«За давностью лет не забыты страницы листов наградных…»

Тематическое занятие с элементами беседы для детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет, испытывающих трудности социальной адаптации


Екатерина Витальевна СЫСОЛЯТИНА, методист ГБУ «Областной центр социальной помощи семье и детям «Журавушка»,  г. Нижний Новгород, Нижегородская область


Основное содержание тематического занятия

Цели и задачи мероприятия (взаимодействия):

Цель: патриотическое воспитание детей на основе славного героического прошлого советского народа.

Задачи:
— способствовать сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне и преемственности поколений;
— способствовать формированию у воспитанников представлений об истории боевых наград, воинских документах и поиске бойцов с помощью интернет-ресурсов;
— способствовать формированию интереса детей к истории Великой Отечественной войны в их семьях;
— развивать чувство ответственности и национальной гордости за подвиг, совершенный советским народом во время ВОВ;
— формировать эмоциональную отзывчивость на примере поэтических произведений о славном боевом прошлом нашей страны;
— воспитывать уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла;
— воспитывать любовь к Родине, народу, семье.

Форма, методы, приёмы, технологии взаимодействия:
Форма: тематическое занятие с элементами беседы.
Методы: наглядно-образный и словесно-логический.
Приемы и технологии: просмотр и обсуждение видеороликов, знакомство с архивными документами, оперативный анализ полученной в ходе занятия информации, обоснование своего мнения с опорой на материал, увиденный только что всем.

Необходимое для проведения мероприятия оборудование:
— мультимедийный проектор;
— ноутбук;
— чёткая фотография медали «За оборону Ленинграда» (см. Приложение № 1, фото 01);
— фотографии, используемые в сценарии (см. Приложение № 1, фото 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9);
— видеозаписи, используемые в сценарии (см. Приложение № 2, видео 1, 2);
— указка;
— раскрашенный комплект «Георгиевская Свеча – Ордена Победы» «Орден Отечественной войны»;
— письма-треугольники «Неугасима память поколений…» со ссылкой на сайт «Найти солдата» по количеству детей, принимающих участие в занятии (см. Приложение № 3 фото 1, 2).

Рекомендации для подготовки и проведения (при наличии):
— Актуализировать у детей знания о Великой Отечественной войне, подвигах советских солдат, Днях Воинской славы России;
— Провести виртуальную экскурсию по каталогу «Георгиевская Свеча Памяти – Ордена Победы» и сайту Международного мемориального центра «Свеча Памяти»;
— Провести мастер-класс с раскрашиванием «Георгиевской Свечи Памяти – Ордена Победы»;
— Подготовить письма-треугольники, внутри которых размещена ссылка на информационный ресурс содержащий информацию о поиске бойцов, участников ВОВ «Найти солдата».

Подробное описание хода мероприятия (взаимодействия)

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы зажечь Свечу Памяти. Поговорить о том, что такое «Память поколений». Задуматься о том, что может помочь каждому из нас быть верным своей Родине. Прошу вас обратить свое внимание на экран.

(Просмотр видео «Пусть это было не зря» из проекта #ЖИТЬ [15] и сразу чтение педагогом стихотворения А. Елисова [4].)

Простые школьники не видели войны.
Им снились современные «герои».
Мальчишки были просто шалуны,
Но успокоились пред памятником строгим.
И изменились лица у ребят,
Как будто пыль сошла с них белым вихрем.
На них смотрел из вечности солдат.
Геройский взгляд заставил их затихнуть.
Теперь им не хотелось воевать.
Солдат суров и, кажется, он дышит.
Он призывает просто помолчать,
Вчитаться в список земляков погибших.
И вот смотрели детские глаза
В геройский список, на котором тесно –
Инициалы, люди, голоса,
А что о них сегодня им известно?
Им представлялись подвиги, бои
И лица тех давно погибших где-то.
И вот нашли фамилии свои
В том списке жертв наследники Победы.
И содрогнулась детская душа.
Войны уж нет, но прошлое так рядом.
Солдат их дружелюбно провожал
Своим победным над фашистом взглядом.
Кругом черёмуха и запахи весны.
Все ветераны празднуют Победу.
Какие сны увидят пацаны?
Глаза солдата, прадедов и дедов.

(Обсуждение. Вопросы для обсуждения: «Объясните, пожалуйста, своими словами название видеоролика? Согласны ли вы с ними?», «Что было у каждого выпускника школы в 1941 году?» (ответы детей: «Мечта, представление о своей будущей профессии и т.д.) «Что делала учительница, когда узнавала, что ребята из этого выпуска погибли на фронте? Как вы думаете, почему? (ответы детей: «Прикрепляла фотографию из личного дела вместе с орденом Ленина из газеты «Комсомольская правда» на стенд, создавала доску памяти, вспоминала и т.д.», «Потому что все они для нее были героями – защитниками Родины»), «Что считала учительница самым главным в жизни своих выпускников (ответы детей: «Нужно прежде всего быть хорошим человеком. И любить свою Родину. Именно благодаря этой люби мы с вами и живем»), «Кто может помнить погибших бойцов?», «А какую Память можете передавать вы?», «Как мы можем сохранять память о героях своих семей? (ответы детей: «Рассказывать в семьях, передавать из поколения в поколение, Написать дневник памяти, участвовать в проекте «Бессмертный полк» и т.д.)

Сегодня в течение всей нашей встречи будет гореть Свеча Памяти.

(Педагог зажигает Георгиевскую Свечу в основании которой Орден Отечественной войны.)

Кто из вас может мне рассказать, что это за Свеча? (ответы детей: «Мы уже участвовали в мастер-классе. Это — «Георгиевская Свеча – Ордена Победы» –  новый символ Памяти. Совсем недавно патриотами из республики Марий-Эл было предложено изготавливать основания для Свечей в форме Орденов, которыми награждали советских солдат в период Великой Отечественной войны»).
Все верно! Сегодня я зажигаю здесь Свечу Памяти, в основании которой размещен Орден ВОВ. Почему я это делаю, как вы думаете? (ответы детей: «Это тема нашей беседы. Это символ темы занятия. Мы будем говорить о герое, награжденном этим Орденом». и т.д.). Всё верно, мы с вами будем говорить о событиях ВОВ. Все вы знаете, что 2020 год – это год 75 годовщины Победы советского народа над фашистской Германией.
О том, какие бывают Свечи Памяти и с какими воинскими наградами они связаны, мы говорили с вами на предыдущих занятиях. А сегодня я хочу рассказать вам историю медали. Какой, вы ответите мне сами, если внимательно послушаете описание, которое дал ей Борис Лихарев в 1942 году [10]:

Твой дальний внук с благоговеньем
Медаль геройскую возьмет.
Из поколенья в поколенье
Она к потомкам перейдет.
В ней все, чем жил ты, неустанен,
К единой цели устремлен.
Ты сам в металл ее вчеканен,
Ты сам на ней изображен.
И строй бойцов и блеск штыка,
Адмиралтейская громада.
«За оборону Ленинграда» —
Такая надпись на века!
Ты первым принял этот бой,
Придешь к победе не последним.
Свистят осколки над Невой,
Еще разрывы громом летним,
Еще наш день в трудах, в борьбе
Горит огнем и кровью льется.
Медаль тебе за то дается,
Что верит Родина тебе.
За неизменный путь бойца
Твоя высокая награда.
И ты, защитник Ленинграда, —
Ты будешь верным до конца.

Эти стихи в далеком 1942 году печатали на обложке удостоверения, которое выдавалось к медали «За оборону Ленинграда» – государственной награды СССР, для награждения защитников города Ленинград (военнослужащих и мирных жителей).
Учреждена 22 декабря 1942 года, став одной из первых советских медалей военного времени (одновременно с медалями «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя» и «За оборону Сталинграда»).
Медалью «За оборону Ленинграда» награждались все участники обороны Ленинграда:
Первое награждение медалью состоялось 3 июня 1943 года на торжественном собрании в Смольном. До 1945 года было награждено около 600 000 участников обороны Ленинграда [8].
Давайте рассмотрим эту медаль подробнее [8].
(На экран выводится фото с изображением медали Приложение 1, фото 01 общий вид медали.)


Медаль имеет форму правильного круга диаметром 32 мм. На лицевой стороне медали, на фоне виднеющегося очертания здания Адмиралтейства, изображена группа красноармейцев, краснофлотцев, рабочих и работниц с винтовками наперевес. В верхней части медали – пятиконечная звёздочка и надпись по краю медали «ЗА ОБОРОНУ ЛЕНИНГРАДА». Лицевая сторона медали окаймлена выпуклым бортиком.

(На экран выводится фото с изображением медали Приложение 1, фото 01 лицевая сторона.)

На оборотной стороне медали, она ещё называется «реверс» – надпись «ЗА НАШУ СОВЕТСКУЮ РОДИНУ». Над надписью изображены серп и молот

(На экран выводится фото с изображением медали Приложение 1, фото 01 оборотная сторона.)

Все надписи и изображения на медали выпуклые.

В числе тех, кто был награжден медалью «За оборону Ленинграда» 7 июля 1943 года, был мой прадед – Пионтковский Михаил Адамович.
Он родился в 12 марта 1915 году в д. Александровка в Белоруссии. В апреле 1942 года он ушел на фронт из г. Алдан (Саха-Якутия). Служил в 406 стрелковом полку 124 стрелковой дивизии Ленинградского фронта. В марте 1944 года он погиб, и семья получила извещение о его смерти и о том, что он захоронен в Эстонии.

(На экран выводится фото с извещением Приложение 1, фото 02.)

Семья долгое время не знала, где именно захоронен Михаил Адамович. На память о нем осталась запись и фото в «Книге Памяти г. Алдан» [14] , где указано, что он награжден медалью «За оборону Ленинграда».

(На экран выводится фото из Книги Памяти Приложение 1, фото 03.)

После распада СССР и многочисленных обращений из центрального архива министерства обороны СССР в 1992 году был получен ответ на запрос с указанием конкретного места захоронения

(На экран выводится фото данных из ЦВМО Приложение 1, фото 04.)

До недавнего момента это было единственное, что было известно о судьбе солдата. Все изменилось с появлением сети Интернет. Появились официальные информационные ресурсы, в которых представлены документы времен ВОВ, в том числе списки бойцов, карты и журналы боевых действий и т.д. В настоящий момент есть возможность узнать историю родных, участвовавших в ВОВ. Сайты устроены таким образом, что даже при введении минимального количества известной в настоящий момент информации, показываются все документы, имеющие даже минимальные совпадения. Например, указав ФИО прадедушки, я смогла прочесть документ в котором содержится информация о награждении его медалью — это Акт вручения медали за оборону Ленинграда 406 стрелковый полк 124 стрелковая дивизия от 07.07.1943 года [9].

(На экран выводится фото Приказа о награждении Приложение 1, фото 05, фото 06.)

В документе содержится информация когда, кем произведено вручение и поименной список награжденных: ФИО бойца, должность, серия и номер удостоверения к медали.
На этом же сайте опубликован документ – боевая характеристика дивизии. Познакомившись с ним сейчас, мы можем более полно представить ситуацию на том участке фронта, где воевал прадед.
В январе 1944 года в ходе упорных боев наши войска освободили город и ж/д станцию Мга, один из важных транспортных узлов Ленинградской области. Полное освобождение произошло 21 января 1944 года.
А в письме от 04.02.1944 года Михаил Адамович пишет, что их подразделению (124 дивизии) присвоено звание Мгинской и награждено Орденом боевого красного знамени [2].

(На экран выводится фото титульного листа Боевой характеристики дивизии Приложение 1, фото 07.)

 

Сами солдаты высоко ценили свою победу в этой воинской операции. В послевоенных материалах, ей дана такая оценка [3, 6]:
«В январе 1944 года на всем фронте от Копорского залива до озера Ильмень развернулось наступление наших войск.
21 января части 67-й и 8-й армий выбили фашистов из Мги.
Высокое воинское мастерство и мужество проявили в боях за освобождение поселка тысячи советских воинов.
Пятнадцати соединениям и частям Ленинградского и Волховского фронтов, отличившимся в боях, приказом Верховного Главнокомандующего присвоено наименование Мгинских.
Сразу же после освобождения поселка от врага начались восстановительные работы. Вновь вступила в строй железная дорога, и через станцию пошли поезда в Сибирь и на Дальний Восток».
Это стало стратегически важным вкладом в снятии блокады с города Ленинград.
В боевой песне дивизии события сложились в стихотворные строки [1]:
В боях рождённая, Краснознамённая,
Мгинская дивизия, вперёд!
Салют нам послала родная столица
«Спасибо!» –   сказал нам народ.
На знамени нашем написано «мгинцы»
Девиз наш солдатский: «Вперёд!»
Стоит отметить, что звание краснознаменная давалось…. «за особую храбрость, самоотверженность и мужество, проявленные при защите Отечества» [13] и очень ценилось солдатами.
Далее 124 стрелковая дивизия продвигалась в западном направлении. И в начале марта 1944 года она с боями перешла на западный берег реки Нарва, территория Эстонии. Почти весь месяц дивизия вела «наступательные бои, не давшие требуемых результатов, вследствие исключительно мощного сопротивления, организованного противником.
26 марта противник после интенсивной артиллерийской подготовки при поддержке авиации перешел в контрнаступление, которое было остановлено.
2 апреля 1944 г дивизия была сменена частями 123 стрелковой дивизии и отведена в резерв» [2].
За этими простыми словами история 867 семей, бойцы из которых никогда не вернулись домой. В том числе и мой прадед.
Но кроме сухих строк в документах на сайте сохранилась «живая» история – история в письмах с фронта.
Писали их на смертном рубеже
Под скрежет танков, орудийный рев,
Писали их в окопах, блиндаже,
На бомбами израненной меже,
На улицах сожженных городов…
О письма фронтовые грозных лет —
Бесценней документов в мире нет!.. [7] Писем немного, но они – самое ценное, что осталось в семье от прадеда.

(На экран одновременно выводится фото письма М.А. Пионтковского и фото его семьи Приложение 1, фото 08, фото 09. Педагог зачитывает текст письма.)

«Только тяжело на сердце когда долго нет этих дорогих писем. Был в боях, но пока как видите остался цел и невредим. Правда пережить пришлось тоже многое, но война без этого не бывает. Сейчас сижу в комнате и пишу вам мои дорогие это письмо. У хозяев девочка как наш Толик и пришла девочка как наша Эммочка и мне до слез больно на сердце, что я в эту минуту не могу вас встретить и подержать на руках своих горячо любимых деток. Но ничего, придет эта счастливая минута и мы встретимся и заживем по старому еще даже лучше… Вот пишу это письмо, а передо мной лежит ваша фотография, я ни на секунду не забываю о вас не смотря что нас разделяет такое большое расстояние я всегда с вами мои дорогие».
Это письмо от 13 февраля 1944 года. 23 марта он погиб. Ему было всего 29 лет. В г.Алдан у него остались жена, 4-хлетний сын и 6-тилетняя дочь.
В письмах Михаила Адамовича часто повторяются слова: «Вот закончится война и заживем..» «Вернусь с войны и заживем ещё лучше, чем прежде..».
Эти слова как заклинание шли с фронта в каждом письме, завещая каждому жить. В том числе и нам с вами. Жить так, как это дали деды и прадеды. Искренне и предано, всем своим существом, без лжи и подлости.
Мне кажется, что именно об этом говорят исполнители этой песни. Обратите свое внимание на экран и согласитесь или возразите мне.

(Просмотр ролика «Жить» из проекта #ЖИТЬ [5].)

(Обсуждение: «О чем эта песня для вас?» «Кто что увидел на экране?», «Кто что услышал в словах песни?», «Почему в ролике кадры счастливых людей чередуются с кадрами трагедий и катастроф?» (ответы детей: «Эта песня о надежде и вере», «Песня, которая дает силы и вдохновляет», «Песня о том, что люди живут без войны», «О том, что в мирное время люди тоже страдают», «О том, что никто не должен оставаться со своей проблемой один на один» и т.д.)
«Кто увидел кадр, связанный с одним из способов сохранения памяти поколений?» (Ответы детей: «Шествие Бессмертного полка на 9 мая».)
«Какие слова в песне вам кажутся самыми главными?» (ответы детей «Не воевать, не убивать, а человеком просто стать»). С какими словами очень созвучны слова этой песни? (ответы детей: «Со словами из первого видеоролика «Нужно, прежде всего, быть хорошим человеком. И любить свою Родину»).
Ваши ответы очень точные. Вы были внимательны и запомнили важные моменты. Я уверена, что и эти слова И. Никитиной отзовутся в ваших сердцах:
Нам не забыть о той войне,
Прошедшей уже в прошлом веке.
Она в тебе, она во мне,
Как в каждом русском человеке.
Так генетически, в крови,
В нас эта память. Не забудем,
Как шли тяжёлые бои
И как к победе путь был труден.
Как плакала солдата мать,
И щёки впалые блокады…
Нам эту память передать
Потомкам надо. Очень надо.
Чтобы живущие сейчас
В тепле,
В уюте не забыли,
Как в грозный день и грозный час
Колокола войны звонили [12].
Сейчас я погашу эту Свечу Памяти, но я верю, что каждый из вас унесет в сердце маленький огонек, который со временем разгорится в Свечу Памяти Поколений.
Для каждого из вас есть письмо, откройте его дома вместе с родителями и посмотрите информацию на сайтах о бойце из вашей семьи.

(Раздача памяток с информацией о сайтах поиска «Найти солдата» http://parad-msk.ru/search-soldat/ [11], которые сложены в виде солдатских писем-треугольников, на которых написано «Неугасима память поколений…»)

При подготовке и проведении мероприятия использованы произведения следующих авторов:
1.     Голуб О.
2.     Елисов А.
3.     Кирпонос Е.М.
4.     Лихарев Б.М.
5.     Матвиенко И.
6.     Никитина И.М.

Список источников, использованных при разработке, подготовке и проведении мероприятия (взаимодействия):
1. Боевая песня 124-й Мгинско-Хинганской ордена Суворова стрелковой дивизии. URL:  http://mga-school.narod.ru/p57.htm (дата обращения: 30.01.2020 г.)
2. Боевая характеристика 124 СД. URL: https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=454531564&backurl=q%5C%D0%B1%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20124%20%D1%81%D0%B4::use_main_string%5Ctrue::group%5Call::types%5Copersvodki:rasporyajeniya:otcheti:peregovori:jbd:direktivi:prikazi:posnatovleniya:dokladi:raporti:doneseniya:svedeniya:plani:plani_operaciy:karti:shemi:spravki:drugie (дата обращения: 30.01.2020 г.)
3. Гришина Л.И., Файнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные Места Ленинградской Области. Л.: Лениздат, 1973.- с. 79.
4. Елисов А. У памятника/ А. Елисов // Православное слово в Нижнем Новгороде. – 2009. — № 4 (37) апрель. — с. 2.
5. Жить. Проект #ЖИТЬ. URL: https://www.youtube.com/watch?v=X__GJAvZ4_M (дата обращения:30.01.2020 г.)
6. Кировский район: Мга. URL: http://blokada.otrok.ru/towns.php?t=47 (дата обращения: 30.01.2020 г.)
7. Кирпонос Е.М. Писали их на смертном рубеже. URL: https://www.molodguard.ru/heroes560.htm (дата обращения: 30.01.2020 г.)
8. Медаль «За оборону Ленинграда». URL: http://mondvor.narod.ru/MObLeng.html (дата обращения: 30.01.2020 г.)
9. Медаль «За оборону Ленинграда». URL:https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie1534280930/ (дата обращения: 30.01.2020 г.)
10. Медаль майора Лихарева. URL: https://rg.ru/2019/01/31/chi-stihi-napechatany-na-udostoverenii-k-medali-za-oboronu-leningrada.html (дата обращения: 30.01.2020 г.)
11. Найти солдата. URL: http://parad-msk.ru/search-soldat/ (дата обращения: 30.01.2020 г.)
12. Никитина И. М. Нам не забыть о той войне. URL: http://kultaevobook.ru/?p=1500 (дата обращения: 30.01.2020 г.)
13. Орден Красного Знамени URL: http://mondvor.narod.ru/ORBan.html
14. Память хранит/ Книга-альбом посвящается живым и павшим воинам-алданцам. – Якутск: Редакционно-издательский отдел Госкомиздата Якутской АССР, 1990 г., с.58.
15. Пусть это будет не зря. Проект #ЖИТЬ. URL: https://www.youtube.com/watch?v=mKvnbVw1P5Y (дата обращения: 30.01.2020 г.)