«Победный май»

Тематическое занятие для подготовительной группы (к 75-летию Победы)


Лариса Владимировна ТЯГУР, воспитатель МОУ СОШ дошкольной группы «Березка» п. Поливаново, Барышский район, Ульяновская область


Цели: формирование у детей уважительного отношения к одному из главных исторических моментов страны.

Задачи:
Обучающие:
-сформировать у детей знания о Великой Отечественной войне 1941-1945гг;
-привлечь внимание детей к знаменательной праздничной дате;
-познакомить детей с музыкой военных лет, с произведениями, в которых отражена война;
Воспитательные:
-воспитывать историческую память;
-воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине;
-воспитывать уважение к старшему поколению;
Развивающие:
-развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового;
-способствовать развитию мелкой моторики рук;
-вызывать желание рисовать в нетрадиционной технике;
-развивать умение создавать простые композиции;
-развивать познавательную деятельность, через чтение стихов и исполнение музыкальных произведений.

Предварительная работа:
Чтение рассказов о войне:
С. Георгиевская. «Галина мама»;
А. Митяев «Почему Армия родная»; «Таежный подарок»;
В. Куприн «Отцовское поле»;
Я. Абидов «Мать-Земля»;
И. Исаковский «Навек запомни».
Рассматривание картин:
— В. Васнецов «Три богатыря»;
— рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков;
— М. Самсонов «На рубеже»;
— Ю. Непринцев «Отдых после боя».
 

Ход мероприятия

ВЕДУЩАЯ: 
Зажигаются радостью лица.
В это светлое майское утро!
За окном заливаются птицы,
Отливает листва перламутром.
Ветеранам мы дарим гвоздики,
Вспоминаем отважных бойцов,
Не забудем мы подвиг великий,
Наших дедов и наших отцов!

ВЕДУЩИЙ: Дорогие ребята! Приближается замечательный, радостный праздник – день Победы! Этот день – не просто праздник. В этот день закончилась война – страшная, жестокая, которая длилась целых 4 года.
Нас с вами не было на свете, когда весной, давным-давно,
Весть о великой, о Победе влетела в каждое окно!
И кто-то верил : вот вернется с войны героем сын иль брат…
А кто-то знал, что не проснется уснувший вечным сном солдат.

Дети читают стихи:
1-й ребенок:  Я знаю от мамы, я знаю от деда
9 мая пришла к нам Победа
Тот день весь народ ожидал!
Тот день самым радостным стал.
2-й ребенок:  Мы про день Победы
Любим слушать их рассказ
Как сражались наши деды
За весь мир и за всех нас.

ВЕДУЩИЙ: Прошло уже 75 лет, как закончилась эта страшная война с немецким фашизмом. 75 лет назад наши деды отстояли мир на земле. Наш народ знает цену миру и мирной жизни. Чтобы взрослые и дети жили счастливо на свете, что нужно?
Дети: Мир.
ВЕДУЩИЙ. А как вы представляете, что такое «мир»?
1-й ребенок: Мир — это солнечное утро.
2-й ребенок: Мир — это когда день полон забот.
3-й ребенок: Мир — это золотые поля и цветущие сады.
4-й ребенок: Мир — это когда открыты двери школ и садов.
5-й ребенок: Мир — это когда гремит весенний гром и не грохочут пушки.
6-й ребенок: Мир — это когда папа, мама и я рядом.
Все: Мир — это жизнь!

Дети исполняют песню «Пусть всегда будет солнце», муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина.
 
Ребенок (девочка) читает стихотворение:
Песню про синий платочек
Тихо запел патефон.
В давние годы военные
Снова уносит нас он.
Крутится в вальсе пластинка,
Слышим мы голос родной,
Синенький скромный платочек
Зовёт танцевать нас с тобой.

Танец «Синий платочек» исполняет танцевальный коллектив «Гномики» (под композицию Алсу).

ВЕДУЩИЙ: Мы помним о тех, кто не вернулся с полей сражений в Великой Отечественной войне, о тех, кто пал смертью храбрых за нашу великую Родину. А что такое Родина?

Дети: Родина это наш дом, город, страна, земля.

ВЕДУЩИЙ: Правильно, ребята. Родина-это наш дом, страна, где мы живем. Родина-это ваши папа и мама, наш родной край. Давайте послушаем стихи о нашей Родине, которые вы знаете.

Дети читают стихи:

1-й ребенок: Что мы Родиной зовем?
Дом, в котором мы живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.

2-й ребенок: Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.

3-й ребенок: Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.

ВЕДУЩИЙ: А началась война неожиданно — 22 июня, в воскресный летний день, когда люди мирно занимались своими обычными делами…По радио вдруг объявили, что на нашу Родину напали фашистские захватчики, нарушив ее границы.

На экране кадры «Говорит и показывает Москва». Звук пулемета.
Дети изображают испуг, бегают.

ВЕДУЩИЙ: Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну, становились бойцами Красной армии.

ВЕДУЩИЙ:  И за честь своей Отчизны
Вышли все и стар и млад
До конца! До дня Победы
Только вперед и ни шагу назад!
Мужчины и женщины воевали с фашистами, женщины и дети далеко от фронта приближали Победу своим трудом. В короткие минуты отдыха люди пели. Да, и на войне была музыка. С песней солдаты шли в бой, с песней отдыхали после боя, песни помогали верить в победу.

ВЕДУЩИЙ: Послушайте песню «Священная война». Ее написал Александр Александров в годы войны.
Дети становятся в пары и поворачиваются к экрану, слушают и смотрят кадры из военной хроники.
Звучит песня «Священная война».
Дети садятся на стульчики.
ВЕДУЩИЙ: Ребята, на войне были люди, которые доставляли важные документы в штаб. Из этих документов главнокомандующий узнавал о том, где находится противник, какое у него оружие, сколько танков, кораблей, самолетов. А вы, ребята, не хотите превратиться в таких разведчиков, которые приносили документы в штаб? Предлагаю вам поиграть в игру.

ИГРА «ДОСТАВЬ ДОНЕСЕНИЕ»
(Донесение — это конверты, в которые вложены загадки. Две команды, по 5 человек должны с сумкой на плече, в которую вложены конверты с загадками, преодолеть препятствия:
-преодолеть тоннель;
-проползти по скамейке;
-пролезть под дугой;
-перейти болото: выложить дощечками.)

ВЕДУЩИЙ (получает от детей конверты): Сейчас мы с вами посмотрим, что же в этих конвертах. А здесь загадки.

ЗАГАДКИ:

1.Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою (страну).

2.Брат сказал: «Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником-
Станешь (пограничником).

3.Моряком ты можешь стать
Чтоб границу охранять
И служить не на земле
А на военном (корабле).

4.Самолет парит, как птица,
Там — воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат — военный (летчик).

5.Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется (танкистом).

6.Можешь ты солдатом стать
Плавать ездить и летать,
А в строю ходить охота –
Ждет тебя, солдат (пехота).

7.Глазами не увидишь,
Руками не возьмешь,
А без него в атаку не пойдешь…(ура)

Исполняется песня «Катюша», муз. И. Блантера, сл. М. Исаковского.

ВЕДУЩИЙ: Много прошло лет после войны, но мы никогда не забудем героев, мы   бережно храним память о подвиге своих отцов и дедов, что отстояли мир во имя нашей счастливой жизни. А теперь давайте встанем и почтим минутой молчания всех героев, павших за мир и счастье на земле.

Минута Молчания.

Дети читают стихи
Мы пришли к тебе Победа
Помня павших имена
Помня горести и беды
Что оставила война.

Пусть гремит салют Победы
Этим светом мир согрет.
Нашим прадедам и дедам
Всем желаем долгих лет.

Дети исполняют песню «Попурри на тему военных песен».

ВЕДУЩИЙ: День Победы – праздник долгожданный
Мирная небес голубизна.
Помнят на земле народы, страны –
В этот день закончилась война.

1-й ребенок: Сегодня праздник день Победы,
Счастливый, светлый день весны.
В цветы все улицы одеты,
И песни звонкие слышны.

2-й ребенок: Майский праздник
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды боевые ордена.

3-й ребенок: Май… Во всю щебечут птицы,
И парад идет в столице,
В орденах шагают деды.
Поздравляем с Днем Победы!

4-й ребенок: Что такое День Победы?
Это запахи весны…
Это птицы в чистом небе,
Это значит – нет войны!

5-й ребенок: Благодарим солдаты вас
За жизнь, за детство и весну.
За тишину, за мирный дом
За мир, в котором мы живем!

ВЕДУЩИЙ: Символом Победы является сирень, выбрана она не случайно: пышные букеты сирени дарили девушки воинам-победителям; букетами сирени встречали на станциях поезда, с возвращающимися из Берлина войсками. Радостная и нежная, яркая и ароматная майская сирень запомнилась нашим освободителям на долгие годы. Существует красивая традиция встречать каждый День Победы цветущими кистями сирени. Это символ Победы в Великой Отечественной Войне.

Рефлексия:
Вот я и предлагаю нарисовать вам сирень, но рисовать ее мы будем не кисточками, а пальчиками. Нужно сложить пальчики в виде цветочка, макнуть ими в краску и оставить отпечаток на бумаге, желтой краской пальчиком сделать серединку, зеленой листочки. У вас получились очень красивые рисунки. Молодцы!

Звучит песня «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.

ВЕДУЩИЙ: …Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всем, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.

ВЕДУЩИЙ: Мы никогда не забудем тех, кто не пожалел своей жизни и одолел всех врагов. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами могли жить, учиться работать и быть счастливыми. Вечная слава героям!

Дети берут портреты своих родственников-участников ВОВ.

Все: Вечная слава! Зажигается Свеча памяти по музыку «Реквием».

Список литературы:
Антонов Ю.А. «Великой Победе посвящается»/ Антонов Ю.А. — М.; ТЦ Сфера, 2010.128с – (Библиотека воспитателя)
Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»: учебно-методическое пособие, 2005.
Ветохина А. Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов».
А.П. Казакова, Т. А. Шорыгина» Детям о Великой Победе» Москва 2010 г. Т. А. Шорыгина «День победы» Москва 2010 г.
Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Сфера, 2006. — 192 с.
Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников «Учитель»- 2013.
Топорцев А.П. «Чтобы знали и помнили»/ Топорцев А.П. — М.О. «Подмосковье», 2014.-220с.
Журнал «Дошкольная педагогика» №3, 2010г.
Праздники в детском саду. Москва “Просвещение” 1982, под ред. Соболевой.

Интернет-ресурсы:
Видеоролики http: //www. youtube. com/
Картинки https://yandex. ru/images/? clid=1872363&win=138&redircnt=1428259088. 1&uinfo=sw-1093-sh-614-ww-1093-wh-514-pd-1. 25-wp-16x9_1366x768
Стихи для детей о ВОВ http: //tanyakiseleva. ru/stixi-dlya-detej-o-vojne/
Детские песни о войне http: //allforchildren. ru/songs/vov. php