«Родители хотят контролировать обучение ребенка, но современные школы не могут ответить на этот запрос»
Как и наш предыдущий герой из Пскова, Наталья Власова из Воронежа пришла в образование из бизнеса. Идея ее проекта «Академия» в том, чтобы решить проблему снижения интереса детей к учебе в 5-9 классах и при этом обойтись без крупных финансовых вложений, как со стороны родителей, так и со стороны школы. О том, как она создает эффективную и доступную образовательную модель, которая отвечает на запросы современных семей, Наталья рассказывает в рубрике «Директорская».
До пандемии я занималась проектами, связанными с международным образованием. Я основала крупнейшую в регионе школу иностранных языков International House Voronezh-Linguist, запустила международный театральный фестиваль «Шекспирия», в партнерстве с Гете-институтом открыла в городе немецкий культурно-образовательный центр. Мы готовили детей к поступлению в зарубежные вузы, проводили культурные мероприятия, встречи с носителями языка, а участники нашего фестиваля ездили на гастроли за границу.
Однако пандемия изменила расстановку сил, международные связи «заморозились», и я обратила внимание на российское школьное образование. В сентябре 2021 года я открываю частную школу «Академия», где дети будут обучаться с пятого по девятые классы. Среднее звено выбрано не случайно — именно здесь, в отличие от началки, накопились системные противоречия и сбои.
ФГОС как приложение
Считается, что в этот период, в пубертат, практически невозможно увлечь детей учебой, и поэтому они часто «вылетают» из образовательного процесса и несколько лет даром теряют время.
А потом тем, в 10-11 классах захочет поступить в вуз, приходится надолго садиться с репетиторами и всю старшую школу готовиться к ЕГЭ.
К проблеме мотивации добавляется еще одна: родители хотят контролировать обучение ребенка, участвовать во всех этапах учебного процесса, но существующие школы, и частные том числе, не могут это обеспечить.
В результате семьи постоянно жалуются и перекладывают дополнительную ответственность на преподавателей.
Чтобы изменить ситуацию, я предлагаю применить в общем образовании технологии, которые уже работают в дополнительном, где и уровень мотивации выше, и голос семей весомее. «Академия» — это вариант школы, где родители с детьми могли бы выбирать курсы, преподавателей, и даже окружающую ребенка среду.
Будущие ученики на июньском Академическом сборе
В первую очередь мы будем спрашивать у детей, чего они сами хотят изучать. Эти предметы станут основой программы, а ФГОС станет приложением к специализации. Каждые три месяца у учеников будет возможность менять свой профиль. Но базовая программа, конечно, будет преподаваться в полном объеме.
Коктейль из проектов
Сейчас частное образование связано с большим вливанием денег со стороны предпринимателя, в первую очередь на помещение. Я хочу создать такую модель, которая сделает эту сферу доступнее: чтобы любой человек работающий в дополнительном образовании, у кого есть, например, свой небольшой центр подготовки к ЕГЭ, мог открыть на его основе школу.
Одно из решений, которые я рассматриваю, это не использовать авторские программы и не содержать очную команду педагогов, как делается во многих частных школах, а преподавать неуглубленные предметы online или использовать франшизу различных образовательных проектов.
Если твой партнер школа программирования Coddy, зачем собственные информатики? То есть набор предметов — это коктейль из разных уже успешных проектов.
Команда «Академии» на июньском Академическом сборе
У тех, кто занимается дополнительным образованием уже есть все необходимые знания для индивидуализации: они понимают, как работать с детьми разных возрастов, о чем разговаривать с родителями, умеют зарабатывать деньги и налаживать связи. С выбором профиля детям и родителям помогут штатные психологи и тьюторы. Главная проблема школы нового формата в том, как получить лицензию, аккредитацию и начать работать. Трудности с правовым регулированием существуют, и сейчас я выстраиваю отношения с властями, а также знакомлюсь с практиками других школ, чтобы и требованиям всем следовать, и идею воплотить.
Директора не представляют, насколько они крутые
В своем проекте я выступаю только в качестве учредителя, и сейчас активно ищу директора. Руководителем «Академии» я вижу человека, скорее, не имеющего опыта в государственном образовании, все из того же дополнительного. Так сложилось в России, что директор школы, это Директор с большой буквы, всему голова. И если руководитель выжил в гособразовании у него часто наступает профдеформация, теряется гибкость. Поэтому мой выбор — человек не из системы.
В поиске образа управленца для своего проекта я решила принять участие программе «Директорская». Именно здесь я познакомилась со многими замечательными лидерами образования, и они немного поменяли мое впечатление.
К сожалению, многие директора, в отличие от своих западных коллег, не осознают до конца, насколько они крутые. Им может не хватать каких-то знаний, техник, которые за рубежом знает уже бабушка современного методиста, но это с лихвой восполняют, идейность, подвижничество, огромная внутренняя энергия.
Участники программы «Директорская»
У каждой школы, представленной здесь, есть своя «изюминка», а руководят ими настоящие миссионеры. В программе мы познакомились и начали взаимодействовать с Дмитрием Фишбейном, директором лицея НИУ ВШЭ, и сейчас он консультирует меня по проекту «Академии», а моя команда стажируется в лицее НИУ ВШЭ.
Как я, человек из бизнеса, чувствую себя в образовании? Как в школе. Есть отличницы на первой парте, есть середнячок: учатся и еще успевают с мальчиками общаться. И есть тот, кто подобно мне, сидит на задней парте и все время задает вопрос — что я тут делаю, зачем мне это? И участие в «Директорской» помогает мне расставить все точки над i.
Как создать настоящую команду и эффективно управлять ей? Как не выгореть, будучи руководителем? Как привлечь дополнительное финансирование в СПО, школу, центр допобразования или новый проект? Эти и другие темы — в программе переподготовки для руководителей образовательных организаций «Директорская».