«Читаем детям о войне»
Общешкольная образовательная акция для учащихся 7-17 лет
Елена Юрьевна ЯКОВЛЕВА, учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 с углублённым изучением математики и английского языка», г. Боровичи, Новгородская область
Особенности организации и проведения образовательной акции «Читаем детям о войне» в условиях модернизации современной школы
Данная работа содержит организационно-методические рекомендации к проведению образовательной акции «Читаем детям о войне» в условиях модернизации современного образования.
Представленные рекомендации посвящены одному из направлений организации гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательной школе средствами учебного предмета «Литература».
Данные методические рекомендации имеют целью оказать методическую помощь педагогам — словесникам, организаторам воспитательной работы с детьми, школьным библиотекарям в планировании и проведении образовательной акции «Читаем детям о войне».
Алгоритм подготовки, представленный литературно — художественный и рефлексивный материал, график проведения акции в условиях ОУ имеют практическую значимость и могут быть использованы в готовом виде всеми участниками образовательного процесса.
Ожидаемым результатом использования данных организационно — методических рекомендаций будет считаться овладение опытом организации образовательных акций в школе, что может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным направлениям и темам урочной и внеурочной деятельности, будет способствовать повышению мотивации школьников к изучению героического прошлого своей страны.
Практическая направленность методических рекомендаций, наличие Приложений, обеспеченность литературным и рефлексивным материалом отличает данную работу от существующих в данной образовательной области разработок.
Результатом изучения данных организационно-методических рекомендаций, проведение Акции «Читаем детям о войне» в 1-11 классах общеобразовательной школы может считаться развитие читательской активности учащихся, которая характеризуется увлечённостью чтением, позитивным отношением к чтению, желанием читать вне рамок выполнения обязательных заданий для удовлетворения интеллектуальных и эстетических потребностей.
Акция «Читаем детям о войне»: организационно-методические рекмендации / Приложения / сценарий
…Чтоб снова
На земной планете
не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Все дальше и дальше уходят от нас военные годы, но они не должны исчезнуть из памяти людей, стать лишь достоянием архивных хранилищ, потускнеть от неумолимого бега времени.
Победа в Великой Отечественной войне всегда должна быть самым главным праздником русского человека!
Порой возникает вопрос: могут ли быть понятны молодому поколению, современному школьнику мысли и чувства героев тех лет, обстоятельства их жизни и подвига?
За последние десятилетия изменился не только окружающийся мир, но и несколько иными стали нравственные приоритеты. Как воспринимают это событие школьники разного возраста? Что значит для них война, закончившаяся целую вечность назад? Это одно из исторических событий, о которых говорится в учебнике? Одна из тем итогового сочинения?
Согласно Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы» основной целью политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
Совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан включает в себя активизацию интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества.
Патриотическое воспитание обучающихся в школе — одно из главных составляющих воспитательного процесса образовательного учреждения. Патриотическое воспитание направлено на развитие патриотических чувств, на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
В российскую политику возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитание патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Основными формами гражданско-патриотического воспитания обучающихся через внеклассную и внеурочную деятельность, как известно, являются:
- беседы, классные часы, читательские конференции;
- тематические утренники, проведение совместных праздников;
- торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;
- экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания, походы по историческим местам;
- смотры строя и песни, военно-спортивные игры;
- конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;
- ролевые игры, проигрывание ситуаций;
- встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками;
- мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;
- празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов;
- проведение конкурсов военно-патриотической песни;
- посещение воинской части;
- краеведческая деятельность;
- поисковая работа; сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн;
- знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ;
- социальные акции «Ветеран живет рядом», «Милосердие», операция «Забота» и многое другое.
Практически любой учебный предмет может стать платформой для воспитания юного патриота, но самыми большими возможностями в этом процессе, конечно же, обладают учителя-филологи.
Учитывая тот факт, что «память живет и сохраняется только в речи, в слове», а слово и речевое произведение – прямые владения учителя родного языка, значит, важнейшая роль в патриотическом воспитании принадлежит именно русскому языку и литературе.
В сохранении памяти поколений о Великой Отечественной войне литературе принадлежит особое место. Произведения о войне вводят подрастающее поколение в суровую для страны эпоху, помогают понять величие подвига народа, спасшего от уничтожения не только свою страну, но и весь мир, пробудить чувство гордости и осознание ответственности за сохранение мира на Земле, добытого старшим поколением ценой огромных жертв.
По инициативе ГБУК «Самарская областная детская библиотека» на вооружении у словесников теперь имеется ещё одна активная форма работа с подрастающим поколением по формированию патриотизма и нравственности.
Образовательная Акция «Читаем детям о войне», по замыслу разработчиков, приурочена ко Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
«Помнить можно только то, о чём знаешь. Если рассказать детям о войне, им будет, что вспомнить», под таким девизом одновременно в самых разных уголках России и за её пределами проводится час одновременного чтения произведений о Великой Отечественной войне.
В библиотеках, школах, детских садах, приютах, больницах и других учреждениях детям читают вслух лучшие образцы художественной литературы, посвященной событиям 1941-1945 гг. и великому человеческому подвигу.
Участники акции:
- детские библиотеки, ОУ работающие с детьми,
- педагогический коллектив ОУ,
- ШМО учителей русского языка и литературы,
- ветераны ВОВ, приглашённые гости,
- дети и подростки 7-17 лет.
В преддверии Дня Великой Победы во всех ОУ — участниках акции детям и подросткам рекомендуется прочитать вслух лучшие литературные художественные произведения о Великой Отечественной войне. В качестве чтецов могут выступить библиотекари, учителя, воспитатели, а также представители органов власти, депутаты, артисты и т.д.
Наряду с детьми и подростками, на мероприятия акции можно пригласить ветеранов войны, поздравить их с Днем Победы.
После чтения вслух с ребятами желательно обсудить прочитанное и обратить внимание на книги о войне.
Можно подготовить рекомендательные аннотированные списки литературы и распространить среди участников акции.
В ходе акции предполагается проведение следующих мероприятий:
- чтение вслух произведений о войне;
- беседы о прочитанных книгах (рекомендательные, индивидуальные, групповые);
- обсуждения, читательские конференции о прочитанных книгах;
- встречи с ветеранами войны;
- пропаганда и популяризация литературы о Великой Отечественной войне через оформление книжных выставок литературы.
Реклама акции
В ходе проведения акции рекомендуем в муниципальных библиотеках оформить информационные стенды, выставки:
- «Читаем детям о войне» с полной информацией о мероприятиях, проводимых в период Акции;
- книжные выставки литературы «Прочти книги о войне», «Война и дети».
Издать рекомендательные списки литературы о Великой Отечественной войне, разместить в общественных местах информацию об Акции «Читаем детям о войне», осветить ход акции в средствах массовой информации.
(Подробная инструкция, основные режимные и организационные вопросы для участников Акции представлены в Приложении А.)
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИИ
№ | Этап | Примерные сроки | Основные мероприятия | Ответственные |
1. | Подготовительный | Январь – март | Знакомство с методическими рекомендациями.
Избрание организационного комитета Акции. Реклама Акции в СМИ.
|
Организационный комитет |
2. | Основной | Апрель – май | Составление графика проведения Акции в разных классах ОУ. (Приложение Б)
Подготовка дидактических материалов, выставок, презентаций. Приглашение гостей, ветеранов, родителей. Оформление аудиторий для чтения. Составление сценария . Проведение Акции (единовременное). Проведение митинга, посвящённого Дню Победы (награждение памятными сертификатами участников Акции). |
Организационный комитет, педагогический коллектив ОУ |
3. | Заключительный | Май | Проведение анкетирования участников Акции, рефлексия (Приложение О).
Отчёт в штабе проведения Акции. Освещение результатов Акции в СМИ. Подготовка рекомендаций родителям для проведения Семейной Акции. Подготовка информационной справки об итогах Акции ( Приложение К). |
Организационный комитет, родители |
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИИ «ЧИТАЕМ ДЕТЯМ О ВОЙНЕ»
Необходимо, чтобы согласно графику в образовательном учреждении в один и тот же час (на одном и том же уроке) зазвучали художественные произведения (отрывки из художественных произведений) о Великой Отечественной войне в исполнении подготовленных чтецов из числа педагогов и обучающихся школы.
Тексты, выбранные для чтения на уроке, могут быть разными. Учитель может остановиться на прозаическом или стихотворном произведении.
Круг тем, которые поднимают авторы текстов, широк: от темы возмездия до темы милосердия по отношению к врагу. Педагог сам должен решить, о чем ему необходимо беседовать с учениками.
Чтение на уроке может быть организовано по-разному: учитель может прочитать произведение сам, подготовить учеников или включить аудиозапись. (Рекомендации по чтению вслух представлены в Приложении В.)
Перед началом чтения необходимо создать определенную эмоциональную атмосферу с помощью фрагментов кинохроники, фотографий, аудиозаписей песен, посвященных Великой Отечественной войне.
Предполагаемый план работы
11.00-11.10 Приветственное слово почетных гостей.
11.10. Минута молчания в память о погибших.
11.12-11.30 Чтение вслух художественных произведений.
11.30-11.40 Обсуждение прочитанного с детьми.
11.40-11.45 Поздравление ветеранов с праздником.
11.45-11.50 Подведение итогов, выражение благодарности участникам, партнерам и гостям, приглашение к дальнейшему чтению литературы о Великой Отечественной войне.
Подобная акция может быть организована и как семейная: всем родителям можно порекомендовать прочитать дома вместе с детьми вслух одно и то же произведение (стихотворение, рассказ, отрывок из детской книги).
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
В Приложениях Д–О в целях организации методической помощи организаторам Акции представлены готовые тексты художественных произведений для чтения.
№ | Класс | Тема для чтения | Примерный перечень произведений для чтения |
1. | 1 классы
Приложение Д |
«Что может быть страшнее, чем война?!»
|
Г. Беднова «Я родом из детства»
В. Тушнова «Кукла» «Я недавно смотрел старый фильм о войне» «Было обычное жаркое лето» |
2. | 2 классы
Приложение Е |
«Четвероногие бойцы: они помогли победить»
(Животные во время ВОВ) |
С. Ерошенко «В память о собаках войны»
«Собак не вспоминают поимённо» «Только не споют о лошадях»
|
3. | 3 классы
Приложение Е |
«Четвероногие бойцы: они помогли победить»
(Животные во время ВОВ) |
|
4. | 4 классы
Приложение Ж |
«Маленькие герои большой войны» (пионеры-герои)
|
И. Ларина «Пионерам-героям посвящается»
К. Ваншенкин «Женька» Н. Бессонова «Юным героям войны» |
5. | 5 классы
Приложение З |
Брестская крепость: «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» | Г. Веккер «Героям Брестской крепости посвящается….»
С. Гаврусев «Стяг Брестской крепости» |
6. | 6 классы
Приложение И |
«Война, увиденная детскими глазами…» | С. Алексиевич «Последние свидетели» |
7. | 7 классы
Приложение К |
«Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!» (произведения о блокаде Ленинграда)
|
Г. Станиславская «8 сентября, обычный день недели»
Л.Семиколенова «Блокадный подарок» Дневник Тани Савичевой (отрывки) |
8. | 8 классы
Приложение Л |
«Письма с фронта…
Спасибо за память!..»
|
Э. Асадов «Письмо с фронта»
К. Симонов «Жди меня» Э. Асадов «Я могу тебя очень ждать…» А. Дементьев «Письмо отца» |
9. | 9 классы
Приложение М |
«Хатыни звон – не прощальный звон, не смиренный звон, а набатный звон…» | А. Вертинский «Хатынь!»
А. Белевич «Хатынь: боль и гнев» А. Дементьев «Колокола Хатыни» В. Мегельбей «Хатынь» |
10. | 10-11 классы
Приложение Н |
«Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И сотни раз во сне…»
Женщина и война.
|
Ю. Друнина “О войне”, «Я ещё, ребята, не жила…»
М. Исаковский «Русской женщине» А. Дементьев «Баллада о матери» Р. Верзакова «У войны не женское лицо» Б. Окуджава «Отрада» |
Темы для чтения, отбор фрагментов художественных произведений проведён с учётом возрастных, психологических особенностей детей разного возраста, с учётом сформированности их предметных и метапредметных умений.
Час одновременного громкого чтения произведений о войне, написанных для детей и подростков, помогает осознать важность сохранения памяти о переломных событиях в истории Отчизны, почувствовать и понять боль своих соотечественников, переживших те страшные годы, воспитать любовь к Родине.
Такая форма организации патриотического воспитания в школе поможет детям ощутить себя частью одной большой страны.
Читайте детям вслух, читайте вместе с детьми!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся? Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат.
Важнейшее место среди них, на мой взгляд, занимают уроки литературы. Именно художественная литература призвана воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров, ведь у учителя – словесника всегда в руках книги, которые помогают воспитывать истинного человека, человека духовного.
«Книга, — по словам А. Герцена, — это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место». Но нужно помнить, что патриотическое чувство не может быть сформировано в короткое время. Его воспитание требует постоянного внимания в течение всего времени обучения в школе.
Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает художественная литературы.
Список использованной литературы:
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
- Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2014
- Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2012. – №6
- Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2009
- Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. – №1
- Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006
- Суходольская С.А Воспитание гражданственности на уроках русского языка и литературы — Дрофа, 2007
Интернет-ресурсы:
http://pandia.ru/text/80/166/29238.php
http://sodb.ru/node/1626
festival.1september.ru/articles/625390/
https://samodb.timepad.ru/event/307408/
www.sodb.ru
Акция «Читаем детям о войне»: организационно-методические рекмендации / Приложения / сценарий