«Вы ведь даже не учитель», или Как живется в школе «иным»

Есть такое официальное наименование – «иные педагогические сотрудники». Одно это слово «иные» выводит их в какое-то другое поле, отделяя от тех, которые «не иные», барьером. Мы хотим разобраться, кто они, почему они «иные», и каково им работается в российской школе.

К «иным» педагогическим сотрудникам относят педагогов, которые не стоят у доски урок за уроком и не проверяют тетрадей до глубокой ночи, – педагогов-психологов, логопедов, педагогов-библиотекарей, педагогов-организаторов. Работают ли они с детьми? Да. Много ли у них работы? Да. Нужно ли для этой работы иметь педагогический талант? Несомненно.
 
Превратить человека в читателя

Педагог-библиотекарь – это не только тот, кто выдает и получает учебники и художественную литературу, его обязанности куда шире и глубже. Педагог-библиотекарь – это тот, кто должен вызвать у детей интерес, а потом и любовь к чтению, кто делает из школьников читателей. Это трудное дело, особенно в последнее время. Трудное, но, тем не менее, необходимое. Библиотечные уроки, конкурсы, викторины, акции, квесты – все это надо уметь придумывать, разрабатывать, проводить, да так, чтобы у детей горели глаза. Проще ли это, чем готовить к ЕГЭ? Неизвестно.
 
Учиться, учиться и учиться…

И педагогу-психологу в школе вряд ли проще. Детей много. Дети разные. И надо не пропустить момент, когда кому-то станет неуютно, страшно или одиноко. А еще адаптация свежепоступивших детей. Как привыкают? Как встраиваются в коллектив и в школьную жизнь? Увидеть, понять, помочь, если надо. А есть и старшеклассники, с ними тоже не проще. У кого-то первая любовь, у кого-то нелады в семье, у кого-то кончились силы, у кого-то нервный срыв на фоне переутомления. И опять же нужно разглядеть каждого, не упустить критическую ситуацию, подхватить, поддержать, довести до экзаменационной поры.

А иногда надо включиться в проблему, которая не решается без участия родителей. И тут знания детской психологии помогают не в полной мере, потому что родители – люди взрослые, психология их давно «выросла», «заматерела». Но отступать нельзя, потому что в центре каждой сложной ситуации, которую приходится «разруливать» педагогу-психологу, ребенок.

Поэтому учиться, учиться и учиться. Курсы, самообразование, вебинары, новые книги… Без этого психологу в школе делать нечего. Как только остановишься, глянь – уже отстал.

Ну, и бумаги конечно. Отчеты, анализы, справки. Провел тестирование – готовь справку. Пообщался с родителями – пиши отчет. Закончилась адаптация – вынь да положь анализ. И непременно планы работы. И обязательно до 25 числа каждого месяца на весь следующий месяц. И еще отдельно планы по всем видам деятельности – профориентация, работа со сложными подростками, профилактика наркомании, подготовка к ЕГЭ. Одних планов на полмегабайта написать надо.
 
Таинственная личность

А есть еще таинственная личность – педагог-организатор. Его обязанности в каждой школе толкуют по-своему. Где-то он ученическим самоуправлением занимается, где-то – музеями и пресс-центром, где-то – на нем все концерты и праздники, а где-то – все это вместе и еще что-нибудь. Это вообще обычная в школе вещь – думать, что, если человек – педагог, но уроков не ведет, то и времени у него свободного много, и сил.

Вы ведь даже не учитель!

Разговоры со школьными библиотекарями, психологами и организаторами выявили одну закономерность: все они говорят, что бывали моменты, когда коллеги или начальство им говорили: «Ну, Вы же даже не учитель!»

«Всем дали премию к окончанию учебного года, а мне нет. Пошла к директору с вопросом на эту тему и услышала: «Ну, Вы же не учитель!»

«Администрация договорилась о проведении курсов повышения квалификации прямо у нас в школе, чтобы преподаватели к нам приезжали. И тема интересная – «Введение ФГОС». Пошла к завучу записываться, а она мне отказала, говорит – «Зачем тебе? Ты же даже не учитель!»

«Перед Новым годом профком раздавал билеты на елку для детей. Пришла за билетом для своего сына, а мне говорят: «Ну да, членам профсоюза выдаем. Но сначала учителям. Если останется, то тогда и Вам дадим».

Вот так и живут «иные» в школе. Спрашивают с них так же. Работы у них не меньше и порой она ничуть не проще учительской. И ответственности с них никто не снимает. Но мысль о том, что они – иные, «даже не учителя», сидит в некоторых головах крепко. Пора бы от нее избавляться. Вы как думаете?

Источник: pedsovet.org