Безударные гласные в корне слова

Урок русского языка во 2 классе (первый урок по теме)

Инна Владимировна НЕНАШЕВА, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 18 им. Э.Д.Потапова, г.Мичуринск, Тамбовская область

 

Формы работы: фронтальная, самостоятельная, самопроверка, работа в парах, работа в группах.

Цель: сформировать умение правописания слов с проверяемыми безударными гласными в корне.

Задачи:

— научить находить безударный гласный в корне слова, требующий проверки;

— научить подбирать проверочные слова двумя способами.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.

— Доброе утро, давайте подарим друг другу улыбки и в отличном настроении начнем урок.

  1. Мотивация.

А) Актуализация знаний.

Ребята, посмотрите на волшебную посылку. Давайте заглянем. (Ребенок открывает). Это книга «Язык родной, дружи со мной».

Изучение русского языка

Нелегко вам дается пока,

Но идет по земле новый век,

Должен грамотным быть человек! (Читает ребенок)

— Кто знает, что такое грамотность? (Ответы детей)

Грамотностью в энциклопедии называют умение человека осмысленно читать и писать на родном языке. Грамотных людей разных профессий всегда очень ценят на любой работе. А вы желаете быть грамотными? (Ответы детей). Тогда вперёд!

— Ой, а что это? (Закладка)

Какая она необычная. Мы с вами тоже недавно делали закладки. На что похожи узоры на закладке? (Расписную букву М)

— В нашей посылке еще есть что-то. Это буква и слова рассыпались (Слова на доску). Такую расписную цветную старинную букву называли буквицей. Буквицу учились долгие годы вырисовывать, чтобы она была красивая и аккуратная.

— Где можно встретить старинные буквы? (В старинных книгах)

И мы с вами потренируемся так же красиво писать. Но сначала вспомним правила посадки.

Сели прямо, ноги вместе,

Под наклон возьмем тетрадь.

Левая рука на месте,

Можно начинать писать.

— Запишите число, обратите внимание, как пишется число шестнадцатое, от какого слова образовалось?

— Какая орфограмма встречается в словосочетании КЛАССНАЯ работа? (Удвоенная согласная).

— Запишите заглавную букву М, рядом строчную. Подружите их.

-Это какое соединение? Посмотрите соединение букв. Выберите и запишите два сочетания букв: одно с верхним соединением, другое – с нижним. Выберите сами.

— Какие соединения выбрали? Допишите их до конца строки.

Вижу, красиво держите спинку и тетради под наклоном. Молодцы. Прекрасно работаете.

Оцените свою работу на минутке чистописания. Если у вас получились буквы точно такие же, как в образце, то на полях самооценивания нарисуйте улыбающийся смайлик. Если у вас были небольшие затруднения, то серьезный смайлик. Если было трудно писать как в образцах, то грустный смайлик.

Б) Фронтальный опрос.

— Отгадайте загадку:

Пьет бензин как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей,

Ты знаком, конечно, с ней. (Машина)

— Посмотрите на нашу доску, есть там такое слово? Поработаем с этим словом. Из скольких слогов соcтоит слово? Найдите ударный слог. В какой позиции стоит гласная под ударением? (Сильной) Эту гласную мы отчетливо слышим.

— Написание какой гласной вызывает у нас сомнение? (А). В какой позиции находится эта гласная? (Слабой). Почему?(Она безударная)

— Ребята, написание этой гласной надо запомнить. Посмотрите, у нас остались еще слова. Кто готов прочитать их? (Машинка, машинист, машинный). Скажите, что объединяет все эти слова? (Родственные слова). Какие слова называются родственными?

— Что такое корень? Как пишутся корни в родственных словах? (Одинаково). Запишите эти слова, выделите корень. Какой корень выделили? Составьте предложение со словом «машина».(Одно записать на доске). Предложите свои задания.

— Все справились, молодцы, оцените свою работу на полях.

— Все справились, оцените свою работу на полях самооценивания.

 

  1. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи

А) Посмотрите и послушайте, какая однажды история произошла с ребятами летом. А потом выскажите свое мнение.

«Однажды на каникулах собрались подружки Поля и Соня поиграть в волейбол, а мяча у них не было. Написали своему другу Димке смс-сообщение: «Приходи с мечом, поиграем». Дима прочитал сообщение и ответил: «Договорились. Сейчас приду». Ждут подружки товарища на улице. Пришел Дима, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Девочки расстроились, что не придется поиграть в волейбол»

Б) Почему так получилось? (Ответы детей: «Девочки не знают нужного правила для написания слов с мячом»)

На доске текст сообщения девочек.

— В каком слове девочки допустили ошибку? Поставьте ударение в этом слове. Найдите «опасное место». Определите, в какой части слова находится «опасное место». Такое «опасное место» в слове называют «орфограммой».

— Какую букву нужно написать?

— Что бы вы посоветовали девочкам? (Ответы детей: Познакомиться с правилом и использовать его)

— Кто догадался, какая тема урока? («Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова») Сформировать умение правописания слов с проверяемыми безударными гласными в корне. Для того чтобы изучить данную тему, мы с вами на уроке:

  • Узнаем, как определить требующий проверки безударный гласный в корне слова.
  • Научимся подбирать проверочные слова двумя способами.
  • Сможем правильно писать слова с безударными гласными в корне.

— Для чего мы будем изучать эту тему? (Ответы детей: «Чтобы быть грамотными»). Чтобы научиться грамотно писать, мы будем отвечать на следующие вопросы:

  1. Что проверять?
  2. Где проверять?
  3. Как проверять?

— Какой результат вы должны получить в конце урока? (Ответ детей: «уметь грамотно писать слова», научиться проверять безударную гласную в корне)

 

  1. Изучение нового материала

Прочитайте предложения: «Тетя Валя стала накрывать в столовой обеденный стол. Разложила приборы. Подвинула поближе чайный столик. Протерла его столешницу. Расставила стулья вокруг стола».

— Соберем все встретившиеся в тексте родственные слова в группу. Докажите, что это родственные слова. (Один и тот же корень – стол). Выделите корень. Поставьте ударение в словах (к доске)

— Какой гласный звук в корне слышится под ударением? Какой буквой он обозначен в слове? Этот звук как слышится, так и пишется, значит, он может стать образцом для своих родственных слов. Такие слова называются проверочными.

— Какой безударный гласный звук в корне мы слышим? Какой буквой он обозначен? Можем мы допустить ошибку при написании безударной гласной? Его необходимо проверить, такие слова называются проверяемые.

— Попробуйте мне ответить на вопросы:

  • Что проверять? (Безударный гласный)
  • Где проверять? (В корне слова)
  • Как пишутся гласные буквы в корне родственных слов в ударном и безударном положении? (Одинаково)
  • Какие слова были проверочными? (Где гласная буква в корне под ударением)

Выпишите из этого текста формы одного и того же слова. Найдите проверяемое слово и проверочное. Дайте ответ на следующий вопрос: «Как проверять?» (Нужно подобрать родственное слово или форму одного и того же слова, где проверяемая гласная буква находится в ударном положении). Оцените свою работу на этом этапе урока.

 

  1. Первичная проверка усвоения знаний

Я предлагаю поработать в парах. Вспомните правила работы в парах. (Один говорит – другой слушает. Если не понял – переспроси. Свое несогласие высказывай вежливо)

У вас на столах карточки со словами, один красным карандашом подчеркивает проверяемые слова, другой синим – проверочные. Молодцы, вижу, что готовы. Начинаем проверять.

  • — Назовите проверяемые слова….
  • — Почему эти слова являются проверяемые (Безударная гласная)
  • — Назовите проверочные слова. Почему эти слова являются проверочными. (Гласная в корне под ударением)
  • — Что мы сейчас с вами делали?
  • — Если у вас все, как в образце, то оцените себя улыбающимся смайликом; если были небольшие ошибки, то серьезным. Если вам было трудно определять и находить проверяемые и проверочные слова, то грустным смайликом.

Молодцы, готовы.

 

  1. Физминутка

Предлагаю вам отдохнуть, сделаем физкультминутку. Если вы услышите безударный гласный в корне, садитесь, руки на пояс. Если ударный – руки вверх.

Трава, лес, мяч, мячи, река, реки, сады, сок, соки, столы, стол, гриб, грибы, дожди.

Спасибо, мы с вами немного отдохнули, садитесь на свои места.

 

  1. Первичное закрепление знаний

Ребята, Поля и Соня выполняли задание по русскому языку, но родители были на работе, поэтому задание никто не проверил. Сделаем это мы с вами: проверим домашнее задание, и составим алгоритм действия при проверке безударной гласной в корне слова.

Работу эту мы будем выполнять в группах. Разойдитесь по своим звеньям и прежде вспомним правила работы в группах. (Говори тихо, выслушай мнение каждого. Найди общее решение. Уважай мнение другого. Не перебивай друг друга. Будь вежлив. Выбери выступающего)

Выберите в группе ответственного, который подойдет ко мне и получит задание. После выполнения задания мы с вами проведем проверку и каждый отчитается, что его группа сделала.

  1. Создать алгоритм (Дети наклеивают на лист)

За лесом журчала рИка.

Белка сушит грЕбы.

На пАляне росли цвИты.

На небе свИтили звезды.

Вижу, что группы готовы. Как мы будем действовать при проверке безударной гласной в корне слова?

  • Поставить ударение.
  • Выделить корень.
  • Подобрать проверочное слово, в котором безударный является ударным.
  • Написать гласную букву.
  • Обозначить орфограмму.

Используя данный алгоритм, проверим работу девочек. Проверим домашнюю работу детей.

— Есть ли ошибки у ребят?

— Для чего мы составили правила? (Ответы детей)

Ребята, оценим себя на этом этапе урока. Если вы активно участвовали и у вас все получилось, то поставьте на полях самооценивания веселый смайлик. Если вам трудно было работать в группе, но ваша группа все равно справилась — серьезный смайлик. Если вам трудно было работать, то грустный смайлик.

Хорошо, вижу. Какие вы молодцы!

 

  1. Контроль и самопроверка знаний

А теперь пришло время испытать свои силы и поработать самостоятельно. Будем использовать для этого Plickers. Подготовьте свои кюар коды. Итак, напоминаю вам, как ими пользоваться. Вы будете отвечать на задания. Если у вас ответ правильный а), в), с) д), то вы его поворачиваете, чтобы сверху была буква, а я сейчас буду проходить и оценивать вашу работу.

— Итак, готовы? (ТЕСТ)

Ответы я ваши зафиксировала, после урока я их проанализирую и завтра на уроке мы с вами разберем.

Работа с учебником.

На «Дереве грамотности» оцените свою работу на этом этапе урока.

 

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Давайте мы с вами обобщим наши знания и оценим себя по всему уроку. Посмотрите, пожалуйста, на поля самооценивания. Ккаких смайликов у вас больше всего? Посчитайте и потом выберите смайлик в вашем конверте. Посмотрите, каких смайликов у вас больше всего, выберите и украсим наше окно Грамотности с помощью ваших смайликов.

— Первый ряд готов оценить свою работу? Хорошо, спасибо вам за работу. (аналогично 2, 3 ряд)

Ребята, благодаря вашей работе у нас получилось улыбающееся окно. Вы отлично поработали, особенно хочется отметить…

— Скажите, пожалуйста, что мы сегодня делали на уроке, чем занимались?

— Ребята, а для чего нам надо знать правила?

— Какую учебную задачу мы ставили на урок?

— Удалось выполнить эту задачу?

— Как правильно написать безударную гласную в корне слова?

— Это был первый урок, где вы учились грамотно писать буквы безударных гласных в слове. Вы продолжите тренироваться в проверке на следующих уроках русского языка.

 

  1. Домашнее задание (По желанию на выбор)

1 уровень (репродуктивный) Учебник, с.66 упр.133

2 уровень (продуктивный)

А для самых любознательных, которые стараются учиться хорошо и много знать, предлагаю провести мини-исследование. Из учебника «Литературное чтение» раздел «Народная мудрость» выписать 5-6 примеров слов с безударными гласными и записать к ним проверочные слова.

Источник