличники и хорошисты по математике

Коротко о структуре ЕГЭ-2019 по профильной математике. Всего заданий 19. За верное выполнение заданий 1–12 экзаменуемый получал по 1 баллу. За выполнение заданий 13–15 выставлялось от 0 до 2 баллов, заданий 16–17 – от 0 до 3 баллов, заданий 18–19 – от 0 до 4 баллов. Легко подсчитать, что за выполнение всех заданий ЕГЭ можно набрать 32 первичных балла. Первичные баллы по специальной шкале переводятся в тестовые баллы: 32 первичных балла – 100 тестовых, 14 – 70, 11 – 56.

Чтобы стать хорошистом по профильной математике, достаточно решить 11 из 12 простых однобалльных заданий, в которых не требуется даже записывать решение, нужен только ответ.

Дистанция от хорошиста до отличника – три тестовых балла. Чтобы стать отличником, достаточно выполнить 12 однобалльных заданий и решить одну двухбалльную задачу (например, 13-ю, тригонометрическую).

Таким образом, исследование НИУ ВШЭ считает отличником выпускника школы, даже не открывавшего 6 из 19 заданий ЕГЭ по профильной математике.

Уважаемые читатели, ждем ваших комментариев.

Завышенные средние баллы ЕГЭ

Важнейший показатель «Мониторинга качества приема в вузы» – средний балл абитуриентов, зачисленных на первый курс по итогам ЕГЭ. Исследователи из НИУ ВШЭ поставили свой вуз на третье место по качеству приема после МФТИ и МГИМО. Средний балл зачисленных на бюджет – 95,4. Впечатляет? Безусловно. Хотел уже восхититься и ударить в литавры, но увидел пояснение к результатам исследования: результаты победителей и призеров олимпиад школьников, которых вузы зачислили без вступительных испытаний, засчитываются как 100 баллов (по аналогии с мониторингом эффективности вузов МОН РФ). Вы серьезно, господа исследователи?

В НИУ ВШЭ на многих направлениях подготовки (специальностях, образовательных программах) большую часть бюджетных мест занимают победители олимпиад, и я не вижу в этом ничего плохого, но давайте посмотрим на их баллы ЕГЭ. Даже по профильному предмету у большинства из них нет ста баллов. Если же посмотреть на баллы ЕГЭ по русскому языку у зачисленных, например, на «программную инженерию» или «прикладную математику и информатику», то можно увидеть довольно скромные 65-70 баллов. Ничего страшного в этом нет, у ребят прекрасные знания по математике и информатике, но ВШЭ говорит именно о среднем балле ЕГЭ. Условный Сидор Сидорович Сидоров в мониторинге НИУ ВШЭ, Минобрнауки и Рособрнадзора записан как обладатель среднего балла ЕГЭ, равного 100, а на деле у него меньше 80.

И зачем такой мониторинг? Если вуз гордится – и по праву гордится! – студентами, поступившими по результатам олимпиад, то так и напишите: у нас, дескать, много поступивших по олимпиадам. Но если вы во всеуслышание объявляете на пресс-конференции средние баллы ЕГЭ абитуриентов, поступивших на бюджетные отделения вузов, то каким образом у вас, уважаемые ученые-исследователи НИУ ВШЭ, 80 баллов превращаются в 100?

В МФТИ (97,3 балла) и МГИМО (96,2 балла), кстати, тоже очень большой процент олимпиадников среди зачисленных на первый курс, поэтому реальные средние баллы ЕГЭ гораздо ниже объявленных. Исследователи из НИУ ВШЭ ссылаются на методику МОН РФ. И зачем Минобрнауки искусственно завышенные данные средних баллов ЕГЭ абитуриентов – неужели для красивых отчетов?

Достойный уровень грамотности

На первый взгляд, деление абитуриентов на отличников, хорошистов и троечников во многом можно считать условным, это не самый принципиальный вопрос, но лишь на первый взгляд. Прочитайте два предложения.

1. В педагогический университет на профиль «русский язык и литература» поступили только отличники ЕГЭ.

2. На бюджетное отделение педагогического университета по профилю «русский язык и литература» зачислены абитуриенты, совершившие не более 20 ошибок на ЕГЭ по русскому языку.

Согласитесь, посыл меняется кардинально, хотя в обоих случаях речь идет о результате 70 баллов за ЕГЭ.

Недавно на заседании Совета по русскому языку президент РФ Владимир Путин сформулировал задачу: обеспечить достойный уровень общей грамотности граждан России. Едва ли объявление отличником выпускника, допускающего 20 ошибок на едином государственном экзамене по русскому языку, можно считать вкладом НИУ ВШЭ, Минобрнауки и Рособрнадзора в решение этой важной задачи.

Источник