Технологическая карта урока: какой она должна быть по ФГОС

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), в российских школах должны создаваться условия, обеспечивающие повышение качества образования. 

В рамках этой концепции особые требования предъявляются к планированию учебного процесса. Одним из основных инструментов, повышающих эффективность обучения на данном этапе, призвана стать технологическая карта урока – инновационный инструмент современной методологии.

Что такое технологическая карта урока и зачем она нужна

Планирование урока – важнейший аспект образовательного процесса, которому должно уделяться особое внимание со стороны педагогов. В течение долгих десятилетий для подготовки к занятиям учителя использовали план-конспект, однако с внедрением инновационных образовательных стандартов вводятся и обновленные требования к разработке планирования занятий. На сегодняшний день одним из наиболее эффективных и современных способов планирования учебного занятия признана технологическая карта урока по ФГОС. Являясь по сути тем же проектом урока, карта отличается от конспекта целостностью и системностью, что позволяет увеличить результативность процесса образования и существенно повысить его качество.

К слову, в плане-конспекте обозначаются лишь цели урока, в то время как в карте подробно описывается весь процесс учебной деятельности с диагностикой достижения прогнозируемых результатов на каждом из этапов освоения материала школьниками. Детальная проработка хода всего занятия еще на стадии планирования позволяет выявить множество проблемных моментов, решить которые можно на бумаге. Так, например, легко определяются и редактируются наиболее сложные элементы материала, для усвоения которых ученикам с медленным темпом работы потребуется большее количество времени.

Четко структурированное оформление при подобном способе планирования занятия обусловлено тем, что сам термин «технологическая карта» в образование пришел из производственной области, где он означает набор конкретных инструкций для персонала, выполняющего определенный процесс.

Существует множество определений понятия технокарты в образовании, наиболее точным из которых является следующее.

Технологическая карта урока – это современная многокомпонентная форма планирования урока, сценарий которого выражается в удобной графической форме (в виде таблицы).

Подобное планирование помогает учителю точно прогнозировать ход урока, а также: 

  • максимально быстро достигать планируемых федеральным государственным образовательным стандартом результатов;
  • максимально точно определять УУД (универсальные учебные действия), формирующиеся у учеников во время выполнения того или иного учебного действия;
  • наладить эффективное взаимодействие всех участников учебного процесса;
  • структурировать образовательный процесс, установив логическую взаимосвязь между всеми его этапами;
  • объективно оценивать достижение запланированных задач на каждой из стадий занятия;
  • не в теории, а на практике реализовывать межпредметные связи, что является одной из основных задач современной педагогики;
  • структурировано и логично переходить от поурочного планирования к масштабному проектированию всей темы.

Пример таблицы в технологической карте

Несмотря на множество неоспоримых преимуществ технокарты перед традиционным планированием учебного занятия, многие преподаватели предпочитают использовать классические конспекты в качестве основного методологического материала. Подобное отношение к внедрению инновационных техник не редкость и зачастую обуславливается недостаточной информированностью персонала образовательных учреждений. Без четкого знания о том, как следует составлять карту, у педагогов складывается неверное представление о количестве времени, которое потребуется затратить на ее создание. Притом что эта проблема решается довольно просто: в Интернете есть множество специализированных ресурсов, на которых можно скачать технологическую карту урока по ФГОС по любым предметам. Готовые шаблоны, представленные в Сети, избавляют от необходимости тратить время на составление карт, но в то же время позволяют редактировать их в соответствии с индивидуальными требованиями преподавателя. Педагог может добавлять или удалять графы и столбцы таблицы в зависимости от сложности изучаемой темы и особенностей коллектива учеников, а также индивидуальных способностей овладения ими познавательными, личностными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями.

Что должно быть в технологической карте

Притом что закон четко не регламентирует структуру технокарты, она имеет статус документа, и потому существует ряд требований к ее содержанию. Так, многие методисты советуют следовать следующей структуре:

  • в вводной части указываются предмет и тема урока;
  • в основной части (табличной) указываются прогнозируемые результаты по достижению УУД (логических, коммуникативных, личностных и т. д.);
  • также табличная часть включает план урока в подробном развернутом виде, с указанием традиционных стадий занятия, присутствующих в плане-конспекте урока. (По усмотрению учителя некоторые из этапов можно упразднить или объединить в один, однако такие этапы, как организация занятия, получение новых знаний и подведение итогов должны присутствовать в технокарте обязательно.);
  • после табличной части методисты рекомендуют размещать вспомогательные материалы, такие как тестовые задания и образцы их решения, схемы, облегчающие визуальное восприятие рабочего материала и т. д.

Будучи инновационной методической формой плана урока, технологическая карта полностью соответствует современным образовательным стандартам (ФГОС второго поколения). Получив возможность воспринимать учебный материал максимально целостно и логически структурировано, педагог более эффективно взаимодействует с учениками на каждой из стадий урока, быстро достигая запланированных результатов. Кроме того, подобный способ планирования учебного занятия является наиболее оптимальным и для школьников: на занятиях создается среда, стимулирующая ребенка к самостоятельной деятельности, что, в свою очередь, способствует развитию личности ребенка.

Шаблон технологической карты

Источник